Викторина «По дорогам знаний» в 6 классе
Цель: сплочение коллектива
Задачи:
- играя, понять значимость друг друга и коллектива;
- настроиться на новый учебный год со старыми друзьями;
- вспомнить события 1812 года.
Здравствуйте, ребята!
Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок.
Осень нежно нам всем сообщает,
Что пора школьных дней наступает.
С летом солнечным надо проститься,
Хочешь, нет ли, а надо учиться!
Целых 9 месяцев нам предстоит учиться, общаться друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это 1085 учебных часов, 210 учебных дней, 34 классных часа, много различных мероприятий.
Оглянитесь, сколько нас . И каждый из нас уникален. Но вместе мы – одна семья. Давайте вспомним, как мы жили предыдущий год.
Ах, лето! Как прекрасно оно было, не правда ли? Как бы то ни было, лето закончилось, и впереди нас ждут осень, зима, весна. Начинается новый учебный год. А по школе-то вы соскучились или не очень?
/Ответы/
Сейчас проверим, осталось ли у вас в головах что-то после летнего отдыха, не растеряли ли вы свои знания, свою способность соображать.
Конкурс 1. Вспомним слова.
А. Буквы, построенные для переклички (алфавит)
Б. То, что учат писать «тонким перышком в тетрадь» (буквы)
В. Математическое действие, происходящее с карманными деньгами ученика, покупающего булочку в школьном буфете (вычитание)
Г. Новый учебный предмет, который вы начнете изучать в этом учебном году (география)
Д. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками (доска)
Е. Официальное название отметки, которая стоит «колом» (единица)
Ж. Коллективное досье, которое составляют учителя на учащихся каждого класса (журнал)
З. Если непосильная, то безответная (задача)
И. Та, что рождается в споре (истина)
К. Лучшее, но очень короткое время в жизни учеников и учителей (каникулы)
Л. Традиционное построение учащихся для церемониала подведения итогов четверти (линейка)
М. Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел)
Н. Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив «двойку» (нос)
О. Время года, когда начинается новый год для учеников (осень)
П. Дедушка современных ученических рюкзаков (портфель)
Р. На стене висит, сколько и каких уроков говорит (расписание)
С. Единственное место в школе, где ученикам разрешают прыгать, бегать и скакать (спортзал)
Т. Минус в русском языке (тире)
У. Можно приготовить, да нельзя съесть (уроки)
Ф. Школьный предмет, который и летом продолжается на стадионах, дворовых площадках, в лагерях отдыха (физкультура)
Х. Ученик, нарушающий дисциплину и порядок в школе (хулиган)
Ц. Их называют арабскими, хотя впервые появились в Индии (цифры)
Ч. Антикварная письменная принадлежность (чернильница)
Ш. Учреждение, куда принимают неграмотных (школа)
Щ. Брат меньший, которого нельзя привести на урок (щенок)
Э. Испытание, которое проходит каждый ученик по окончании школы (экзамен)
Ю. Пользователь компьютера (юзер)
Я. Ученик, который на всех жалуется учителю (ябеда)
Второй конкурс называется «Угадай слово»
Я зачитываю определение некоторого предмета, связанного со школой, а вы должны отгадать, о чем идет речь.
1. Этот предмет получил своё название из-за листков, сложенных вчетверо. (Тетрадь. «тетрадос», что как раз и значит «чет-вёртая часть», а «тетра» - четыре).
2. Какой природный материал был самой первой краской? Она бывает разной: желтая, красная, зеленоватая, белая, голубая. (Глина. ).
3. Это слово переводится с латинского как «перохранилище»). (Слово «пенал» произошло от латинского слова «пенна» - перо, то есть пенал – это «перохранилище»).
4. Древний римлянин сказал бы, что это белая доска. (Альбом. По-латыни «альбум» - белая доска).
5. Это слово произошло от названия самой яркой звезды в созвездии Большого Пса – Сириус. Она появляется на небосводе в самый разгар лета, 26 июля по нашему календарю звезды. ( «Каникулы» «Каникулой» и называли когда-то Сириус ).
Третий конкурс «Блеф-клуб»
Слово «блеф» означает «выдумка; ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо». Я буду сейчас задавать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Задача игроков – определить, верно ли утверждение или это всего лишь блеф. Приглашаю по одному игроку от каждой команды. Вы берете карточки со словами «Да» и «Нет». По моей команде поднимаете карточку со своим ответом. Правильный ответ – 1 балл.
1. Самая толстая кожа у слона (нет, у бегемота).
2. самое маленькое сердце из всех крупных хищников имеет медведь (нет, лев)
3. Тигры бывают белыми (да)
4. На зиму пингвины улетают на север (нет, пингвины не умеют летать)
5. Пчела имеет 5 глаз (да)
6. Если пчела ужалит кого-нибудь, то она погибает (да)
7. Лошади могут не ложиться в течение двух месяцев (да)
8. Кит всю жизнь не спит (да)
9. Крокодил плачет от жалости к своей жертве (нет, он выводит со слезами излишки соли)
10. Пергамент – первый изготовленный материал для письма (нет, папирус)
11. Затонувший в 1912 году корабль «Титаник» принадлежал США (нет, Великобритании)
12. В Египте «Приключения Шерлока Холмса» А.Конан-Дойла выпускаются как учебное пособие для полицейских (да)
13. Буква «О» чаще других встречается в языках народов мира (нет, буква «А»)
14. Утром люди выше ростом, чем вечером (да)
15. На Северном полюсе холоднее, чем на Южном (нет)
16. Самый распространенный на Земле овощ – картофель (нет, капуста)
Четвёртый конкурс – «Русский алфавит»
Вы помните все буквы русского алфавита? Сейчас проверим. Вам нужно прочитать фразу, которая записана на карточке. Время – 3 минуты.
Фраза:
QWУSVМN LVДRАJ ZСIVМWGКLАЕSWЛVSGКIJGZА, FQЧLТSVО WБILРNАSТ VСR СQZЕQСLWТSРIОZЙ.
(Ум да смекалка, что брат с сестрой)
Пусть ум и смекалка помогают вам в учебе.
Вы все славно потрудились
И победы все добились.
II часть «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный.
Этот классный час посвящен не только Дню Знаний, но и 200-летию Бородинской битвы.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Солдат отвечает:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
В 2012 году мы отмечаем 200-летие Бородинского сражения. Как же всё было?
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородином, деревней в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. К началу сражения русская армия насчитывает: 120 тысяч человек, 640 орудий, французская армия насчитывает: 130–135 тысяч человек, 587 орудий. (Слайд 7)
Перед сражением французским войскам зачитали приказ наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Но наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.
Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать...
Главнокомандующим русской армии в этот грозны час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Российский император Александр Г завидовал его популярности. Даже через 1,5 столетий переполняешься любовью и гордостью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю - М.И. Кутузову.
Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.
"Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали... "
Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.
"И вот нашли большое поле.
Есть разгуляться где на воле!..."
Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере.
"Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус..."
И в душе каждый готовился к великому
"Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!... "
Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.
"И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось..."
Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...
«Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.,.»
Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться в рукопашную.
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...»
Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых.
Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.
Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервенением - они стремились в Москву.
Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.
Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
Сейчас на месте этого сражения создан музей-заповедник, мемориальный комплекс «Бородинское поле». Но надежнее всего та память, которая остается в умах и сердцах людей. Я надеюсь, что эту память сохраните и вы.
Что след в душе оставит нашей?
Ты – человек,
Твои дела в истории как вехи жизни.
Чем вспомнится твоя судьба:
Семьёй, богатством иль делами
Во благо главного – Отчизны.