План-конспект урока по истории Средних веков. 6 класс.
Тема урока: «Западная Европа в IX-XI вв.»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный с элементами лекции, самостоятельной работы и проверкой домашнего задания
Цель урока: изучение истории стран и народов Западной Европы в IX-XI вв.
Задачи урока:
I. Образовательные:
знакомство с новыми народами Европы (датчане, шведы, норвежцы, исландцы, французы);
понимание явления походов викингов;
изучение экономического положения в Скандинавии и во Франции в IX-XI вв.;
знакомство с новыми историческими личностями и династиями Западной Европы в IX-XI вв.;
изучение развитие социальной системы (складывание сословной иерархии);
расширение историко-пространственных представлений;
понимание новых терминов (норманны, феодал, домен и др.);
усвоение основных дат по изучаемому периоду.
II. Воспитательные:
понимание влияния природно-климатических и экономических условий стран и народов на развитие политики государств и складывание системы хозяйствования;
осознание сложности и противоречивости исторических процессов.
III. Развивающие:
развитие наглядно-образного мышления и навыков работы с материалом учебника;
развитие умения определять и объяснять основные понятия темы;
развитие умения мыслить путём наводящих вопросов и бесед учителя;
развитие внимания и памяти при усвоении фактического материала (даты, термины, личности, процессы);
развитие умения устного изложения учебного материала.
Основные понятия: норманны, конунги, дружина, язычество, драккар, бенефиции, феод, феодал, феодальная раздробленность, герцог, граф, король, домен, сословия.
Методы обучения: устный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, контроля.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока и средства обучения: учебник «История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В. А. Ведюшкин, В. И. Уколова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.: ил., карт.»; план-конспект урока; картографический шаблон; классная доска.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Проверка знаний предыдущего учебного материала
3. Переход к изучению нового материала
4. Изучение нового материала по плану:
Норманны (викинги)
Походы викингов
Западно-Франкское королевство (Франция)
Развитие феодальной системы
5. Закрепление изученного учебного материала
6. Выставление оценок. Домашнее задание
Конспект урока:
№ п/п | Этап урока | Содержание этапа | Время, мин |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационный момент | Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы. Опрос по количеству присутствующих учащихся на уроке. | 1 мин. |
2
| Проверка знаний предыдущего учебного материала | Цель этапа: повторение и закрепление полученных на прошлом уроке («Империя Карла Великого») знаний учебного материала.
Задача 1. Учитель: Из какого государства выросла империя Карла Великого? Как получилось, что династия Меровингов утратила силу перед Каролингами? Ученики отвечают: Во второй половине VII в. Франкское королевство пришло в упадок. Последние короли из династии Меровингов уже не управляли государством. Реальная власть перешла к майордомам. Майордом Карл Мартелл стал зачинателем целой правящей династии.
Задача 2. Учитель: Расскажите о Карле Мартелле, его реформах и их значении. Вопросы: 1. Где расположен г. Пуатье (указать на карте)? 2. Откуда пришли арабы? Какого вероисповедования были арабы? 3. Чем объяснялся переход от пешего ополчения к конному войску? 4. Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике «Карл Великий. Статуэтка IX в.», изображены ли там стремена?
Задача 3. Учитель: Расскажите подробнее о бенефициальной реформе. Вопросы: 1. В чём преимущество бенефициальной системы? 2. Раскройте понятия «феод», «феодал».
Задача 4. Учитель: Расскажите про вклад короля Пипина в становление империи Каролингов. Вопросы:1. Где расположен Рим, Папское государство (указать на карте)? 2. Зачем Пипин создал Папское государство? 3. Какое значение имело слово Папы Римского в христианском мире?
Задача 5. Учитель: Расскажите о войнах Карла Великого. Вопросы:1. Укажите на карте направления походов Карла Великого 2. Кем были саксы и авары по религиозной принадлежности? 3. Что такое «марка»?
Задача 6. Учитель: Рассказать об устройстве империи Каролингов. Вопросы:1. Зачем Карлу Великому понадобилось такое большое количество земель? 2. Какие аналогии можно наблюдать с Римской империей?
Задача 7. Учитель: Рассказать, в чём отразилось «Каролинское возрождение»? Вопросы:1. Зачем вдруг Карлу понадобились образованные люди, когда имелась огромная страна и сильная армия? 2. В чём была значимость обращения к античному наследству?
Задача 8. Учитель: Расскажите, как вышло, что Каролингская империя распалась? Вопросы:1. Какие государства в будущем выделись из состава империи Карла? 2. Каково было значение появления Каролингской империи для истории Европы? | 15 мин.
|
3
| Переход к изучению нового материала | Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия.
Подводящая беседа. Учитель: С конца VIII по XI в. на страны Западной Европы нападали норманны, венгры, арабы. В условиях раздробленности европейских стран, во многом влиявшей на военный потенциал, вторгнувшиеся народы одерживали успехи. О какой раздробленности идёт речь? Ученики могут указать на распад империи Каролингов, невозможность выставить единое войско, способное отразить нападение. | 3 мин.
|
4 | Изучение нового материала | Цель этапа: изучение истории человечества в эпоху энеолита
Задача 1. Изучение скандинавских народов. Учитель: Одно из таких вторжений совершили норманны – жители Скандинавии, предки современных датчан, шведов, норвежцев, исландцев. Учитель объясняет материал параграфа (с. 30). Учитель с помощью картографического шаблона изображает на доске карту средневековой Европы (Приложения. Карта 1)
Задача 2. Изучение походов викингов. Учитель: Причины завоевательных походов викингов VIII-XI вв. были следующие: 1. Скудость природных ресурсов обуславливала слабость производительных сил и отрицательно влияла на развитие хозяйства 2. Развитие судостроения и мореходства 3. Слабость стран Европы, порождённая раздробленностью, обеспечивала превосходство викингов на поле боя, что ставило приоритет военных методов над мирными Вопросы: Какие же страны могли попасть под удар викингов? Ученики могут ответить: Восточное и Западное Франкские королевства Задача 3. Нашествие викингов на Францию. Учитель: Нападения викингов не избежало и Западно-Франкское королевство, которое проявило свою слабость. Бенефиции, пожалованные королями, постепенно превращались в феоды, и их владельцы старались сократить службу королю, добиваясь от него новых привилегий. Так, при внезапных нападениях викингов короли не могли вовремя организовать сопротивление и терпели поражения. Французский король был вынужден передать викингам северо-западную часть своих владений. На той территории образовалось герцогство Нормандия. Вопрос: Итак, какие причины военных успехов викингов вы можете выделить? Ученики могут ответить: 1. Раздробленность государств; 2. Слабость бенефициальной системы, проявившаяся при внезапных нападениях; 3. Сильные и многочисленные армии викингов; 4. Всеобщая паника, страх образа викинга, запечатлённый христианским мировоззрением
Задача 4. Изучение раздробленности во Франции. Учитель: Ослабление королевской власти было связано с усилением феодалов, поэтому раздробленность в Западной Европе принято называть феодальной. Падение власти Каролингов привело к передаче феодалами короны крупному графу Гуго Капету в 987 г. Всё это привело к выстраиванию сословной иерархии средневекового общества (король; духовенство; герцоги и графы; бароны и рыцари; горожане; крестьяне). Король при этом считался не высшим властителем, а лишь «первым среди равных», т. к. сам вышел из среды феодалов. Королевская власть ограничивалась доменом – личными землями графов Парижских. Таким образом, выстроилась триада, на которой было основано средневековое общество: война – воюющим, работа – работающим, молитва – молящимся. Учитель изображает на доске Схему 1 (приложения) | 20 мин.
|
5 | Закрепление изученного учебного материала | Цель этапа: закрепление полученных на уроке знаний по теме Закрепление основных понятий. Вопросы: 1. Кто такие викинги? Что вы можете сказать об их религии, хозяйственном устройстве? 2. Назовите основные направления завоевательных походов викингов. | 5 |
6 | Выставление оценок. Домашнее задание | Цель этапа: подведение итогов урока, выдача домашнего задания.
Задача 1. Выставление оценок за домашнее задание по предыдущей теме и за работу на уроке.
Задача 2. Определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома. Запись в дневниках учащимися задания на дом: Работа с материалом учебника (§ 9) | 1 |
Приложения.
Карта 1. Западная Европа IX-XI вв.
Схема 1. Сословная структура средневекового общества.