«Зимний фестиваль знаний 2025»

Плоскостная разметка и опиливание металла по разметке

Конспект урока по технологии "Слесарное дело" на тему: Плоскостная разметка и опиливание металла по разметке.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ГБОУ АО СКОШ №15 г.Северодвинск

План - конспект открытого урока

по технологии (слесарное дело)

в 6а классе











Тема: «Плоскостная разметка и опиливание металла по разметке».













Учитель: Фомин Александр Андреевич



2018 г.

Пояснительная записка

Большинство уроков труда слесарного дела посвящены работе с листовым металлом. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно развивая уверенность, точность движений и гибкость.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с листовым металлом оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.

Труд по изготовлению поделок из металла способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление поделки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Листовой металл – самый распространенный в слесарном деле и доступный в обработке материал. В процессе работы с ним учащиеся получают представление о его производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением металла и его обработкой.

Формирование у учащихся практических умений по обработке металла осуществляется в процессе изготовления изделий. Со школьного периода детям становятся известны приемы резания металла ножницами, соединения деталей клеем, пайкой клепкой и другими видами соединений. Учащиеся расширяют знания в области слесарного дела, осваивают умение по разметке деталей, сгибание по шаблону, приемы резания, различные способы отделки, окрашивание и др.

В основу программ по обработке металла положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Так школьники могут изготавливать игрушки, сувениры, простейшие наглядные пособия, и др.

Развитию технического мышления школьников способствует включение в различные этапы урока наблюдений; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.



Тема урока: «Плоскостная разметка и опиливание металла по разметке».

Цель: продолжать формировать умение безопасной работы с инструментом и листовым металлом.

Задачи:

  1. Образовательные:

    1. закрепить знания по технике безопасности при работе с инструментом

    2. закрепить знания по технике безопасности при работе с листовым металлом

  2. Воспитательные:

    1. воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и других

    2. прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда

  3. Коррекционно-развивающие:

    1. развивать процессы анализа и синтеза наглядно-действенного мышления

    2. развивать устойчивость и концентрацию произвольного внимания

    3. развивать координацию и точность крупных и мелких движений

Наглядность:

  • образец заготовки прямоугольной формы с нанесенной разметкой из листового металла

  • инструкционная карта по нанесению разметки на листовой металл

  • презентация

Оборудование и материалы:

школьная доска, карточки с правилами, металлические листы, чертилки, циркули, линейки, напильники.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Вводная часть (организационный момент)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим учиться выполнять плоскостную разметку и опиливание металла с соблюдением правил безопасной работы с инструментом и листовым металлом.

Дети приветствуют учителя и гостей.


Основная часть

1. Работа с правилами работы на уроке:

Ребята давайте повторим правила работы на уроке. У вас на доске закреплены карточки, нужно каждому из вас по одному выйти к доске и взять ту карточку которая относится к нашему уроку. После того как каждый выберет, я их зачитаю и мы вместе решим правильно ли вы их выбрали.

(В результате появляется ряд правил, о которых не нужно забывать на уроке.

1.Каждый работает на одном рабочем месте;

2.Перед началом работы выбрать необходимый инструмент;

3.Во время работы не отвлекать других;

4.Не шуметь и не бегать по классу на уроке;

5.После окончания работы, нужно прибрать рабочее место и подмести пол.)



Ученики выбирают нужные и учитель их зачитывает.





















на доске закреплены карточки с правилами, среди которых есть и такие, которые не подходят к данному уроку.



















2.Повторение правил безопасности:

Ребята, для того, чтобы произвести плоскостную разметку, а затем сделать опиливание по разметке, нужно знать какие инструменты во время работы нам пригодятся.


Какие инструменты во время работы нам пригодятся?


Давайте вспомним правила ТБ чертилкой




Вспомним правила ТБ с циркулем







А ещё нужно соблюдать общие правила ТБ при работе с тонколистовым металлом.

Подойдите к доске и мы посмотрим инструкцию.











Ученики отвечают – чертилки, циркули, линейки, напильники и др.

Ученики отвечают – не бросаться, не стукать никого, не замахиваться, держать заготовку крепко


Ученики отвечают – не делать резких движений, не подставлять пальцы, держать заготовку крепко, не передавать циркуль острыми концами, не толкаться.

Подходят к доске и проводят разбор инструкции











на столах разложены инструменты




3. Пальчиковая гимнастика:

Прежде чем начать работу мы проведём пальчиковую гимнастику:

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули,

И открыли.





Ученики повторяют движения за учителем





гимнастику повторяем два раза


4.Последовательность выполнения работы:

Ребята, посмотрите на экран компьютера. Перед вами алгоритм выполнения работы.

Сначала вам необходимо взять заготовку и нанести разметку согласно образца.



Ученики выполняют работу



на образце и на экране компьютера алгоритм работы.


5.Физкультминутка и вторая практическая часть урока:

Прежде чем перейти ко второй части урока, опиливанию металла по разметке, проведем физкультминутку. Я включу веселого барашка на компьютере, он будет показывать движения, а мы будем их повторять.


Садитесь на свои места. И начнём работу. 

Сейчас берем напильники и обрабатываем края как и образце на столе.










Ученики повторяют движения




Ученики выполняют работу

Видео на компьтере


6.Просмотр, оценка и анализ выполненных работ:

Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими они получились?








Ученики отвечают: красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.







Демонстрационный стол, на столе поделки ребят



7.Уборка рабочего места:

Молодцы ребята!

А теперь убираем рабочие места!



Ученики убирают рабочие места



Щетки-сметки

Заключительная часть.

Вот и подошёл урок к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

Что интересного вы узнали?

Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными.




Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5».




Ученики оценивают собственную деятельность, рассказывают как нанести плоскостную разметку, каким инструментом и как произвести опиливание металла.


Выслушивают оценку учителя





Название этапа урока

Содержание этапа

Вспомогательный материал

Время этапа (мин)

1

Организа -ционный момент и постановка цели урока

  • Здравствуйте ребята!

  • Цель нашего сегодняшнего урока направлена на продолжение формирования у вас умения безопасной работы с инструментом и листовым металлом. Сегодня в рамках нашей темы мы повторим правила безопасной работы, познакомимся с плоскостной разметкой и опиливанием металла по разметке.


На доске написана тема и цель урока

1

2

Работа над правилами работы на уроке

  • Давайте повторим правила работы на уроке. У вас на доске закреплены карточки, нужно каждому из вас по одному выйти к доске и взять ту карточку которая относится к нашему уроку. После того как каждый выберет, я их зачитаю и мы вместе решим правильно ли вы их выбрали.

(Ученики выбирают нужные и учитель их зачитывает.)

В результате появляется ряд правил, о которых не нужно забывать на уроке.

1.Каждый работает на одном рабочем месте;

2.Перед началом работы выбрать необходимый инструмент;

3.Во время работы не отвлекать других;

4.Не шуметь и не бегать по классу на уроке;

5.После окончания работы, нужно прибрать рабочее место и подмести пол.

На доске закрепленыкарточки с правилами, среди которых есть и такие, которые не подходят к данному уроку.

5

3

Повторение правил безопасности

  • Ребята, для того, чтобы произвести плоскостную разметку, а затем сделать опиливание по разметке, нужно знать какие инструменты во время работы нам пригодятся.

А какие инструменты во время работы нам пригодятся?

(Ученики отвечают – чертилки, циркули, линейки, напильники и др.)

  • давайте вспомним правила ТБ чертилкой (Ученики отвечают – не бросаться, не стукать никого, не замахиваться, держать заготовку крепко)

  • вспомним правила ТБ с циркулем

(Ученики отвечают – не делать резких движений, не подставлять пальцы, держать заготовку крепко, не передавать циркуль острыми концами, не толкаться.)

  • а ещё нужно соблюдать общие правила ТБ при работе с тонколистовым металлом.

Подойдите к доске и мы посмотрим инструкцию.

На столах разложены инструменты

5

4

Пальчико-вая гимнастика

  • Прежде чем начать работу мы проведём пальчиковую гимнастику:

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули,

И открыли.


1

5

Последовательность выполнения работы

  • Ну, что же приступим к работе.

Ребята, посмотрите на экран компьютера. Перед вами алгоритм выполнения работы.

Сначала вам необходимо взять заготовку и нанести разметку согласно образца.

(Ученики выполнят работу).

На образце и на экране компьютера алгоритм работы.

5

6

Физкультминутка и вторая практическая часть урока

  • Сейчас прежде чем перейти к второй части урока, опиливанию металла, проведем физкультминутку. Я включу веселого барашка на компьютере, он будет показывать движения, а мы будем их повторять. Хорошо?!

(Ученики отвечают – хорошо.)

Молодцы! Садитесь на свои места. И начнём работу. 

  • Сейчас берем напильники и обрабатываем края как и образце на столе.

(Ученики выполнят работу).

Видео на компьтере

5









15

7

Просмотр, оценка и анализ выполненных работ

  • Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы?

(Ученики отвечают: красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)

Демонстрационный стол, на столе поделки ребят

1

8

Уборка рабочего места.

  • Молодцы ребята!

А теперь убираем рабочие места!

(Ученики быстро убирают рабочие места)

Щетки-сметки

1

9

Подведение итогов урока.

  • Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке? Что интересного вы узнали?

(Ученики отвечают: как нанести плоскостную разметку, каким инструментом и как произвести опиливание металла.)

  • Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Вам понравился урок (отвечают – да).

  • Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5».

(Ученики подают дневники).


1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее