Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Харада»
с. Ульяновское, Республика Калмыкия.
Почему извергаются вулканы?
Автор работы: Ниязов Селим
Руководитель: Вакуленко О.А.
Автором проекта в ДОУ на тему "Почему извергаются вулканы?" были поставлены и выполнены такие задачи, как:
выяснить, что такое вулкан;
рассмотреть как он устроен;
найти на карте вулканы России;
уточнить, какие бывают вулканы и кто такие вулканологи;
создать модель вулкана;
провести опыты;
пополнить словарный запас воспитанников детского сада новыми словами.
Автором краткосрочного проекта в средней группе на тему "Почему извергаются вулканы?" была выполнена практическая работа по созданию макета действующего вулкана и сравнению камней по их природным свойствам, а также проведен опыт по извержению вулкана при помощи соды и средства для мытья посуды.
Оглавление
Введение
1. Что такое вулкан?
2. Типы вулканов.
3. Создание макета действующего вулкана.
4. Сравнение камней по их природным свойствам.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: В наше стремительное время , я ,как педагог, вижу стремительное взросление дошколят. Пятилетние дети активно и легко справляются с задачами не по возрасту.
Однажды, расшалившемуся воспитаннику я сказала, что могу взорваться, как вулкан!!! «Ух, ты! А как это?» На следующее утро в группе пытливых и любознательных детей появилось желание узнать побольше о таинственном чуде под названием «Вулкан». Так началась наша исследовательская работа «Почему извергаются вулканы?»
Цель исследования: узнать, почему извергаются вулканы?
Задачи исследования:
Выяснить, что такое вулкан;
Рассмотреть на картинке - схеме как устроен вулкан;
Найти по географической карте вулканы России;
Какие бывают вулканы;
Кто такие вулканологи;
Создать действующую модель вулкана в условиях группы;
Узнать опытным путём о свойствах камней вулканического происхождения;
Пополнение словарного запаса.
Гипотеза: Дети предположили, что вулкан извергается, потому что гора сердится.
Что такое вулкан?
Получив задание найти интересную информацию о вулканах, через несколько дней мы говорили о следующем : что вулкан - это гора с отверстием, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара и расплавленной лавы. Лава раскалена настолько, что после нее живого не остается.
Так почему вулкан назвали вулканом? И, оказалось, что слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос»- огонь, пламя. У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Вулкан . По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы.
В его кузнице было раскалено, стоял грохот . Иногда Бог приоткрывал двери в своё царство, отчего образовывались отверстия на поверхности земли и оттуда вырывался огонь, дым. Люди говорили: вулкан сердится. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.
Затем я (воспитатель Бондаренко Л.М.) продолжаю рассказ о том, что Вулканы - грозное явление природы. Извержение вулканов угрожают жизни людей и наносят ущерб для всей окружающей природы, поэтому нам нужно знать о них как о любом явлении природы, частью которой мы являемся.
В нашей стране тоже есть гряда гор с вулканами, мы показываем их на карте, это полуостров Камчатка, который омывается морями и Тихим океаном.
Камчатка славится вулканами, которые, то спят, то просыпаются. От извержения вулканов часто бывают землетрясения. Далее вместе рассматриваем картинку-схему, которая помогает нам понять строение вулкана и пополнить наш словарный запас: лава, кратер, жерло, извержение.
Но почему же всё таки извергается вулкан? И только ли разрушения несет собой извержение вулкана?
Оказалось, что в недрах земной коры при очень высокой температуре образуется магма. Под воздействием движения тектонических плит магма поднимается к поверхности земли и скапливается вулканической камере под вулканом.
Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу на поверхность - к кратеру, и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем газов становится больше, магма изменяет состав и превращается в лаву. Извержение вулкана начинается с выброса газов и вулканического пепла.
Так же могут происходить взрывы, тогда в воздух из жерла вылетают вулканические бомбы - куски застывшие лавы, а потом расплавленная лава стекает по склону. После бурного процесса извержения давление снижается, и извержение вулкана прекращается.
Типы вулканов
О типах вулканов мы узнали, посмотрев детский познавательный мультфильм «Вулканы и гейзеры» из цикла «Почемучка». И вот, что оказывается:
Вулканы бывают потухшими и уже не представляют опасности для природы и людей. Они обрастают зеленью, вблизи таких вулканов, например, выращивают рис и виноград. Такие вулканы необыкновенно красивы .
Вулканы бывают уснувшими, они в любой момент могут «проснуться» и возобновить извержения.
Вулканы бывают действующими , они постоянно извергают лаву и представляют опасность для всего живого.
На появившийся вопрос ,как же спасаться от вулкана, пытливые юные исследователи ответили, что есть такие ученые , которые наблюдают за вулканами и предупреждают об опасности. Такие ученые есть по всей земле.
Уточняем и запоминаем слово «вулканологи».
После рассматривания картинок и множества книг, наступает, для нас, пытливых и любознательных, самое интересное!!!
Создание макета действующего вулкана
Наступило время проведения опытов в нашем исследовании, для чего мы и создали из картона, небольшой пластмассовой баночки и пластилина макет вулкана. Свернули картон конусом так, чтобы получилось отверстие для пластмассовой баночки, проклеели сбоку, дали высохнуть и облепили пластилином получившийся конус.
Получилась мини гора. Затем с помощью исследователя Макара, мы насыпали в «кратер» пищевую соду, налили жидкого мыла, красную гуашь для «лавы» и добавили пищевой уксус, чем вызвали эффект «вытекающей лавы» из нашего «вулкана» (Приложение № 9)
Вывод: После эмоционального восхищения делаем вывод, что сода соединилась с уксусом, пошли пузырьки, выделившийся газ вытолкнул содержимое бутылочки наружу, прямо как в настоящем, природном вулкане.
Также мы подчеркнули, что лава ,застывая, дает человеку интересный камень, качества которого можно исследовать опытным путем.
Сравнение камней по их природным свойствам
В пластмассовый таз набрали воды и опустили в воду четыре разных камня. Остался на воде только камень под названием «пемза». От исследователя Макара мы узнаем, что камень необычен своим происхождением, это застывшая лава. При рассматривании наблюдаем, что в камне много дырочек, а значит много воздуха , что и дает ему возможность не тонуть.
Вывод: Пемза – это вулканический камень, приносит пользу человеку, не тонет в воде.
Заключение
В ходе исследования гипотезу о том, что гора сердится и поэтому происходит извержение вулкана, мы отрицаем. А мифологический рассказ - красивая и добрая сказка. На самом деле вулканы – это явление природы.
В ходе нашего эксперимента дошкольники показали , что развитие детей происходит благодаря удовлетворению их природных потребностей в познании. А соединение сказки и эксперимента- интереснейший из способов добывать знания, при условии ,что взрослые направляют их и помогают творческому освоению мира.
Список литературы
Джон Купер. Большая книга для любознательных.- Москва «РОСМЭН», 2001
Страун Рейд, Фелиса Эверетт. География. Энциклопедия. – Москва «РОСМЭН», 1998
Фиона Уотт. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – Москва «РОСМЭН», 1998
Яндекс Словари/вулканы/БСЭ/Вулканы/