ГБОУ АО СКОШ №15 г.Северодвинск
План - конспект открытого урока
по технологии (слесарное дело)
в 6а классе
Тема: «Плоскостная разметка и опиливание металла по разметке».
Учитель: Фомин Александр Андреевич
2018 г.
Пояснительная записка
Большинство уроков труда слесарного дела посвящены работе с листовым металлом. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно развивая уверенность, точность движений и гибкость.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с листовым металлом оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
Труд по изготовлению поделок из металла способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление поделки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Листовой металл – самый распространенный в слесарном деле и доступный в обработке материал. В процессе работы с ним учащиеся получают представление о его производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением металла и его обработкой.
Формирование у учащихся практических умений по обработке металла осуществляется в процессе изготовления изделий. Со школьного периода детям становятся известны приемы резания металла ножницами, соединения деталей клеем, пайкой клепкой и другими видами соединений. Учащиеся расширяют знания в области слесарного дела, осваивают умение по разметке деталей, сгибание по шаблону, приемы резания, различные способы отделки, окрашивание и др.
В основу программ по обработке металла положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Так школьники могут изготавливать игрушки, сувениры, простейшие наглядные пособия, и др.
Развитию технического мышления школьников способствует включение в различные этапы урока наблюдений; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.
Тема урока: «Плоскостная разметка и опиливание металла по разметке».
Цель: продолжать формировать умение безопасной работы с инструментом и листовым металлом.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания по технике безопасности при работе с инструментом
закрепить знания по технике безопасности при работе с листовым металлом
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и других
прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда
Коррекционно-развивающие:
развивать процессы анализа и синтеза наглядно-действенного мышления
развивать устойчивость и концентрацию произвольного внимания
развивать координацию и точность крупных и мелких движений
Наглядность:
образец заготовки прямоугольной формы с нанесенной разметкой из листового металла
инструкционная карта по нанесению разметки на листовой металл
презентация
Оборудование и материалы:
школьная доска, карточки с правилами, металлические листы, чертилки, циркули, линейки, напильники.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Вводная часть (организационный момент) | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим учиться выполнять плоскостную разметку и опиливание металла с соблюдением правил безопасной работы с инструментом и листовым металлом. | Дети приветствуют учителя и гостей. |
|
Основная часть | 1. Работа с правилами работы на уроке: Ребята давайте повторим правила работы на уроке. У вас на доске закреплены карточки, нужно каждому из вас по одному выйти к доске и взять ту карточку которая относится к нашему уроку. После того как каждый выберет, я их зачитаю и мы вместе решим правильно ли вы их выбрали. (В результате появляется ряд правил, о которых не нужно забывать на уроке. 1.Каждый работает на одном рабочем месте; 2.Перед началом работы выбрать необходимый инструмент; 3.Во время работы не отвлекать других; 4.Не шуметь и не бегать по классу на уроке; 5.После окончания работы, нужно прибрать рабочее место и подмести пол.) | Ученики выбирают нужные и учитель их зачитывает.
| на доске закреплены карточки с правилами, среди которых есть и такие, которые не подходят к данному уроку.
|
| 2.Повторение правил безопасности: Ребята, для того, чтобы произвести плоскостную разметку, а затем сделать опиливание по разметке, нужно знать какие инструменты во время работы нам пригодятся. Какие инструменты во время работы нам пригодятся? Давайте вспомним правила ТБ чертилкой Вспомним правила ТБ с циркулем А ещё нужно соблюдать общие правила ТБ при работе с тонколистовым металлом. Подойдите к доске и мы посмотрим инструкцию. | Ученики отвечают – чертилки, циркули, линейки, напильники и др. Ученики отвечают – не бросаться, не стукать никого, не замахиваться, держать заготовку крепко Ученики отвечают – не делать резких движений, не подставлять пальцы, держать заготовку крепко, не передавать циркуль острыми концами, не толкаться. Подходят к доске и проводят разбор инструкции | на столах разложены инструменты
|
| 3. Пальчиковая гимнастика: Прежде чем начать работу мы проведём пальчиковую гимнастику: На двери висит замок Кто его открыть бы смог? Постучали, Покрутили, Потянули, И открыли. |
Ученики повторяют движения за учителем |
гимнастику повторяем два раза |
| 4.Последовательность выполнения работы: Ребята, посмотрите на экран компьютера. Перед вами алгоритм выполнения работы. Сначала вам необходимо взять заготовку и нанести разметку согласно образца. | Ученики выполняют работу | на образце и на экране компьютера алгоритм работы. |
| 5.Физкультминутка и вторая практическая часть урока: Прежде чем перейти ко второй части урока, опиливанию металла по разметке, проведем физкультминутку. Я включу веселого барашка на компьютере, он будет показывать движения, а мы будем их повторять. Садитесь на свои места. И начнём работу. Сейчас берем напильники и обрабатываем края как и образце на столе. | Ученики повторяют движения Ученики выполняют работу | Видео на компьтере |
| 6.Просмотр, оценка и анализ выполненных работ: Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими они получились?
| Ученики отвечают: красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д. | Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
|
| 7.Уборка рабочего места: Молодцы ребята! А теперь убираем рабочие места! | Ученики убирают рабочие места |
Щетки-сметки |
Заключительная часть. | Вот и подошёл урок к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? Что интересного вы узнали? Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5». | Ученики оценивают собственную деятельность, рассказывают как нанести плоскостную разметку, каким инструментом и как произвести опиливание металла. Выслушивают оценку учителя |
|
№
| Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал | Время этапа (мин) |
1 | Организа -ционный момент и постановка цели урока | Здравствуйте ребята! Цель нашего сегодняшнего урока направлена на продолжение формирования у вас умения безопасной работы с инструментом и листовым металлом. Сегодня в рамках нашей темы мы повторим правила безопасной работы, познакомимся с плоскостной разметкой и опиливанием металла по разметке. | На доске написана тема и цель урока | 1 |
2 | Работа над правилами работы на уроке | Давайте повторим правила работы на уроке. У вас на доске закреплены карточки, нужно каждому из вас по одному выйти к доске и взять ту карточку которая относится к нашему уроку. После того как каждый выберет, я их зачитаю и мы вместе решим правильно ли вы их выбрали. (Ученики выбирают нужные и учитель их зачитывает.) В результате появляется ряд правил, о которых не нужно забывать на уроке. 1.Каждый работает на одном рабочем месте; 2.Перед началом работы выбрать необходимый инструмент; 3.Во время работы не отвлекать других; 4.Не шуметь и не бегать по классу на уроке; 5.После окончания работы, нужно прибрать рабочее место и подмести пол. | На доске закрепленыкарточки с правилами, среди которых есть и такие, которые не подходят к данному уроку. | 5 |
3 | Повторение правил безопасности | Ребята, для того, чтобы произвести плоскостную разметку, а затем сделать опиливание по разметке, нужно знать какие инструменты во время работы нам пригодятся. А какие инструменты во время работы нам пригодятся? (Ученики отвечают – чертилки, циркули, линейки, напильники и др.) давайте вспомним правила ТБ чертилкой (Ученики отвечают – не бросаться, не стукать никого, не замахиваться, держать заготовку крепко) вспомним правила ТБ с циркулем (Ученики отвечают – не делать резких движений, не подставлять пальцы, держать заготовку крепко, не передавать циркуль острыми концами, не толкаться.) а ещё нужно соблюдать общие правила ТБ при работе с тонколистовым металлом. Подойдите к доске и мы посмотрим инструкцию. | На столах разложены инструменты | 5 |
4 | Пальчико-вая гимнастика | Прежде чем начать работу мы проведём пальчиковую гимнастику: На двери висит замок Кто его открыть бы смог? Постучали, Покрутили, Потянули, И открыли. | | 1 |
5 | Последовательность выполнения работы | Ну, что же приступим к работе. Ребята, посмотрите на экран компьютера. Перед вами алгоритм выполнения работы. Сначала вам необходимо взять заготовку и нанести разметку согласно образца. (Ученики выполнят работу). | На образце и на экране компьютера алгоритм работы. | 5 |
6 | Физкультминутка и вторая практическая часть урока | Сейчас прежде чем перейти к второй части урока, опиливанию металла, проведем физкультминутку. Я включу веселого барашка на компьютере, он будет показывать движения, а мы будем их повторять. Хорошо?! (Ученики отвечают – хорошо.) Молодцы! Садитесь на свои места. И начнём работу. Сейчас берем напильники и обрабатываем края как и образце на столе. (Ученики выполнят работу). | Видео на компьтере | 5 15 |
7 | Просмотр, оценка и анализ выполненных работ | Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы? (Ученики отвечают: красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.) | Демонстрационный стол, на столе поделки ребят | 1 |
8 | Уборка рабочего места. | Молодцы ребята! А теперь убираем рабочие места! (Ученики быстро убирают рабочие места) | Щетки-сметки | 1 |
9 | Подведение итогов урока. | Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке? Что интересного вы узнали? (Ученики отвечают: как нанести плоскостную разметку, каким инструментом и как произвести опиливание металла.) Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Вам понравился урок (отвечают – да). Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5». (Ученики подают дневники). | | 1 |