ПЛАН
КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ОУД № 6
Дисциплина, специальность__История
Курс, группа, отделение- 1 курс, акушерское отделение
Тема:Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина.
Мотивация изучения темы: 1.Подвести учащихся к пониманию причин изменения политической системы в Российской империи; 2. Познакомить учащихся с главными изменениями политической системы Российской империи после революции 1905-1907гг. 3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, делать выводы, сопоставлять информацию, обосновывать свое отношение к ней. 4. Формировать умение находить, преобразовывать и избирательно использовать информацию в сети Интернет;
Цели занятия:
Учебные:- обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А.Столыпина.
- подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой поддержки в стране.
Воспитательные (формулируются с учетом профильности): показать необходимость и важность существования института многопартийности; развивать познавательный интерес к истории, воспитывать информационную культуру; воспитывать информационную культуру; воспитывать гражданскую ответственность, патриотизм.
Развивающие (формулируются с учетом профильности): развивать логическое и творческое мышление, анализировать исторические материалы, формулировать свои мысли и публично выступать, защищая свою позицию, расширять кругозор; закрепить навыки исследовательской деятельности; учить осуществлять совместную учебно-творческую деятельность (умение работать в команде);
Интеграционные связи (внутри- и междисциплинарные) всемирная история, культурология, обществознание
Оснащенность занятия: лекция, поурочный план, кроссворд, презентация.
Методы обучения: словесный метод, наглядный метод.
Основные этапы занятия (указанием хронометража времени).
1. Организационный момент 5 минут
2. Контроль исходного уровня знаний (с учётом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программы)
15 минут
3. Подведение итогов контроля 5 минут
4. Объяснение нового материала 4 5 минут
5. Закрепление нового материала 15 минут
6. Задание на дом (инструктаж домашнего задания) 5 минут
Ход занятия:
1. Организационный момент (внешний вид студентов, готовность доски и аудитории к уроку, посещаемость).
2. Контроль исходного уровня знаний, с использованием разнообразных форм контроля ( фронтальный, индивидуальный и иные формы опроса)
1. Какие основные вопросы должна была решить революция 1905–1907 гг.?
2. Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 года? Как он повлиял на положение в российском обществе?
3. Какие партии сформировались после подписания Манифеста 17 октября 1905 года?
4. Охарактеризуйте избирательную систему, созданную в России. Почему правительство Николая II отвергло идею введения всеобщего и равного избирательного права?
5. Каками правами была наделена Государственная дума? Сравните их с полномочиями императора.
6. Что послужило причиной прекращения работы I и II Государственной думы?
7. Кикие изменения произошли в избирательном законе? Какая курия больше всего пострадала от нового избирательного закона?
8. Как относился к думе П.А.Столыпин?
9. В чем главное отличие III Государственной думы от предшествующих?
10. Охарактеризуйте деятельность Государственных дум четырех созывов. Какое значение они имели для России?
3.Подведение итогов контроля ( с обязательными комментариями оценок
и выводами о проделанной работе. В зависимости от форм этот этап можно провести в конце занятия.
1. Выведение оценок.
2. Объяснение домашнего задания.
Объяснение нового материала ( план изложения содержания, с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
Третьеиюньская политическая система (1907-1914).
3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена и опубликован новый избирательный закон. В два раза уменьшилось количество выборщиков от крестьян и рабочих, резко ограничивались избирательные права национальных меньшинств. Это событие вошло в историю как Третьеиюньский государственный переворот. С роспуском II Государственной думы Первая русская революция завершилась.
П.А.Столыпин и его политика
Завершение революции 1905-1907 гг., изменение избирательных законов, проведение последующих реформ связаны с деятельностью II. А. Столыпина. В 1906 г. П. А. Столыпин назначен председателем Совета министров. Сильный политик, убежденный сторонник монархии, он видел главные задачи России в следующем:
жесткими мерами подавить революцию;
революционному движению противопоставить правительственную программу решения главных проблем России.
Для решения первой задачи, то есть подавления революционного движения, по инициативе П. А. Столыпина в ряде регионов страны вводилось чрезвычайное положение. Фрагмент заявления П. А. Столыпина: «Где с бомбами врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции».
19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке принят указ о введении военно-полевых судов. Судопроизводство могли нести офицеры, на него отводилось не более 48 часов, приговор приводился в исполнение в течение суток. Военно - полевые суды были направлены против революционеров, террористов и действовали без суда присяжных и адвокатов.
Но более важной П. А. Столыпин считал вторую задачу - проведение реформ и укрепление социальной базы существующего строя.
Реформы П. А. Столыпина.
Аграрная реформа Г1. А. Столыпина включала в себя три направления:
отмена сословных ограничений; предоставление крестьянам права покупать землю; создание специального фонда за счет части государственных и выкупаемых у помещиков земель для последующей продажи их крестьянам.
право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора; создать в российской деревне слой зажиточных крестьян «крестьянских хозяев», которые бы играли решающую роль и сельскохозяйственном производстве впоследствии стали бы «опорой трона».
переселенческая политика - поощрение переезда в малонаселенные районы страны. Переселенцам предоставлялась земля из государственного фонда и льготы.
Итоги правления П. А. Столыпина.
- политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил;
- результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрного кризиса требует времени;
- возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы.
Закрепление материала (можно выделять отдельными этапами или проводить по ходу занятия).
Назовите одну из главных причин первой российской революции?
Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?
Вспомните, что такое крестьянская община. Какую роль она играла в аграрных отношениях России в начале XX века?
Почему аграрный вопрос рассматривался в программе всех политических сил того времени и как его предлагали решить?
6. Итоги занятия. Рефлексия (участие студентов в самооценке и оценке результатов занятия)
Чем сегодня нового вы узнали?
Чему вы сегодня учились?
Закончите одно из предложений:
Я научился…
Мне понравилось…
Мне было не интересно, потому что…
Мне было трудно...
7. Задание на дом (инструктаж домашнего задания) (преподаватель даёт чёткие рекомендация по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах с учётом дифференциального подхода к студентам).
Ульянов (Ленин) Владимир Ильич
П.А.Столыпин