Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 с. Серафимовского
Арзгирского района Ставропольского края
Подготовка
к репетиционной
экзаменационной работе
по математике
в 11 классе
Учитель математики:
Шевченко Г. В.
2010 г.
(Слайд 1, 2)
Подготовка учащихся к ЕГЭ осуществляется по следующим направлениям:
- информационная работа;
- содержательная подготовка;
- психологическая подготовка.
(Слайд 3)
В течение учебного года с одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.
Было изучено Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Сначала проект, затем утверждённый документ с внесёнными изменениями. Учащиеся и родители ознакомлены с Порядком проведения ЕГЭ, особенностями проведения государственной (итоговой) аттестации в 2010 году. У каждого ученика имеется Инструкция для учащихся- участников ЕГЭ в день сдачи экзамена, Памятка выпускника 2010 года, рекомендации психолога по поведению до и в момент экзамена, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, расписание выпускных экзаменов в 2010 году. Каждому родителю вручены рекомендации и советы по оказанию психологической поддержки детям со стороны родителей. Были проведены родительские собрания по изучению нормативно- правовой базы итоговой аттестации и об оказании помощи детям в подготовке к ЕГЭ. На собраниях выступали представители администрации школы и психолог. Родители имели возможность получить ответы на все вопросы, связанные с особенностями итоговой аттестации этого года. Кроме того, проводится индивидуальное консультирование родителей со стороны классного руководителя, завуча школы и психолога.
(Слайд 4)
В кабинете математики имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы по ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ 2010 года, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.
Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Мною создан график дополнительных индивидуальных занятий по обязательным предметам и предметам по выбору. Посещаемость учащимися этих занятий контролирует классный руководитель. Выясняю причины отсутствия ученика на занятии, довожу до сведения родителей.
В 11 классе подготовка к ЕГЭ по математике строится по тематическому принципу.
У каждого ученика имеются сборники тематических тестов для 10-11 классов и учебно-методическое пособие «Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, а также типовые тестовые задания авторов Т.А. Корешковой и Ю.А. Глазкова. С начала учебного года мы работали с тематическими тестами, вырабатывая общие подходы и способы деятельности с заданиями различных видов. В ходе такой подготовки выявилось, какие затруднения испытывают учащиеся, какие темы и разделы являются наиболее сложными. На уроках и консультационных занятиях проводила индивидуальную работу по устранению пробелов в знаниях и умениях. Комплексные тесты мы начали решать во втором полугодии. Проведя диагностические работы и увидев большое число недостатков, начала работать над их устранением. Сами дети объясняют это тем, что теряются в большом количестве заданий по разным темам: заданий так много, все такие разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход. После районной репетиции учащиеся стали более серьёзно относиться к своей самоподготовке.
Проведённая перед каникулами работа по материалам демоверсий продемонстрировала повышение уровня владения содержанием материала и способами выбора правильного ответа.
(Слайд 5)
Одним из принципов построения методической подготовки к ЕГЭ считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении заданий. Считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С.
Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Эту работу я веду с 10 класса. Тем не менее учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время репетиционных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на консультациях. Большинство учащихся умеют это делать очень хорошо.
Новая форма итоговой аттестации выпускников школ в виде единого государственного экзамена обнажила ряд проблем современной школы.
(Слайд 6)
В процессе подготовки школьников к ЕГЭ по математике учитель встречается с определенными проблемами. Так, одной из проблем является насыщенность программного материала в 11 классе, что не предоставляет возможности планомерно и в системе вести работу по подготовке к экзамену в течение учебного года. Поэтому чаще всего подготовка к ЕГЭ начинается в 10-11 классах во внеурочное время, что создает у учащихся определенные трудности в восприятии материала.
(Слайд 7)
Многообразие формулировок заданий в вариантах ЕГЭ – также одна из проблем экзамена. В школьных учебниках, как правило, используются стандартные формулировки: слабых и средних учеников незнакомые формулировки заданий ЕГЭ ставят в тупик.
Выпускники общеобразовательной школы и школы с углубленным изучением математики имеют неравные возможности получить хорошую оценку по результатам ЕГЭ, так как программы и количество часов на изучение математики в этих школах не совпадают.
(Слайд 8)
Чтобы максимально устранить обозначенные проблемы, в своей деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и обучению работы с экзаменационным текстом придерживаюсь определенных позиций:
- обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
- обучение определению степени трудности задания;
- обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки;
Считаю необходимым приучать учащихся заниматься математикой 3,5 – 4 часа подряд без перерыва, формируя привычку интенсивно работать в заданных временных рамках. Подобные тренинги провожу в системе в процессе подготовки к ЕГЭ в учебное время, а также рекомендую учащимся заниматься в таком режиме в домашних условиях (немаловажную роль играют консультации для родителей).
Центральным моментом технологии подготовки к ЕГЭ считаю обучение школьников приемам мысленного поиска способа решения. Подготовку разумно выстраивать по тематическому принципу – от простых заданий к заданиям сложным. Тематическая подборка заданий должна быть представлена в виде логически взаимосвязанной системы, т. е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего.
Большой объем экзаменационной работы, широкий спектр заданий, смена приемов и методов решения требует от ученика мобильности и умения переключать внимание с одного задания на другое. Поэтому целенаправленная подготовка к экзамену должна включать не только тематические повторения, но и комплексные работы.
Небольшие по объему и степени сложности комплексные задания использую в течение всего времени подготовки к ЕГЭ в процессе проведения устной работы, организованной с классом. Считаю, что подобный вид деятельности способствует формированию переключаемости внимания учащихся, отработке умения выполнять задания в уме или фиксируя в записи только определенные «обрывки» преобразований. Обозначенный навык работает на результат, позволяя сэкономить время на выполнение работы. Учащиеся должны усвоить, что чем больше преобразований они выполнят в уме и чем меньше записей сделают, тем больше времени сэкономят на саму работу.
Со школьниками, которые планируют «сражаться» с разделом С, требующим правильного оформления, четких и логических рассуждений, провожу отдельные дополнительные занятия, на которых подробно знакомлю со специфическими приемами оформления записей, решения заданий, редко затрагиваемых на текущих уроках: уравнения и неравенства с параметрами, сложные стереометрические задачи, специальные приемы исследования функций и областей решения сложных уравнений и т.д.
(Слайд 9)
Немаловажную роль при подготовке к ЕГЭ играет психологический фактор. Считаю необходимым активно воздействовать на личность ученика, поскольку при хорошо организованной, качественной психолого-педагогической подготовке к ЕГЭ ученик сумеет, используя предметные знания, реализовать себя на экзамене и достичь желаемого результата. Немаловажно, чтобы школьник сразу определился с планируемым результатом обучения и сформулировал его для себя – это в определенной степени способствует формированию чувства уверенности, а также ведет к некоторым положительным подвижкам в качестве знаний и умении их применять.
(Слайд 10)
Каждый педагог должен помнить, что самое главное для обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ – снизить напряжение и тревожность учащихся и обеспечить оптимальные условия для занятий.
(Слайд 11)
4