Конспект урока по математике 3 класс
Тема урока: Площадь прямоугольника
Цель: обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади прямоугольника; способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»; уметь вычислять площадь прямоугольника; знать основные понятия длина, ширина, площадь
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания.
.
Ход урока
1.Организационный момент.
Ребята, а вы гостей любите? Тогда принимайте! Поприветствуйте их глазками.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Скажите своему другу, что у него все получится.
2. Мотивация к учебной деятельности
-Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Руссо:
«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
-Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех.
Говорят, за 1 минуту, человек может сделать 1 доброе дело. Сколько добрых дел вы можете сделать за урок?
3. Актуализация знаний
Тренажер
1) Математический диктант (табличное умножение)
В тетрадь записываются только ответы в строчку.
1 строка:
1. Делимое 49, делитель 7. Найдите частное. (7.)
2. Умножьте 6 на 1. (6.)
3. Сколько раз по 6 содержится в числе 30? (5.)
4. Во сколько раз 32 больше 4? (В 8.)
5. Какое число меньше 18 в 6 раз? (3.)
2 строка: четные числа первой строки увеличить в 6 раз, нечетные в 3;
3 строка : числа второй строки увеличить на 10;
4 строка: числа третьей строки уменьшить на 8;
В тетради запись
7 6 5 8 3
21 36 15 48 9
31 46 25 58 19
23 38 17 50 11
Проверка:
а) - Поменялись тетрадями с соседом (взаимопроверка)
б) - Сверили ответы по доске (Слайд1)
если не ошибок - рядом со строкой ставят +
1-2 ошибки - !
3-4ошибки- ?
5 и более ошибок- -
4. Постановка учебной задачи
-Послушайте математическую сказку.
Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»
- Как же тебя зовут? – спрашивали её.
- А зовут меня просто….(Прямоугольник)
- Как догадались? (Признаки прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые)
- О какой фигуре мы сегодня будем говорить? (О прямоугольнике)
- Посмотрите на два прямоугольника, которые я держу в руках. Что вы о них можете сказать? Как определить, который прямоугольник больше? (на глаз, способом наложения фигур, меркой – см2)
- Что это значит см2?
- Всегда ли в жизни удобно сравнивать площади прямоугольников этими способами?
А что будем говорить о прямоугольнике, узнаем из ребуса
- Какое слово получилось?
- Сформулируйте тему урока. («Площадь прямоугольника»)
(У каждого ученика на парте лежит квадрат со стороной 1 см2.)
— Измерьте квадратным сантиметром площадь учебника.(1 ряд)
— Измерьте квадратным сантиметром площадь стола. (2 ряд)
— Измерьте квадратным сантиметром площадь тетради. (3 ряд)
— Удобно ли вам было измерять? Почему?
— Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать более удобный способ нахождения площади прямоугольных предметов, вывести формулу нахождения площади прямоугольника.)
- Зачем нам надо уметь находить площадь прямоугольника? (поклеить обои, покрасить пол, поклеить потолок).
- Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 3см. Найдите его периметр. (повторить правило нахождения периметра прямоугольника)
-Что кроме периметра можно найти у прямоугольника (площадь.)
-Я давала задание, найти в толковом словаре, какое лексическое значение имеет слово «Площадь».
Заслушаем ваши ответы.
Послушайте мои утверждения и скажите, верны они или нет. (Слайд)
- Площадь это не застроенное место, от которого расходятся улицы в разные стороны
- Площадь это специально оборудованный участок земли, отведенный для определенной цели, например спортивная, детская или строительная площадка.
- Площадь это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
-Какое определение, больше подходит для нашего урока? (последнее)
— В каких единицах измеряется площадь фигур? (В квадратных сантиметрах.)
— Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)
5. Открытие нового знания
Разбейте прямоугольник, который вы начертили на см2.
Сколько квадратных см укладывается в нашем прямоугольнике? (12 см2)
- Сколько квадратов в каждой полосе? (4)
- Сколько полос с квадратами? (3)
- Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике?
Запишите (1 человек у доски) (3х4 = 12 см2)
- Что обозначает число 4? (Длину - 4см)
- Что обозначает число 3? (Ширину - 3см)
- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника?(Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину)
Назовите, чему равна его площадь.
- Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?
- Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Длина прямоугольника – а. Ширина – в. Как узнать площадь? Слайд 9: (S = а*в)
Вот вы сами и вывели формулу нахождения прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника.
- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?
Запишите нахождение площади прямоугольника в тетрадь по формуле.
Проверьте по образцу. .(S= 4*3= 12 см2)
Оцени себя на полях
(Физкультминутка)
6. Первичное закрепление. Работа с учебником.
Решите задачу. Длина прямоугольника 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.
- Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? (3 и 6)
Творческая работа ( работа в группах)
- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Людям, каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)
Какую форму имеет наш класс? Представьте что вы стали взрослые. Кто- то стал врачом, кто-то продавцом, кто-то учителем, кто-то спасателем, а кто-то строителем. Если я у вас попрошу помощи, вы не откажите? Тогда помогите, пожалуйста отремонтировать наш класс. На предыдущем уроке мы измеряли длину нашего класса, ширину. Находили площадь.
Посчитайте, какое количество и какого товара потребуется купить для ремонта. В помощь вам список товаров магазина «Стройдом».
№ | Наименование товара | Единица измерения | Цена | Количество товара | Стоимость |
1 | Линолеум 3м х 10м | 1рулон | 100руб. |
|
|
2 | Плинтус 4м | 1шт | 40 руб. |
|
|
Для этого вам надо разделиться на бригады.
Первая бригада уложит на пол линолеум. Что для этого надо сделать?
Составление плана действий:
*вычислить площадь рулона линолеума;
* вычислить количество и цену рулонов
Вторая - займется плинтусом. В чем ваша задача?
* найти периметр комнаты;
* рассчитать количество и цену плинтуса
Работа по учебнику с. 61
7. Включение новых знаний в систему
Работа в парах (находят друга)
Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в группах по карточкам. Отчет групп. Самооценка.) Приложение 3.
А) Кто знает, с чего начинается строительство дома? (Со строительства фундамента – 1 пара)
Задача
Длина прямоугольника 8см, а ширина 2 см. Чему равна площадь прямоугольника? (16 см2).
Б) Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен – 2 пара)
- Выразить в указанных единицах измерения
2 дм 4 см = …см 78 см = …дм …см
5 см 6мм = … мм 39 дм = …м …дм
в) Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши – 3 пара)
- Какой формы крыша? (Треугольной)
- Найти периметр треугольника – крыши со сторонами 3см., 5 см., 4 см.
г) В доме должны быть окна. (Окна – 4 пара)
- Какую форму имеет окно (квадратную)
- Найдите площадь окна со стороной 7 см.
- Почему вы площадь квадрата нашли таким же способом? (квадрат – это прямоугольник с равными сторонами)
- Дом построен! Легко ли быть строителем? Пригодятся ли математические знания строителям? У кого из вас возникло желание быть строителем. Я желаю, чтобы вы все смогли, когда вырастите, построить для своей семьи настоящий дом, а не из картона. Оцените себя. Если у вас все получилось +
Если у вас были затруднения !
Если вам не удалось выполнить задание -
8. Рефлексия урока.
- Какую цель ставили на урок? Достигли ли вы этой цели?
- Как найти площадь прямоугольника?
-Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого. Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость.
Оценки за урок.
8. Домашнее задание
С. 61 №5, по желанию найти площадь своей комнаты.