«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 6 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Программа тесно связана с программами по самообслуживанию, социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда. Целью программы является формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека. Освоение навыков здорового образа жизни.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки



ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Маркса»



«Согласовано»

Заместитель директора по УР


_____________/_Адаева А.А. /

«__»____________20____г.


«Утверждено»

Директор


_____________/Ларина Н.А./

Приказ № ___ от«____»_20__г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Куприяновой Наталии Викторовны I квалификационной категории


по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

6 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью









«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/_Одегнал И.В. /


Протокол № ___

от «_____»________20__г.











Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.

Цель: формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и
вредные факторы среды обитания человека

Задачи:

- освоение навыков здорового образа жизни;

- формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и
вредные факторы среды обитания человека;

- формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по
оказанию само- и взаимопомощи, в случае проявления опасностей;

- освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.  Программа тесно связана с программами по самообслуживанию, социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда.

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках ОБЖ воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищённости. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребёнка.

Формы уроков данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Уроки проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • активные паузы/ проведение физкультминуток.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:

  • основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;

  • навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

В основу уроков по предмету «ОБЖ» положен комплексный подход, который предполагает:

  • ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;

  • организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;

  • развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности.

Изучение учебного материала рассчитано на 33 часа в год (1 час в неделю).

Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.

 Содержание тем учебного курса

I четверть

Личная безопасность на улице.

Личная безопасность на улице.

Улица – зона повышенной опасности.

Правила безопасного поведения на улице в различных ситуациях (если потерял родителей или класс)

Правила безопасности в общественном месте, в толпе.

Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.

Игры на улице и во дворе.

Просмотр обучающего мультфильма «Где опасно играть»

Обобщающий урок «Правила безопасного поведения на улице»


II четверть

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения.

Виды общественного транспорта.

Правила безопасности на остановках общественного транспорта.

Поведение в общественном транспорте.

Движение пешеходов по тротуарам.

Переход улицы.

Сигналы светофора.

Игры в ПДД.

III четверть

Опасные и вредные факторы современного жилища

Личная безопасность дома.

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Электричество.

Правила пользования электроприборами.

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Газ.

Правила поведения при утечке газа и профилактика аварийной ситуации.

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Вода.

Правила поведения при утечке воды и меры по профилактике аварийной ситуации.

Правила поведения дома (если ты остался дома один)

Обобщающий урок на тему «Личная безопасность»

IV четверть

Чрезвычайные ситуации

Пожарная безопасность

Причины возникновения пожара в доме и его последствия.

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе).

Если горит у соседей…Действия при возникновении пожаров.

Меры предупреждения возникновения пожара.

Правила поведения при пожаре.

Службы спасения.

Обобщающий урок на тему «Пожарная безопасность»

Учебно-тематичекий план

Количество часов

Наименование разделов

1

8

Личная безопасность на улице

2

8

Правила дорожного движения

3

9

Опасные и вредные факторы современного жилища

4

7

Чрезвычайные ситуации

Всего

33



Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться электроприборами;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице, в помещении, на лестнице;

  • вести себя в чрезвычайных ситуациях;


Учащиеся должны знать:

  • какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни;

  • правила безопасного поведения на улице в различных ситуациях (если потерял родителей или класс во время прогулки);

  • правила дорожного движения;

  • виды общественного транспорта и правила безопасности на остановках и в транспорте;

  • последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности;

  • правила поведения дома (если остался один);

  • причины возникновения пожара и правила поведения при пожаре.


Критерии и нормы оценки по основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для учащихся умеренной и тяжелой умственной отсталости

Ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования И.М. Бгажноковой, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов учащимися, считать объемом реализуемых знаний, показателем наиболее соответствующим адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью удовлетворительным.

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 60%

очень хорошо

свыше 60%


При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно дать ответ с применением примеров, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или  разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик понимает основные положения данной темы, но излагает недостаточно полно и последовательно, допускает ряд речевых ошибок, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.



Список литературы


1. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.

2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.

3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее