У р о к 49. Опыление у цветковых растений
Цели урока:
сформировать представление об опылении, о видах и значении опыления;
развивать умения анализировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, конструировать определения понятий;
создать условия для развития познавательного интереса и самостоятельности.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Опыление у цветковых растений», палочки различной длины, маленькие разноокрашенные цветки, скотч, цветная бумага, карандаши, ножницы, фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Разминка.
1) Угадайте названия соцветий.
• Если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. (Головка — голова)
• А я при добавлении в конце одной буквы превращаюсь в сооружение громадных размеров. (Колос — колосс)
• Если отбросить первые три буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка — елка)
• При удалении предпоследней буквы в моем названии я превращаюсь в имя мальчика. (Сережка — Сережа)
• Если убрать последние три буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. (Щиток — щи)
2) Так называют и соцветие, и ……..
• укрепленный в рукоятке пучок щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея, лака; украшение в виде стянутых шнурков; часть руки от запястья до конца пальцев; (Кисть)
• приспособление для защиты от дождя или солнца — натягивающийся на спицах и держащийся на ручке округлый кусок ткани; (Зонтик)
• утолщенную или выступающую вперед оконечность чего-нибудь; луковицу репчатого лука, чеснока; (Головка)
• защитное устройство, закрывающее лицо и глаза; приспособление, надеваемое игроками в футбол, хоккей на голень для предохранения от ушибов; (Щиток)
• в некоторых мусульманских странах титул монарха, а также лицо, носящее этот титул; пучок перьев или стоячих конских волос — украшение на головном уборе. (Султан)
3) В предложениях перепутались слова. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид — расставьте слова в нужном порядке.
• Стебле, разветвленное, это, на, удлиненном, кисть, соцветие. (Кисть — это разветвленное соцветие на удлиненном стебле.)
• У, почти, все, которого, это, соцветие, в, расположены, плоскости, одной, зонтик, цветки. (Зонтик — это соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости.)
• Цветки, с, початок, на, это, которой, соцветие, плотно, утолщенной, сидят, осью. (Початок — это соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки.)
• Злака, в, стебля, колос, котором, вдоль, соцветие, конца, расположены, цветки. (Колос — соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля.)
• Блюдца, корзинка, в, расширенное, форме, соцветие. (Корзинка — соцветие, расширенное в форме блюдца.)
• Опыления, соцветие, цветков, вероятность, увеличивает. (Соцветие увеличивает вероятность опыления цветков.)
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
3.1. Вводная беседа.
— Как вы думаете, почему цветы такие разные?
Учащиеся высказывают предположения.
— Каждый из вас хотя бы раз бывал на лугу в жаркий летний день. Какая прекрасная яркая картина была перед вами! Белые ромашки, лиловые колокольчики, яркие маки. Какое
разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека! Но для человека ли? Вот о чем следует задуматься, друзья. Человек на этой планете совсем недавно. Наши угрюмые предки, неспособные понять красоту окружающей природы, еще прятались в
пещерах, а на лугах уже пестрели цветы, над которыми роились насекомые, собирая нектар и пыльцу. Когда-то, миллионы лет назад, у большинства растений были невзрачные мелкие цветки, пыльца их разносилась ветром. Но постепенно растения и насекомые приспособились друг к другу.
— Как вы думаете, цветки, которые привлекают насекомых, отличаются от цветков, которые опыляются ветром?
3.2. Объявление темы урока.
— Какова цель нашего урока?
4. Изучение нового материала
4.1.Самостоятельная работа с материалом учебного пособия. Учащиеся записывают в тетради определение термина «опыление» (с. 150), после чего схематично изображают виды опыления.
Конспект:
Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. |
Схема:
4.2. Беседа.
— Давайте представим, каким должен быть цветок, чтобы он привлек внимание насекомых.
Учащиеся высказывают предположения.
— Давайте создадим цветок, который понравился бы насекомым. Учащиеся работают с любым выбранным материалом — рисуют, вырезают, лепят, затем «высаживают» свои цветки на «луг» — лист ватмана зеленого цвета, прикрепленный к доске.
— Какие разные и какие красивые цветы у нас получились. А что у них общего?
4.3. Фронтальная работа. Учащиеся разрабатывают характеристику насекомоопыляемых растений, объясняют, почему цветки должны иметь эти признаки. Учитель напоминает, что насекомые способны ощущать запахи на расстоянии, различать цвета и вкус. Кроме того, у насекомых имеются специализированные органы для сбора пыльцы и нектара.
Ожидаемый ответ:
признаки насекомоопыляемых растений:
— крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;
— яркая окраска околоцветника;
— наличие нектарников, аромата (он не всегда приятен для человека);
— особое строение пыльцевых зерен (пыльца липкая, большая, шершавая).
— А каким должен быть цветок, который опыляется ветром? Нужны ли ему такие же признаки, как насекомоопыляемому?
Учащиеся выдвигают свои версии.
Ожидаемый ответ:
признаки ветроопыляемых растений:
— цветки мелкие, невзрачные, околоцветник недоразвитый; — не имеют нектарников;
— как правило, лишены запаха;
— образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;
— тычинки на длинных, свисающих нитях;
— растения растут большими скоплениями;
— зацветают до распускания листьев.
4.4. Демонстрация презентации. Учитель показывает отличительные особенности цветков, опыляемых насекомыми, ветром и водой.
Учащиеся корректируют в тетрадях характеристики цветков.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
6.1. Демонстрация презентации. На слайдах — ромашка, клевер, пшеница, орешник, кабачок, душистый табак. Учащиеся высказывают предположение, как опыляется тот или иной цветок, и объясняют свое мнение.
6.2. Просмотр видеофрагмента.
Беседа.
— Какие цветы были показаны в фильме? Как они опылялись?
7. Информация о домашнем задании
§ 49 (с. 150—152); выполнить задания 37,40 на с. 79—81 рабочей тетради.
8. Подведение итогов урока
9. Рефлексия
Учащиеся высказывают впечатления о своей деятельности на уроке.
Прием «Закончите фразу»:
Мне было интересно...
Мы сегодня разобрались...
Я сегодня понял, что...
Мне было трудно...