Цель воспитательной работы:
Создание условий для построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальностей ребёнка, умеющего жить в классном коллективе, строить отношения с одноклассниками, соблюдать нормы поведения и культуры, воспитывать дисциплинированность.
Задачи воспитательной работы:
1.Начать работу по формированию детского коллектива, воспитывать чувство дружбы и товарищества и других моральных качеств, связанных с понятием «что такое хорошо и что такое плохо».
2.Прививать учащимся любовь к книге, как источнику знаний, источнику духовного обогащения.
3.Помочь учащимся включиться в новый для них учебный процесс, безболезненно адаптироваться к школе.
4.Выработать привычку соблюдать режим дня, заботливо относится к своему здоровью и здоровью своих товарищей.
5.Воспитывать у учащихся сознательное выполнение правил поведения в школе на уроках и переменах, в общественных местах, на природе и т.д.
6.Прививать учащимся трудовые навыки, воспитывать любовь уважение к труду и людям труда.
Основные направления воспитательной деятельности:
1.Духовно – нравственное направление.
Задачи:
- Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно ‑ нравственной компетенции — «становиться лучше».
- Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
- Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
- Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
- Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
2. Гражданско – патриотическое направление.
Задачи:
- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
- Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
- Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты:
- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
- Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
3. Воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
- Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
- Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
- У учащихся формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
4.Экологическое, трудовое направление.
Задачи:
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
- Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будний труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
- Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
- Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
5. Учебно – познавательная деятельность.
Задачи:
- Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы.
- Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
- Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.
- Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Права и обязанности учащихся
Каждый учащийся является членом коллектива школы, имеющий определённые настоящим Уставом дисциплинарные нормы и требования.
Права учащихся
Учащиеся имеют право:
- Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
- Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой и учебной дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
-Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Обязанности учащихся
Учащиеся обязаны:
- Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.
- Посещать учебные занятия, мероприятия.
- Повышать свой культурный и нравственный уровень.
- Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
- Быть дисциплинированными и организованными.
- Беречь школьное имущество.
Обязанности классного руководителя
Деятельности классного руководителя включает;
1)обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью
школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, разработка и реализация совместно с врачом и родителями комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организация охвата учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);
2)развитие позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, поддержка благоприятного психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы).
3)содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе, координация деятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся класса, планирование и реализации работы с одаренными и неуспевающими учащимися).
4)осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формировании опыта гражданского поведения в рамках ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, планомерное развитие сценического самоуправления, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Циклограмма работы классного руководителя
В начале учебного года:
1.Составляет список класса и оформляет классный журнал.
2.Организует получение учебников в школьной библиотеке.
3.Изучает условия семейного воспитания учащихся.
4.Собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования.
5.Проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей.
6.Организует коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие, год.
7.Составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдаёт на утверждение заместителю директора по воспитательной работе
Ежедневно:
1.Работает с опаздывающими учащимися и выясняет причины отсутствия
школьников на уроках.
2.Осуществляет контроль за питанием учащихся и культурой поведения учащихся класса в столовой.
3.Осуществляет контроль за дежурством по классу.
4Осуществляет индивидуальную работа с учащимися.
5.Осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса.
Еженедельно:
1Проверяет дневники учащихся.
2.Проводит классный час.
3.Работает с родителями учащихся.
4.Работает с учителями-предметниками.
5.Осуществляет контроль за санитарным состоянием закреплённых
за классом участков школы.
Ежемесячно:
1.Контролирует участие в кружках, секциях, других объединениях учащихся своего класса.
2.Организует встречи с родителями.
Один раз в четверть:
1.Оформляет классный журнал по итогам четверти.
2.Участвует в семинаре (учёбе) классных руководителей.
3.Анализирует выполнение работы за четверть и корректирует
план воспитательной работы на следующую четверть.
4.Проводит родительские собрания.
5.Организует работу родительского комитета.
6.Посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы.
7.Осуществляет контроль за состоянием школьных учебников.
В конце учебного года:
1.Оформляет личные дела учащихся класса.
2.Организует подведение итогов учёбы учащихся за год.
3.Сдаёт заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчёт об успеваемости класса и оформленный классный журнал.
4Организует сдачу школьных учебников в библиотеку.
5.Организует ремонт классного помещения.
6.Получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.
План-сетка воспитательной работы
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Направления работы | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ
| ||||
Наши традиции
| Праздник «Первый раз в первый класс»(1 сентября)
«Спорт против наркотиков» - Бег наций, спартакиады, акции
| «День пожилого человека» - Акция Милосердия
«День учителя»
«Праздник осени» «осенний вернисаж»
Посвящение в первоклассники
| День народного единства Профилактика асоциальных явлений
«Осенняя неделя добра» - Благотворительность
«День матери»
| «День борьбы со СПИДОМ»- акция – волонтеры День прав человека День инвалидов Новогодние и рождественские праздники «Веселый новый год» «Большой совет» - итоги года | ||||
Духовно-нравственное направление | Посещение краеведческого музея. | Классный час, посвященный международному дню пожилого человека | Посещение Мемориального Центра | Выставки рисунков, посвященные произведениям А.С.Пушкина
| ||||
Классный час: «Я в школе»
| ||||||||
Конкурс художественного слова: «Бессмертных строк очарованье» |
| |||||||
Школьный образовательный библиотечно-краеведческий проект «Путешествуя по любимому селу» Отв.: библиотекарь | ||||||||
Гражданско-патриотическое, правовое направление
| Основы гражданской обороны – эвакуация
Классный час: «Права и обязанности учащихся школы
| Декада пожилого человека – акции милосердия – отряд волонтеров
Конкурс рисунков ко «Дню милиции»
| Классный час «День народного единства»
| Единый общешкольный урок, посвященный дню Конституции
Классный час: «75-летие Московской битвы»
Конкурс рисунков на противопожарную тематику
| ||||
Проект «Моя малая Родина» | ||||||||
Формирование здорового образа жизни
| День Здоровья
Проведение физминуток и гимнастики для глаз
Беседа: «Друзья Вода и мыло».
| Медицинское обследование состояния здоровья учащихся, составление карт здоровья на каждого ученика.
Беседа: «Забота о глазах».
| Единый день профилактики вредных привычек (1-11 класс)
Встреча с представителями ГИБДД по теме: «Внимание! Зимняя дорога!» | Операция «Чистота» (проверка чистоты рук, лица, одежды).
Беседа: «Безопасное поведение на льду». | ||||
Спартакиада школьников по плану | ||||||||
День Здоровья | ||||||||
Экологическое и трудовое воспитание. | Трудовой десант «Чистый школьный двор»
Сбор природного материала. | Озеленение классных комнат, коридоров.
Беседа: «Осень в природе» | Акция «Береги электричество!» (2 неделя)
Классный час «О братьях наших меньших» | Акция «Сохрани тепло!»
Операция «Кормушка». | ||||
Учебно – познавательная деятельность | Операция «Мое рабочее место» | Утренник «Мы школьниками стали» | КВН «Волшебные сказки» | Неделя начальных классов | ||||
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
| ||||||||
Направления работы | ЯНВАРЬ/ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ||||
Наши традиции | Месячник военно-патриотического воспитания»
«День Святого Валентина»
«День защитников Отечества»
Школьная лыжная эстафета
Акция «Снеговик 2019» | Конкурс рисунков. 8 марта: Международный женский день
Утренник «Прощай, Азбука»
| «День юмора и смеха»
«Здоровым быть - Здорово»
«Папа, мама, я – спортивная семья» -
День космонавтики
Экологические акции
День птиц | Вахта памяти. «День Победы»
Спортивный праздник, посвященный окончанию учебного года и Дню защиты детей.
Итоговая линейка по окончании учебного года | ||||
Духовно-нравственное направление | Оформление разделов в классных уголках по теме: «Блокада Ленинграда»
| Смотр-конкурс классных уголков
| Конкурс рисунков на асфальте «Мой дом – планета Земля»
Неделя детской книги «Современные детские писатели»
| Акция «Открытка ветерану!»
Оформление разделов в классных уголках по темам: «День Победы»
| ||||
| Библиотечный конкурс «Календарь военных событий» | |||||||
Формирование здорового образа жизни
| Беседа «Вредные привычки»
Операция «Чистота» (проверка чистоты рук, лица, одежды).
| День безопасности дорожного движения
Встреча с представителями ГО и ЧС по теме: «Осторожно! Ледоход!» | Классный час «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
| Спортивный праздник «Дорожные знаки»
| ||||
Спартакиада школьников по плану | ||||||||
День Здоровья | ||||||||
Экологическое, трудовое направление | Акция «Покорми птиц зимой»
Беседа «Зима в природе». | Экологический КВН . | Экскурсия «Весна в природе»
Утренник «День птиц» | Экологический рейд «Чистота» | ||||
Гражданско-патриотическое направление | Посещение краеведческого музея | Беседа «Государственные герб, гимн, флаг России» | Знакомство с книгами поэтов, писателей – земляков на уроках внеклассного чтения. | Экскурсия в Музей боевой славы. | ||||
Учебно – познавательная деятельность | Экскурсия в центральную библиотеку | Операция «Твоя тетрадь» | КВН «Веселая математика» | Познавательная игра «Чему я научился за год» |
План общешкольных классных часов.
Месяц | Обязательные тематические классные часы | ||
| 5 – 8 классы | 9 – 11 классы | |
сентябрь | Мы за здоровый образ жизни. Парламентский вестник | ||
октябрь | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (профессии наших родителей) | «Трудовые традиции моей семьи» | «Дорога в завтра: твоя будущая профессия» |
| |||
ноябрь | «Пусть всегда будет мама!» (к Дню матери) | 16 ноября – Международный день толерантности | |
"Он… сам был первым нашим университетом" ( М.В. Ломоносов) | |||
декабрь | День знаний российских государственных символов | «Конституция – основной закон Российской Федерации» | «Общая историческая судьба народов России» |
«В дружбе сила» | «Моя родословная» «Большой совет» | «Свобода – выбор разумной личности (о свободе и вседозволенности)» | |
январь | «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | «Культура информационного общества. Мобильный этикет» | «Сквернословие – это болезнь» |
февраль | «Путешествие по городам-героям» | День юного героя-антифашиста (8 февраля) | «Афганистан - незаживающая рана» (15 февраля – день вывода войск из Афганистана) |
Урок мужества в рамках месячника Защитника Отечества | |||
март | «Видеть прекрасное» | «Театр уж полон…» (к Международному дню театра) | |
Школа этикета «Вы пришли в театр» | «Творить красоту своими руками» | Час стиля | |
апрель | «Наши друзья – животные» | «Здоровый человек – здоровая нация» | |
Единый урок Чистоты | |||
май | «Семья – это то, что с тобою всегда!» | «Вклад народа в дело Победы» | «Наука ковала Победу» |
Урок мужества, посвященный Дню Победы |
Основные направления в работе с родителями.
1. Главное направление - просвещение по вопросам психологии и педагогики.
2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Формы работы:
Родительские собрания.
Индивидуальные и групповые консультации.
Рейды (выходы) в проблемные и неблагополучные семьи.
Детско-родительские праздники, походы, викторины.
Состав родительского комитета
План работы с родителями
Дата | Мероприятие | Цель | Ответственный | Отметка о выполнении |
май | Родительское собрание «Новые образовательные стандарты: перспективы и пути реализации» | 1. Дать представление родителям о ФГОС. 2. Изучить потребности родителей в организации системы дополнительного образования | Администрация, Классный руководитель |
|
август | Родительский всеобуч «Внеурочная деятельность – требование ФГОС»
Памятка «Что должен знать первоклассник»
Оформление детей в образовательное учреждение.
| Презентовать программы внеурочной деятельности первоклассников.
Ознакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки к школе
Презентация УМК «Перспектива», с которым работают в школе
Оказать помощь в оформлении заявлений в школу и заключении договоров между родителями и ОУ Оказать помощь в оформлении заявлений в школу и заключении договоров между родителями и ОУ | Администрация, учитель |
|
1 сентября | Праздник «Первый раз – в первый класс» | Создать положительную мотивацию к обучению. | Классный руководитель |
|
2-3 недели сентября
| Организационное родительское собрание. В семье ребенок-первоклассник. Что меняется? | Провести рефлексию родителей по первым учебным дням, рассказать о результатах своих наблюдений и первых диагностических работах (рисунок-тест: «Я в садике – я в школе») | Классный руководитель |
|
1-2 недели октября | Индивидуальные консультации «Адаптация продолжается. Как помочь ребенку в овладении навыка письма». | Раскрыть секреты дальнейшего течения адаптации, возможные ее проявления. Рассказать о психофизиологических основах навыка письма, дать советы и рекомендации для предупреждения и преодоления возможных трудностей. | Классный руководитель |
|
4 неделя октября | Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» | 1. Выявить трудностей в обучении с целью корректировки. 2.Провести анкетирования родителей «Удовлетворенность школьной жизнью» и «Прохождение процесса адаптации» с целью выявления мотивационной сферы обучения и подготовки к родительскому собранию. | Классный руководитель |
|
Последний день 1 четверти | Родительское собрание «Адаптация: итоги I четверти». | 1.Показать родителям первые учебные навыки. 2. Подвести итоги первой четверти. 3. Рассказать о динамике процесса адаптации по наблюдениям администрации и учителя, о результатах изучения мотивации учения по рисункам «Что мне нравится в школе». | Классный руководитель, администрация |
|
ноябрь | Родительский всеобуч «Портфолио как средство оценки достижений учащихся» | Познакомить с технологией «Портфолио», рассказ о его особенностях в 1 классе. | Классный руководитель |
|
4 неделя ноября | Праздник «День матери»
| Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка. | Классный руководитель, родительский комитет |
|
декабрь | Родительское собрание «Роль совместного отдыха родителей и детей. Инициатива не наказуема». Итоги II четверти | 1. Подвести итоги полугодия. 2. Дать рекомендации по выполнению дополнительного задания, развитию учебной самостоятельности первоклассников. | Классный руководитель, учителя-предметники |
|
Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением родителей | Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка. | Классный руководитель, родительский комитет |
| |
январь | Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» | Выявить трудности в обучении с целью корректировки. | Классный руководитель, учителя-предметники |
|
2 неделя февраля | День открытых дверей: 1. Праздник «Прощай, Азбука»
| 1. Показать родителям приобретаемые универсальные учебные действия. 2. Подвести итоги букварного периода. 3. Рассказать о динамике процесса адаптации по наблюдениям администрации и учителя, о результатах изучения мотивации учения по рисункам «Что мне нравится в школе». | Классный руководитель, родительский комитет |
|
февраль – март |
Праздники «23 + 8» | Привлекать родителей к проведению школьных и классных мероприятий:«8 марта», «23 февраля». | Классный руководитель, родительский комитет |
|
Родительское собрание «Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника». Итоги III четверти | Выявить трудности в обучении с целью корректировки. | Классный руководитель |
| |
3 - 4 недели мая | Итоговое родительское собрание «Семейный праздник». Итоги года
| 1. Показать родителям учебные навыки, приобретенные в течение первого года обучения. 2. Подвести итоги первого класса. 1. Провести анкетирование «Удовлетворенность школьной жизнью» 2. Провести итоговую рефлексию с родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового! «+» и «-» обучения ? 3. Презентовать учебно-воспитательный план на новый учебный год | Классный руководитель |
|
№ п/п | Т е м ы с о б р а н и й | Д а т а |
1. | «Новые образовательные стандарты: перспективы и пути реализации»
|
|
2. | Организационное родительское собрание. В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?
|
|
3 | «Адаптация: итоги I четверти».
|
|
4. | Роль совместного отдыха родителей и детей. Инициатива не наказуема. Итоги II четверти |
|
5. | Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника. Итоги III четверти
|
|
6. | Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника. Итоговое родительское собрание « Семейный праздник». Итоги года
|
|