«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок математики "Площадь прямоугольника"

Тема урока: «Площадь прямоугольника»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Площадь прямоугольника»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Педагогическая цель: обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади прямоугольника; способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, коммуникативной, развивающей.

Планируемые результаты (предметные): 

  • уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»; уметь вычислять площадь прямоугольника; знать основные понятия длина, ширина, площадь

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коррекционная

  • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;

  • развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока.


 Оборудование: мультимедийный проектор,

                           презентация, созданная средствами Power Point,

                           карточки для самостоятельной работы

Материалы:  учебники математики для 3 класса авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

II.  Сообщение темы и цели урока (Слайд 1)

У. Вспомните, что мы с вами изучали на прошлых уроках?

Д. Мы учились находить площадь при помощи мерки – 1 см².

У. Правильно. Чтобы площадь прямоугольника уметь вычислять,

Надо важное правило знать.      

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?

Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.

  1. Устный счет

У. Начинаем нашу работу

С «гимнастики ума» - устного счёта.

  1. Счёт «цепочкой». (Слайд2, 3)

  1. Работа с геометрическим материалом. (Слайд4, 5)


III Минутка чистописания. (Слайд6, 7,8)

У. Откройте тетради. Запишите число: 2 декабря. Ниже классная работа.

У. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать цифру 2. А какое двузначное число модно составить используя эту цифру?

У. Правильно, число 22. Давайте вспомним, как пишется цифра 2. Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию, ведя руку к правому нижнему углу клетки. Пропишите через клетку чередуя 2 и 22, до конца строки.

IV Физ.минутка для глаз(Слайд 9)


V Работа над новой темой.


1.Понятие площади фигуры. (Слайд 10, 11,12)

У. Ребята, а как вы понимаете термин – площадь?

У. Есть несколько определений этого слова, вот некоторые из них:

2.Способы измерения площади. (Слайды 12- 20)

У. У площади есть разные определения, так есть и разные измерения. Мы уже с вами о некоторых говорили. У вас на партах есть геометрические фигуры. Попробуйте сравнить площадь круга и треугольника.

У. Какая фигура занимает больше места на плоскости?

У. Значит, площадь круга больше площади треугольника.

У. Какая фигура занимает меньше места на плоскости?

У. Значит, площадь треугольника меньше площади круга.

У. Как вы это определили ?

У. 1 способ – визуально ( на глаз)

У. Как это можно проверить?

Д. Наложить треугольник на круг.

У. Верно.





У. Сравним площади прямоугольника и круга

У. А какой мы ещё способ знаем нахождения площади? У вас на партах лежит см². Как при помощи него узнать площадь?

У. Давайте сделаем вывод, какие способы мы знаем вычисления площади прямоугольника.






3. Введение правила вычисления площади

_ Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см, разделите его на квадратные сантиметры и подсчитайте, сколько квадратных сантиметров получилось.

6 см


























4 см

- Сколько полос с квадратами получилось в прямоугольнике? (4 полос)

- Сколько квадратов в каждой полосе? (6 квадратов)

- Как узнать, сколько всего квадратов? (По 6 квадратов взяли 4 раза, т.е. 6∙4=24 квадрата)

Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.

На слайде прямоугольник, расположенный произвольно.

Покажите две смежные стороны этого прямоугольника.

Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.

Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.

- Что такое 6? (Длина прямоугольника)

- Что такое 4? (Ширина прямоугольника)

- Как нашли площадь? (Длину прямоугольника умножили на ширину.)

- А как еще можно посчитать квадраты? (Можно по 4 квадрата в каждом столбике взять 6 раз – сколько столбиков – получили 4∙6=24 квадрата.)

- А сейчас как нашли площадь? (Ширину прямоугольника умножали на его длину.)

Дети делают вывод: чтобы найти площадь прямоугольника надо его длину умножать на ширину или наоборот.

4. Чтение правила


Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.

Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка  сюда:

Вот длина, вот ширина.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их перемножать.

- Как нашли площадь прямоугольника? (Не обязательно фигуру разбить на квадратные см, можно просто измерить стороны прямоугольника.)

- Молодцы!

- Существует в геометрии формула вычисления площади прямоугольника

«Карточка - помогай-ка»: Sпр. = а ∙ b

где b - ширина; a – длина. Запишите её в тетрадь.

5. Физ.минутка

6. Работа с учебником.

а) №1, с.60 – найдите площади прямоугольников.

б) №2, с.60

- Найдите площади обоих прямоугольников, воспользуйтесь формулой.

S=3∙3=9см²

S=4∙3=12 см²

- Прочитайте правилу. Его вы должны выучить наизусть.

в) №4,с.60


- Прочитайте задание.

- Что такое квадрат? (Прямоугольник с равными сторонами.)

- Выполните задание: (Дети чертят самостоятельно.)

- Чему равна площадь первого квадрата? (4 см²)

- Второго? (9 см²)

- Подумайте, как нам воспользоваться формулой? (S=2∙2=4 cм², S=3∙ 3=9 см²)

-Что вы скажете о множителях? (Они одинаковые)

-А почему? (Стороны у квадрата ровные. Конечно, значит, стороны обозначим одной буквой – а.)

- Какая получится формула? ( Sкв.=а∙а)

Молодцы!

«Карточка помогайка»:

Sкв.= а∙а,

где а- длина стороны.( Запись на доске и в тетрадях.)

Сделайте вывод.

-Как найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, надо перемножить две его стороны.)

                                                      Хоть зарядка коротка,

                                                      Отдохнули мы слегка.


VI.  Работа над пройденным материалом

1. Работа по учебнику

У.  Стр.61, № 5, 3 столбик – найти значения выражений. Какое действие выполняется первым в выражениях со скобками?

2. Самоконтроль и самооценка.

- Научились ли вы вычислять площадь прямоугольника?

- Выполните в тетрадях задание под красной чертой и оцените свой результат, нарисовав на полях одного из трёх смайликов.

VII. Рефлексия учебной деятельности

-Какие открытия сделал каждый из вас?

  -Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

  -У кого остались вопросы на конец урока?

  -Как вы думаете, что надо потренировать дома?

VIII. Домашнее задание

С.61 №5 (1,4 столбики)- решить примеры.


 

12


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее