«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План урока. Математика 4 класс. Тема урока: «Тонна. Центнер».

Тема урока: «Тонна. Центнер».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Учебник: «Математика: 4 класс, часть 1/В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева/ УМК «Начальная школа XXI века».

Цель урока

Образовательная: знакомство с новыми единицами массы, соотношениями между ними.

Развивающая: развитие логического мышления и речи.

Воспитательная: воспитание личной ответственности за результаты своих действий, воспитание интереса к познанию и культуры учебного труда.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

План урока. Математика 4 класс Тема урока: «Тонна. Центнер».

Учебный предмет: математика.

Класс: 4.

Тема урока: «Тонна. Центнер».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Учебник: «Математика: 4 класс, часть 1/В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева/ УМК «Начальная школа XXI века».

Цель урока

Образовательная: знакомство с новыми единицами массы, соотношениями между ними.

Развивающая: развитие логического мышления и речи.

Воспитательная: воспитание личной ответственности за результаты своих действий, воспитание интереса к познанию и культуры учебного труда.

Задачи:

– познакомить с единицами массы тонной, центнером и их обозначениями и соотношениями: 1т = 1000кг, 1 ц = 100кг;

– создать условия для приобретения опыта логического мышления при анализе, сравнении, построении рассуждений;

– развивать самостоятельность учащихся при выполнении различных заданий;

– создать условия для развития математической речи;

– формировать умения целеполагания, само и взаимопроверки, рефлексии;

– воспитывать интереса к познанию и личную ответственность за результаты своих действий:

– продолжить работу по формированию регулятивных УУД как основы успешной учебной деятельности.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результат своих действий, учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу;

  • учащиеся контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учащиеся понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • учащиеся уверенно ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

Коммуникативные УУД

  • учащиеся используют речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД

  • учащиеся владеют общим приемом решения задач;

  • учащиеся могут анализировать, сравнивать, строить рассуждения при решении учебно-познавательных задач.

Предметные:

  • учащиеся могут называть единицы массы тонна и центнер, записать их обозначения и знают соотношения: 1т = 1000кг, 1 ц = 100кг;

  • учащиеся выполняют устно и письменно арифметические действия с именованными числами, решают текстовые задачи;

  • учащиеся умеют действовать в соответствии с алгоритмом сравнения чисел.

Оборудование:

- учебник;

- рабочая тетрадь,

- карточки для прикрепления на доску, карточки для учащихся,

- персональный компьютер, проектор, экран.

Структура урока:

  • организационный этап;

  • подготовка к введению нового материала;

  • освоение новых знаний и способов действий;

  • применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений;

  • первичная проверка понимания;

  • подведение итогов урока;

  • рефлексия;

  • объяснение домашнего задания.




ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание

Формы, методы, методические приёмы

  1. Организация начала занятия

1 мин

Учитель приветствует детей, используя первый слайд презентации, создаёт позитивный настрой, мотивирует на активную и успешную деятельность, предлагает проверить готовность к уроку. Ученики приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей и настраиваются на активную работу на уроке.

Фронтальная. Словесный. Слова учителя.


  1. Подготовка к введению нового материала

8 мин

1). Устный счет.

На доске прикреплены карточки с высказываниями.

Учащимся предлагается записать в тетрадь номера карточек, на которых записаны верные высказывания (это карточки 2 и 3).

1. Единицы измерения массы – килограмм, дециметр, грамм.

4. 5860 г = 5 кг 86 г

5. 79000 г = 790 кг

2. Единицы измерения массы – килограмм, фунт, грамм.

6. 56 кг

7. 70 кг 70070 г

3. 1 кг = 1000 кг

8. 4 кг 4 г = 4 040 г

После выполнения задания учитель переворачивает карточки, а учащиеся проверяют свою работу. Если высказывание было неверным, то обратная сторона карточки чистая. На карточках с верными высказываниями, с обратной стороны записаны слова «тонна», «центнер».

2). Формулировка темы урока. Постановка цели урока.

Ребята читают слова, которые увидели на перевернутых карточках. Высказывают свои предположения, что могут значить эти слова.

Формулируется тема урока: «Тонна. Центнер».

Учащиеся предполагают, что они могут узнать, чему могут научиться при изучении этой темы и предлагают собственные варианты формулировки целей урока.

Учитель резюмирует цели урока: познакомиться с новыми понятиями «Тонна», «Центнер»; узнать соотношения между новыми единицами массы; учиться применять новые знания при решении практических задач.

Дополнительно учитель делает акцент на развитие регулятивных УУД: «Мы продолжаем учиться ставить цели и определять успешность их достижения, контролировать и оценивать деятельность и анализировать её результаты.

3). Работа с учебником.

Найдите нашу тему в учебнике. Обратите внимание на написание новых для вас слов. Посмотрите на верхний левый угол страницы. На что нацеливает нас красный треугольник? В учебниках данной предметной линии таким образом обозначается знакомство с новым материалом, обязательным для усвоения всеми учащимися, а для детей это сигнал: нужно быть особенно внимательными.

Учащиеся самостоятельно читают текст задачи № 1 на с. 122: «На складе перед отправкой в магазины пшеничную муку развесили по килограмму в 1000 пакетов, а ржаную – по килограмму в 100 пакетов. Сколько килограммов муки каждого вида отправили в магазины?» и отвечают на вопросы учителя, анализируя условие:

– Что надо узнать в этой задаче?

– Как узнать, сколько килограммов пшеничной муки отправили в магазины?

– Как узнать, сколько килограммов ржаной муки отправили в магазины?

Учащиеся самостоятельно записывают решение задачи в тетрадь. В это время несколько учащихся по цепочке выбирают карточки с элементами решения из числа предложенных (с избыточной информацией) и прикрепляют их на доску в правильной последовательности.

1) 1  1000 = 1000 (кг) – пшеничной муки.

2) 1  100 = 100 (кг) – ржаной муки.

Ответ: 1000 кг, 100 кг.

4). Создание проблемной ситуации.

Ребята 4 класса решали такую же задачу. Давайте посмотрим, какое решение у них получилось. Учащиеся знакомятся с записями решения на карточках.

1) 1  1000 = 1000 (кг) – пшеничной муки.

2) 1  100 = 100 (кг) – ржаной муки.

1000 кг = 1 т

100 кг = 1 ц

Ответ: 1 т, 1 ц.

Вопросы для беседы:

– Похожи ли наши решения? Чем они отличаются?

Учащиеся приходят к выводу, что решения одинаковые, а ответ другой, потому что в записи появились новые именованные числа.

– Какие новые именованные числа появились в записи 4А класса?

Учащиеся записывают на доску: 1 т, 1 ц.

Фронтальная. Словесный. Слова учителя.















Фронтальная. Беседа










Работа с учебником




Работа с задачей













Проблемная ситуация



















  1. Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин

1). Знакомство с новыми единицам измерения массы.

Вопросы учителя:

– Догадались ли вы, что обозначают буквы т и ц?

– Что такое тонна и центнер? (единицы массы)

– Привезли ли сколько-нибудь тонн и центнеров муки в магазины?

– Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

– Сколько килограммов в тонне? (на доске появляются карточки: 1 т = ? кг)

– Сколько килограммов в центнере? (на доске появляются карточки: 1 ц = ? кг)

Учащиеся видят, что информация для ответа на два последних вопроса записана на карточке с записью решения задачи, но высказывают сомнение в достоверности этой информации.

С целью проверки достоверности информации учащиеся предлагают обратиться к учебнику. Они самостоятельно читают рубрику «Обрати внимание» на с. 122 учебника и убеждаются в правильности информации о новых единицах массы и их соотношениях. Новая информация фиксируется на доске и в тетрадях: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг.

2). Практическое использование нового материала.

– Люди, каких профессий в своей работе используют такие единицы массы как тонна и центнер? Учащиеся называют возможные профессии: работники зоопарка, дрессировщики, грузчики, строители, работники магазинов, кладовщики.

Даже если вы выберите другие профессии, вам обязательно пригодятся наши сегодняшние знания. Так как в жизни мы встречаемся с разными единицами массы, нам надо потренироваться в преобразовании крупных единиц массы в более мелкие. Для этого выполним № 3 на с. 122 учебника:

Выразите:

в килограммах: 3 т, 6 т, 14 т, 6 ц, 8 ц, 15 ц;

в центнерах: 5 т, 12 т, 20 т.

Учащиеся выполняют задание, записывая решение на доске и в тетрадях.

При выполнении задания второй строчки учащиеся сталкиваются с проблемой неполноты имеющихся у них знаний: они пока не знают, сколько центнеров содержится в тонне.

Учитель обращает внимание учащихся на высказывание, содержащееся в № 2 на с. 122 учебника: Верно ли, что 1 т содержит 10 ц?

Учащимся предлагается выстроить цепочку рассуждений для доказательства того, что высказывание верно. Записывают доказательство в тетрадь и на доску.

Один из вариантов доказательства может быть таким:

1 ц = 100 кг

100 кг 10 раз = 1000 кг

1000 кг = 1 т

10 ц = 1 т

После преодоления затруднения, учащиеся продолжают самостоятельно выполнять № 3. Результаты работы озвучиваются и проверяются на слух.

Фронтальная. Словесный. Слова учителя. Беседа












Практическая работа




  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

7 мин

Сравнение величин. Выполнение № 4 с. 122 из учебника:

Во сколько раз 15 т больше 5 ц?

На сколько 15 т больше 5 ц?

На сколько160 т меньше 2 ц?

На сколько 4 т больше 4 ц?

На сколько500 г меньше 4 кг?

Учащиеся самостоятельно читают задание и анализируют его в процессе фронтальной беседы:

– Что нужно сделать в задании? Как мы это будем делать?

Составление алгоритма выполнения задания (работа со слайдом № 2 презентации:

1. Переводим в одинаковые единицы измерения (выбираем меньшую).

2. Определяем, что надо узнать.

– Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

– Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

3. Сравниваем величины: выполняем необходимые вычисления, отвечая на вопрос задания.

4. Записываем результат сравнения.

Учащиеся выполняют задание, рассуждая по алгоритму, комментируют свои действия, записывают решение на доске и в тетрадях:

15 т 5 ц в 30 раз

15 т 5 ц на 145 ц

160 кг

4 т 4 ц на 36 ц

500 г

Фронтальная. Словесный. Слова учителя. Беседа

  1. Первичная проверка понимания

5 мин

Давайте проверим, как вы поняли и усвоили новый материал.

Вспомните цели нашего урока. Что мы узнали? Чему научились?

– Какие задания в рабочей тетради помогут нам проверить себя?

Для проверки усвоения единиц массы учащиеся находят в тетради № 231 (укажи единицы массы), выполняют его, затем осуществляется взаимопроверка и оценивание работы партнера.

Для проверки понимания соотношений единиц массы и умения переводить одни единицы в другие учащиеся находят в тетради № 232:

Какие из равенств верные?

2 ц = 200 кг

600 т = 6 000 кг

10 ц = 1 000 кг

1 т = 1 000 000 г

1 ц = 100 000 г

1 т 5 ц = 15 ц

Учащиеся самостоятельно читают задание, выполняют его, проводят самооценку по образцу, представленному в презентации (слайды № 3, 4). При наличии ошибок, объясняют причины их возникновения.

Подведение микро-итогов

  1. Подведение итогов урока.

3 мин

Вопросы для беседы по итогам урока:

– Какова была тема урока?

– Каковы были цели урока?

– Узнали ли что такое тонна? Центнер?

– Узнали ли сколько килограммов в тонне? В центнере?

– Что еще узнали о тонне?

– Достигли ли мы поставленных целей?

– Какие новые умения мы приобрели?

– Какие умения развивали?

Фронтальная беседа.

  1. Рефлексия

3 мин

Учащимся предлагается выбрать и устно закончить одно из предложений, представленных в презентации на слайде № 5.

Сегодня на уроке я …

Я делал это с целью …

Результат моей деятельности …

Свою деятельность я оцениваю …

У меня особенно хорошо получилось …, потому что…

Мне пока не удалось …, потому что …

Я могу исправить то, что не получилось …

Урок дал мне для жизни …

Метод незаконченных предложений

  1. Объяснение домашнего задания

2 мин

Достаточно ли одного урока, чтобы правильно использовать новые единицы массы?

– У вас есть возможность дома потренироваться в применении новых знаний на практике. Для этого вы выполните номера из учебника № 5 (с. 122) и № 8 (с. 123). Внимательно прочитайте задания и спрогнозируйте, сможете ли вы их выполнить самостоятельно. Если у вас есть вопросы по домашнему заданию, сформулируйте их.

Фронтальная. Словесный. Слова учителя.

  1. Окончание урока 1 мин

Лестница успеха, представленная в презентации на слайде № 6.

Самооценка работы на уроке



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее