Конспект урока-открытия по математике.
Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о формуле вычисления площади прямоугольника и её применении.
Образовательная цель:
1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
3. углубить и расширить представление детей о фигурах;
4. совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
- Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
-В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
Ход урока.
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Устный счет
- Что длиннее прямая или отрезок? Почему?
- Как называется фигура у которой есть начало, но нет конца.
- Как называется фигура, имеющая много углов – это …
- Как называется фигура, у которой 4 угла – это . . .
- Четырехугольник, у которого все углы прямые . . .
- Как называется фигура, у которой все углы прямые и все стороны равны .
- Что мы находим вычисляя сумму длин сторон многоугольника?
- Закончи фразу: противоположные стороны прямоугольника . . . (равны)
- Назовите все свойства прямоугольника.
2. Посмотрите на доску , как можно назвать их одним словом?
Посмотрите внимательно, и ответьте на вопрос:
–Какая фигура лишняя? (круг)
- Почему? (Остальные многоугольники)
II. Актуализация опорных знаний
Что записано?
8 дм², 24 м, 45 см² 50 дм, 30 см, 6 м²
На какие две группы можно разделить данные единицы измерения ? (Единицы измерения длины и единицы измерения площади)
Назовите результаты измерения площади в порядке увеличения?
Предположите, о какой величине пойдёт речь на уроке? (О площади)
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)
- У вас было домашнее задание найти значение слова «площадь» в словаре С.И.Ожегова. Прочитайте, какие варианты значения слова вы нашли.
Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Назовите главную площадь страны? (Красная площадь в Москве.)
Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
III. Постановка темы и цели урока
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
- Правильно тема нашего урока: вычисление площади прямоугольника
Как вы думаете чему будем учиться на уроке? (сегодня на уроке мы будем находить площадь прямоугольника)
-Мы выведем формулу нахождения площади прямоугольника.
Какие знания о прямоугольнике нам потребуются на уроке?
(Свойства прямоугольника, что такое «площадь прямоугольника», единицы
площади).
IV. «Открытие» нового знания
- У вас на столе лежат карточки , посмотрите что изображено. (Прямоугольник АВСО)
- Давайте измерим стороны прямоугольника (АВ= 3см, ВС= 6см, СО= 3см, АО = 6 см)
-. Что можно сказать о сторонах ВС и АО (Равные , противоположные)
-. Что можно сказать о сторонах АВ и СО (Равные , противоположные)
- Какие стороны имеют больший размер (ВС, АО)
- Какие стороны имеют меньший размер (АВ, СО)
- Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
- Как найти площадь данного прямоугольника. (Расчертить на квадраты и посчитать количество квадратов).
– Сколько у вас получилась квадратов (18)
- Чему равна площадь прямоугольника (АВСО 18 см 2)
- Молодцы. Но у меня возникла проблема. В классе родители собрались менять ленолиум и попросили меня сказать, сколько квадратных метров им необходимо купить. Что же мне делать. Как вы думаете. (Предположения детей)
- Правильно я не могу расчертить наш пол на квадраты. Это будет очень долго.
- Давайте обратимся к прямоугольнику АВСО. Сколько квадратных сантиметров равна длина (6)
- . Сколько квадратных сантиметров равна ширина (6)
- Как вы думаете , каким вычислением можно найти площадь (6 * 3)
- Молодцы, какое правило мы можем вывести. (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать
V. Включение нового содержания в систему знаний
- Ребята скажите, как же мне вычислить площадь нашего класса (Измерить длину, измерить ширину. Длину умножить на ширину)
- Давайте сейчас это сделаем (Два ученика при помощи метровой линейки измеряют длину, два ученик – измеряют ширину, один ученик записывает данные у доски )
Чему равна длина? (4 м)
Чему равна ширина ? (3 м)
Что необходимо найти? (Площадь)
В чём измеряется (м2)
-Зная правило. Как будем искать площадь. (длину умножить на ширину)
Запишем краткое условие задачи и решение.
Длина – 4м
Ширина – 3 м
Площадь - ? м2
Решение:
4 * 3 = 12 (м 2)
Ответ : площадь класса равна 12 м 2 .
- Ребята, мы нашли площадь прямоугольника, а как найти периметр нашего класса. Давайте вычислим. (Вычислить сумму всех сторон)
Один ученик записывает у доски.
Р = (4+ 3)* 2= 14 (м)
- Давайте сравним периметр и площадь нашего класса (Площадь больше чем периметр)
Дифференцированная работа.
1 группа выполняет с учителем на доске учебник. № 3 (1,2), стр. 87
2 группа самостоятельно учебник № 3 (3,4) стр. 87 (с дальнейшей проверкой, один ученик выносит на доску с комментированием решения)
VI. Первичное закрепление знаний
Дифференцированная работа в группах
1 группа. 1. Дан прямоугольник. Длина прямоугольника 5 см, а ширина на 2 см меньше. Найдите площадь и периметр прямоугольника. 2. Заполните таблицу.
|
2 группа. Площадь прямоугольника равна 45 дм 2 . Длина равна 9 дм. Найдите ширину прямоугольника и периметр прямоугольника. 2.Начерти два прямоугольника площадь, которых будет равна 18 см 2. |
VII. Рефлексия и итог урока.
- Какая цель стояла перед нами сегодня на уроке?
- Мы достигли этой цели?
- Как вычислить площадь прямоугольника?
- Кому было сегодня трудно?
Домашнее задание.
1.Придумать задачу с чертежом на нахождение площади прямоугольника. Отдельно записать решение.
2. Составьте памятку для вычисления площади и периметра прямоугольника
3. Задание на карточке.
Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 5 см. Закрасьте третью часть прямоугольника. Найдите площадь закрашенного прямоугольника. Ответ запишите в дециметрах.
|
8