Урок 40. Стебель — осевая часть побега. Рост стебля в длину
Цели урока:
сформировать представление о внешнем строении стебля, взаимосвязи между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями;
развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы, работать с натуральными объектами;
способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Стебель — осевая часть побега», живые и гербарные экземпляры растений.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
2.1. Анализ выполнения лабораторной работы № 2.
2.2. Фронтальный опрос.
• Какое строение имеет побег?
• Что такое узел? междоузлие? пазуха листа? почка?
• Почему почка — зачаточный побег?
• Какие виды почек различают по строению?
• Можно ли по внешнему виду определить вид почки?
• Какое строение имеет вегетативная почка?
• Какие виды почек различают в зависимости от их расположения на побеге? Покажите их на натуральных объектах.
• Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
• Как растет побег?
• Что такое конус нарастания?
• Если срезать верхушку побега, к чему это приведет?
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
3.1. Ознакомление с темой урока.
Учитель предлагает разгадать кроссворд и узнать зашифрованное ключевое слово.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| 2 |
|
|
|
| ||||||||||||||
| 3 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
| 4 |
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| 6 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
1. Прибор для изучения внутреннего строения растений.
2. Группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.
3. Другое название половых клеток.
4. Почка — это зачаточный ....
5. Это корневая система.
6. Зона корня.
7. Его можно назвать якорем растения.
(Ключевое слово — стебель.)
3.2. Постановка целей урока.
4. Изучение нового материала
4.1. Фронтальная беседа.
Учитель предлагает загадку:
Один — в земле копается,
Другой — в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.
— О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)
— Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)
4.2. Самостоятельная работа с учебным пособием (§ 30). Учащиеся заполняют таблицу.
Функция стебля | В чем проявляется |
Проводящая | Проведение веществ от корня к листьям и обратно |
Механическая | Обеспечивает положение тела растения в пространстве; выносит листья к свету, выдерживает нагрузки (собственную тяжесть, действие ветра) |
Запасающая | Отложение органических веществ |
Фотосинтез | Молодые зеленые стебли осуществляют процесс фотосинтеза |
Взаимопроверка в парах.
4.3. Работа в группах.
Рассмотрите рисунок 43 на с. 90 учебного пособия. Найдите в гербарных материалах растения, имеющие:
1) прямостоячий стебель;
2) вьющийся стебель;
3) ползучий стебель;
4) стелющийся стебель;
5) лазящий стебель.
Укажите особенности каждого вида стебля.
Вариант: выполнение задания 26 на с. 50, 51 рабочей тетради.
Озвучивание результатов одним из участников группы. Коррекции ошибок. Запись определений разнообразных стеблей с примерам в тетрадь. Демонстрация слайдов с примерами растений.
4.4. Демонстрация презентации.
— А вы знаете, какие растения являются «чемпионами мира» по высоте? (Секвойя, эвкалипт)
— А какие растения самые высокие в наших лесах? (Деревья: ель, сосна, тополь; травы: купырь, тростник)
— Секвойя и эвкалипт имеют самые высокие стебли в мире, но не самые длинные. У каких растений самые длинные стебли? (Ротанговые пальмы — тропические лианы с крупными перистыми листьями имеют покрытый шипами стебель длиной 300—400м.)
4.5. Фронтальная беседа.
— Каким образом может расти стебель? (В длину и толщину)
— За счет каких тканей осуществляется рост в длину и рост в толщину? (Верхушечной образовательной ткани конуса нарастания и камбия)
— За счет какой еще образовательной ткани может осуществляться рост в длину? (Вставочной образовательной ткани, которая находится в узлах)
— Приведите пример растений, которые имеют такой рост.
Демонстрация слайдов с ростом растений в длину и толщину.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Работа в группах.
Учащиеся, сидящие в первом ряду, называют функцию, во втором — объясняют, в чем она проявляется, в третьем — исправляют и дополняют высказывания одноклассников.
6.2. Выполнение задания.
— Заполните пропуски в предложениях:
Рост побега в длину происходит благодаря делению клеток …….. Рост стебля-соломины происходит за счет деления клеток …... . Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток…..., …....может ветвиться благодаря развитию ….. и ….. почек…... обеспечивает увеличение площади поверхности растения путем…....
7. Информация о домашнем задании
§ 30 (с. 89—91); поставить ветку сирени в воду, подкрашенную чернилами, и принести ее на следующий урок.
8. Подведение итогов урока
9. Рефлексия
Учащиеся высказывают впечатления о своей деятельности на уроке, отвечая на вопросы:
— Что вы сегодня узнали на уроке?
— Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?
— В чем испытали затруднение?
— Над чем нужно поработать?