«Осенний фестиваль знаний 2024»

План открытого урока по музыке по теме "Органная музыка" (по обновленной программе) в разделе Шедевры классической музыки

Тема урока

Органная музыка

Цели обучения, которые необходимо достичь на уроке

6.1.1.1 - анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

6.1.2.1 - определять жанры и виды классической музыки;

6.1.2.3 сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа

6.1.3.1 исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии

Цели урока

Все учащиеся:

  • Слушают органную Токкату и фугу И.С. Баха
  • Стараются продемонстрировать музыкальную грамотность

Большинство учащихся:

  • Слушают органную Токкату и фугу И.С. Баха, анализируют ее художественные средства выразительности ;
  • Определяют жанры и виды органной музыки;
  • Демонстрируют музыкальную грамотность
  • Сравнивают средства выразительности музыки и других видов искусства

Некоторые учащиеся:

  • Определяют жанры и виды органной музыки, чувствуют их интонацию;
  • Свободно определяют музыкальный жанр и выразительные средства;
  • Передают художественный образ музыкального произведения голосом

Критерии оценки

  • Могут создать ритмический аккомпанемент произведения
  • Могут презентовать свою работу и оценивать её

Языковые цели

Учащиеся;

  • обсуждают и анализируют прослушанную музыку с применением предметной терминологии;

Вопросы для обсуждения:

  • Когда я слушал эту музыку…
  • Мелодия этого произведения…
  • Если бы. я бы улучшил свою работу.

Привитие ценностей

Научить слушать органную музыку, прививать культурные ценности через классическую музыку.

Межпредметные связи

Музыка, литература

Предваритель-

ные знания

Знания полученные в предыдущих классах

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

План открытого урока

по музыке


Раздел долгосрочного плана:

Школа КГУ ОШ № 91

1. Шедевры классической музыки

Ф.И.О. учителя: Якушева Елена Ивановна

Дата:

Количество присутствовавших : 18 / Количество отсутствовавших:

Класс : 6 «Б»

Тема урока

Органная музыка

Цели обучения, которые необходимо достичь на уроке

6.1.1.1 - анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

6.1.2.1 - определять жанры и виды классической музыки;

6.1.2.3 сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа

6.1.3.1 исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии

Цели урока

Все учащиеся:

  • Слушают органную Токкату и фугу И.С. Баха

  • Стараются продемонстрировать музыкальную грамотность

Большинство учащихся:

  • Слушают органную Токкату и фугу И.С. Баха, анализируют ее художественные средства выразительности ;

  • Определяют жанры и виды органной музыки;

  • Демонстрируют музыкальную грамотность

  • Сравнивают средства выразительности музыки и других видов искусства

Некоторые учащиеся:

  • Определяют жанры и виды органной музыки, чувствуют их интонацию;

  • Свободно определяют музыкальный жанр и выразительные средства;

  • Передают художественный образ музыкального произведения голосом

Критерии оценки

  • Могут создать ритмический аккомпанемент произведения

  • Могут презентовать свою работу и оценивать её

Языковые цели

Учащиеся;

  • обсуждают и анализируют прослушанную музыку с применением предметной терминологии;

Вопросы для обсуждения:

  • Когда я слушал эту музыку…

  • Мелодия этого произведения…

  • Если бы.. я бы улучшил свою работу.

Привитие ценностей

Научить слушать органную музыку, прививать культурные ценности через классическую музыку.

Межпредметные связи

Музыка, литература

Предваритель-

ные знания

Знания полученные в предыдущих классах

Ход урока

Запланирован-

ные этапы урока

Запланированная на уроке деятельность



Ресурсы

Начало урока

(Д,К) задание: Слушание музыки

1. Ребята, мы сегодня познакомимся с самым большим в мире инструментом и композитором, который очень любил звучание этого инструмента и много писал для этого инструмента свои произведения. С композитором мы с вами уже знакомились в младших классах

2.Звучит «Шутка» И.С. Баха

Вопросы для обсуждения

Просмотрите "Галерею инструментов":

  • Какие изображены инструменты?

  • Какой инструмент звучал в произведении?

  • К каким группам относятся?

  • Знаете ли вы, как называется данный инструмент?

-Кто из вас узнал произведение?

-Может назвать автора произведения?

Учебник музыки, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, интернет-ресурсы


И.С. Бах «Шутка»- слушание

Середина урока

(Д,К) задание. Информация о композиторе

Задание

1.Правильно, это Иоганн Себастьян Бах. Великий немецкий композитор

Бетховен о своем соотечественнике говорил: «Не ручей, а море должно быть имя ему»,

А испанский музыкант и композитор Пабло Казальс о нем говорил: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.

- Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) великий немецкий композитор,

представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения, не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.

Иога́нн Себастья́н Бах считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Родился в немецком городе Эйзенахе. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом. 

Его наследие включает в себя произведения разных жанров.

Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей.

В XVIII веке Бах не считался крупным композитором. Музыка его была более естественна в выражении чувств. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь не только к Всевышнему, но и простому человеку, что не соответствовало господствовавшим в ту пору сухим нормам средневековой церкви.


Ребята, а кто еще может рассказать о И.С. Бахе?.

Найдите в интернете информацию о нем.


Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Любимым инструментом для Баха был орган.

Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органная музыка созвучна величию и красоте соборов. Органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре - минор. 


2.(Д,К) задание: Слушание музыки

Прослушайте отрывок произведения И.С Баха "Токката и фуга" ре минор, обсудите в группах.

  • Какие чувства и эмоции вызвала у вас данная композиция?

  • Знаком ли вам инструмент, который прозвучал?

  • Как он называется?

  • Чем отличается звучание инструмента от других (фортепиано, синтезатор, баян и т.д)?

  • Что необычного в звучании органа?



3.(Д,К) задание: Информация об Органе


Под орган душа тоскует…

Под орган душа тоскует,

Плачет и поет.

Торжествует, негодует

Горестно зовет:

О благий и скорбный! Буди

Милостив к земле!

Скудны, нищи, жалки люди

И в добре, и в зле!

О Иисусе, в крестной муке

Преклонивший лик!

Есть святые в сердце звуки, —

Дай для них язык!


Орган - клавишно-духовой инструмент. Он состоит из множества металлических и деревянных труб. Когда органист нажимает на клавиши, воздух через специальный механизм поступает в трубы. Происходит звучание.
Органист- человек, приставленный в церкви для игры на органе, органный мастер.
Клавиши - это то, что передает нам музыку.

Разные по форме трубы придают звучанию различную окраску. Длинные трубы издают низкие звуки, а короткие трубы - высокие звуки.

Звуки органа могут напоминать нужную флейту, пронзительную трубу и даже человеческий голос.

Органист играет одновременно на нескольких клавиатурах. Клавиатура в органе - это клавиатура ,на которой играют руками.

А внизу располагается клавиатура для ног. Она называется педаль. С ее помощью органист исполняет низкие ноты , которые долго тянутся.

Записываются низкие ноты в басовом ключе.
Педаль- клавиша в органе, приводимая в движение ногами, с целью усиливать и ослаблять звуки.

Ребята, а сейчас я вам покажу фрагмент из концерта органной музыки где будет звучать уже знакомое нам произведение, после просмотра видеофильма вы передадите в сочинении-рассказе свои мысли о прослушанном произведении.

Я сейчас вам раздам листочки, где вы напишите небольшое сочинение. Какое впечатление на вас произвела органная музыка, что вы представили во время звучания органа. (Время ограничено 3-5 минут)



Слушателей поражает в музыке Токкаты то, что за вступительным разделом, похожим на страстную речь человека, начинается взволнованное движение, напоминающее безостановочный поток, который прерывают властные аккорды. В свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание органа подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов, много голосов (полифония).

Полифония - это вид многоголосия в музыке, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.


4.(Д,К) задание: Исполнение песни

Канон-В переводе с греческого «канон» обозначает образец, что-то, что можно считать примером для подражания. Канон в музыке – это немного более узкое понятие: пьеса, рассчитанная на много голосов, которые будут исполнять одну и ту же мелодию, но при этом вступать поочередно от одного и того же или разных звуков.


Учитель предлагает знакомую песню из пятого класса спеть каноном. Особая сложность в расчете ритма и вступления в определенное время с точным ритмом.




Учебник музыки

Портрет композитора

Слайды из жизни И.С.Баха




«Ария» И.С. Бах- фоном для рассказа о жизни композитора





































И.С. Бах

«Токката и

фуга»

- слушание










Слайды или иллюстрации органа












«Скерцо» И.С. Бах - слушание





















Видео игры музыканта на органе.

И.С. Бах

«Токката и

фуга»























«Во поле береза стояла»- канон

Конец урока

(Д,К) задание: преобразуй мелодию

Исполните выразительно голосом на слог «та» основную мелодию и ритмический рисунок отрывка произведения И.С Баха "Токката и фуга" или «Скерцо». Создайте ритмический аккомпанемент произведения с помощью хлопков.

Презентуйте свою работу.


Домашнее задание

Найти интересную информацию об органе

Рассказать какие еще композиторы посвятили свое творчество органу

Рефлексия

П. Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль

(тему) и проводит ее все глубже, вживается в нее и вместе с этой мыслью внедряется в тайны души».

- А что вы можете сказать о музыке Баха?

- В чем ее величие, великая жизненная сила?


  • Что вы изучили?

  • Что нового узнали?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Что у вас получилось хорошо?

- О чем хотите узнать?


Дифференциация: каким образом вы планируете помочь более слабым учащимся? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание: Как вы планируете проверить уровень усвоения материала?

Здоровье и соблюдение техники безопаности

В качестве помощи в переобра-зовании услышанной музыки учитель может некоторым уча- щимся дать прослушать образ-цы музыки.

Отдельные учащиеся могут спеть песню самостоятельно

Контроль.


Используя критерии оценки и дескрипторы, учащиеся сами оценивают друг друга в ходе исполнения и анализа песни

Здоровьесберегающие технологии. Физминутки и активные виды деятельности

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока / цели обучения реалистичными?


Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет то почему?


Правильно ли проведена дифференциация на уроке?


Были ли выдержаны временные этапы урока?


Какие были отступления от плана урока и почему?


Использовать данную графу для записи своего мнения об уроке

Общая оценка

Два положительных аспекта урока (и в преподавании, и в обучении):

1.

2.

Что может способствовать повышению качества урока (и в преподавании, и в обучении)?

1.

2.

Что я узнала в процессе урока о классе в целом, о достижениях/ трудностях отдельных учащихся? На что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

1.

2.

3.

4.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее