«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока на тему «Западная Европа в IX-XI вв.»

В плане-конспекте поэтапно рапределены формы работы учителя и обучающихся по теме «Западная Европа в IX-XI вв.». Упор сделан на фронтальную работу: наряду с изложением нового учебного материала предлагаются наводящие вопросы для улучшения восприятия темы относительно новых исторических фактов, процессов и терминов.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока по истории Средних веков. 6 класс.

Тема урока: «Западная Европа в IX-XI вв.»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный с элементами лекции, самостоятельной работы и проверкой домашнего задания

Цель урока: изучение истории стран и народов Западной Европы в IX-XI вв.

Задачи урока:

I. Образовательные:

  1. знакомство с новыми народами Европы (датчане, шведы, норвежцы, исландцы, французы);

  2. понимание явления походов викингов;

  3. изучение экономического положения в Скандинавии и во Франции в IX-XI вв.;

  4. знакомство с новыми историческими личностями и династиями Западной Европы в IX-XI вв.;

  5. изучение развитие социальной системы (складывание сословной иерархии);

  6. расширение историко-пространственных представлений;

  7. понимание новых терминов (норманны, феодал, домен и др.);

  8. усвоение основных дат по изучаемому периоду.

II. Воспитательные:

  1. понимание влияния природно-климатических и экономических условий стран и народов на развитие политики государств и складывание системы хозяйствования;

  2. осознание сложности и противоречивости исторических процессов.

III. Развивающие:

  1. развитие наглядно-образного мышления и навыков работы с материалом учебника;

  2. развитие умения определять и объяснять основные понятия темы;

  3. развитие умения мыслить путём наводящих вопросов и бесед учителя;

  4. развитие внимания и памяти при усвоении фактического материала (даты, термины, личности, процессы);

  5. развитие умения устного изложения учебного материала.


Основные понятия: норманны, конунги, дружина, язычество, драккар, бенефиции, феод, феодал, феодальная раздробленность, герцог, граф, король, домен, сословия.

Методы обучения: устный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, контроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока и средства обучения: учебник «История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В. А. Ведюшкин, В. И. Уколова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.: ил., карт.»; план-конспект урока; картографический шаблон; классная доска.

Этапы урока:

1. Организационный момент

2. Проверка знаний предыдущего учебного материала

3. Переход к изучению нового материала

4. Изучение нового материала по плану:

  1. Норманны (викинги)

  2. Походы викингов

  3. Западно-Франкское королевство (Франция)

  4. Развитие феодальной системы

5. Закрепление изученного учебного материала

6. Выставление оценок. Домашнее задание









Конспект урока:


п/п

Этап урока

Содержание этапа

Время, мин

1

2

3

4

1

Организационный момент

Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы. Опрос по количеству присутствующих учащихся на уроке.

1 мин.

2




Проверка знаний предыдущего учебного материала

Цель этапа: повторение и закрепление полученных на прошлом уроке («Империя Карла Великого») знаний учебного материала.


Задача 1.

Учитель: Из какого государства выросла империя Карла Великого? Как получилось, что династия Меровингов утратила силу перед Каролингами?

Ученики отвечают: Во второй половине VII в. Франкское королевство пришло в упадок. Последние короли из династии Меровингов уже не управляли государством. Реальная власть перешла к майордомам. Майордом Карл Мартелл стал зачинателем целой правящей династии.


Задача 2.

Учитель: Расскажите о Карле Мартелле, его реформах и их значении.

Вопросы: 1. Где расположен г. Пуатье (указать на карте)?

2. Откуда пришли арабы? Какого вероисповедования были арабы?

3. Чем объяснялся переход от пешего ополчения к конному войску?

4. Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике «Карл Великий. Статуэтка IX в.», изображены ли там стремена?


Задача 3.

Учитель: Расскажите подробнее о бенефициальной реформе.

Вопросы: 1. В чём преимущество бенефициальной системы?

2. Раскройте понятия «феод», «феодал».


Задача 4.

Учитель: Расскажите про вклад короля Пипина в становление империи Каролингов.

Вопросы:1. Где расположен Рим, Папское государство (указать на карте)?

2. Зачем Пипин создал Папское государство?

3. Какое значение имело слово Папы Римского в христианском мире?


Задача 5.

Учитель: Расскажите о войнах Карла Великого.

Вопросы:1. Укажите на карте направления походов Карла Великого

2. Кем были саксы и авары по религиозной принадлежности?

3. Что такое «марка»?


Задача 6.

Учитель: Рассказать об устройстве империи Каролингов.

Вопросы:1. Зачем Карлу Великому понадобилось такое большое количество земель?

2. Какие аналогии можно наблюдать с Римской империей?






Задача 7.

Учитель: Рассказать, в чём отразилось «Каролинское возрождение»?

Вопросы:1. Зачем вдруг Карлу понадобились образованные люди, когда имелась огромная страна и сильная армия?

2. В чём была значимость обращения к античному наследству?


Задача 8.

Учитель: Расскажите, как вышло, что Каролингская империя распалась?

Вопросы:1. Какие государства в будущем выделись из состава империи Карла?

2. Каково было значение появления Каролингской империи для истории Европы?

15 мин.



3




Переход к изучению нового материала

Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия.


Подводящая беседа.

Учитель: С конца VIII по XI в. на страны Западной Европы нападали норманны, венгры, арабы. В условиях раздробленности европейских стран, во многом влиявшей на военный потенциал, вторгнувшиеся народы одерживали успехи. О какой раздробленности идёт речь?

Ученики могут указать на распад империи Каролингов, невозможность выставить единое войско, способное отразить нападение.

3 мин.



4

Изучение нового материала

Цель этапа: изучение истории человечества в эпоху энеолита


Задача 1. Изучение скандинавских народов.

Учитель: Одно из таких вторжений совершили норманны – жители Скандинавии, предки современных датчан, шведов, норвежцев, исландцев.

Учитель объясняет материал параграфа (с. 30).

Учитель с помощью картографического шаблона изображает на доске карту средневековой Европы (Приложения. Карта 1)


Задача 2. Изучение походов викингов.

Учитель: Причины завоевательных походов викингов VIII-XI вв. были следующие:

1. Скудость природных ресурсов обуславливала слабость производительных сил и отрицательно влияла на развитие хозяйства

2. Развитие судостроения и мореходства

3. Слабость стран Европы, порождённая раздробленностью, обеспечивала превосходство викингов на поле боя, что ставило приоритет военных методов над мирными

Вопросы: Какие же страны могли попасть под удар викингов?

Ученики могут ответить: Восточное и Западное Франкские королевства
Учитель вызывает учеников к доске для изображения названия объектов на чертёжном рисунке Западной Европы (Франкская империя, Англия, Италия, Скандинавия, Нормандия, Сицилия). Учитель обозначает на карте направления походов викингов, сопровождая объяснением материала параграфа.


Задача 3. Нашествие викингов на Францию.

Учитель: Нападения викингов не избежало и Западно-Франкское королевство, которое проявило свою слабость. Бенефиции, пожалованные королями, постепенно превращались в феоды, и их владельцы старались сократить службу королю, добиваясь от него новых привилегий. Так, при внезапных нападениях викингов короли не могли вовремя организовать сопротивление и терпели поражения. Французский король был вынужден передать викингам северо-западную часть своих владений. На той территории образовалось герцогство Нормандия.

Вопрос: Итак, какие причины военных успехов викингов вы можете выделить?

Ученики могут ответить: 1. Раздробленность государств; 2. Слабость бенефициальной системы, проявившаяся при внезапных нападениях; 3. Сильные и многочисленные армии викингов; 4. Всеобщая паника, страх образа викинга, запечатлённый христианским мировоззрением


Задача 4. Изучение раздробленности во Франции.

Учитель: Ослабление королевской власти было связано с усилением феодалов, поэтому раздробленность в Западной Европе принято называть феодальной. Падение власти Каролингов привело к передаче феодалами короны крупному графу Гуго Капету в 987 г. Всё это привело к выстраиванию сословной иерархии средневекового общества (король; духовенство; герцоги и графы; бароны и рыцари; горожане; крестьяне). Король при этом считался не высшим властителем, а лишь «первым среди равных», т. к. сам вышел из среды феодалов. Королевская власть ограничивалась доменом – личными землями графов Парижских. Таким образом, выстроилась триада, на которой было основано средневековое общество: война – воюющим, работа – работающим, молитва – молящимся.

Учитель изображает на доске Схему 1 (приложения)

20 мин.















































5

Закрепление изученного учебного материала

Цель этапа: закрепление полученных на уроке знаний по теме

Закрепление основных понятий.

Вопросы: 1. Кто такие викинги? Что вы можете сказать об их религии, хозяйственном устройстве? 2. Назовите основные направления завоевательных походов викингов.
3. Чем был вызван страх европейцев перед вторжениями викингов? 4. Удалось ли викингам добиться успехов? 5. Укажите слабости бенефициальной системы перед военной организацией викингов. 6. Какая династия сменила Каролингов в Западно-Франкском королевств? 7. Были ли Капетинги полновластными королями во Франции? 8. Раскройте понятия «бенефиций», «феод» и «домен», в чём их отличия?

5

6

Выставление оценок. Домашнее задание

Цель этапа: подведение итогов урока, выдача домашнего задания.


Задача 1. Выставление оценок за домашнее задание по предыдущей теме и за работу на уроке.


Задача 2. Определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома.

Запись в дневниках учащимися задания на дом:

Работа с материалом учебника (§ 9)

1



Приложения.

Карта 1. Западная Европа IX-XI вв.

Схема 1. Сословная структура средневекового общества.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее