Тема: Деление двузначного числа на однозначное число
Цель: закрепить правила деления двузначного числа на однозначное число.
Задачи: совершенствовать умение решать задачи изученных видов; рассмотреть разные способы решения задачи на основе правила деления суммы на число; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; развивать логическое мышление, память; воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Ход урока
Организационный этап.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы все повторили и закрепили то, что знаем и умеем.
- Отгадайте загадку:
В небе звёздочка сверкает
Голубая-голубая.
Обязательно проверю
Есть ли люди на Венере.
К удивительной планете
Полечу я на... (ракете)
- Каждый ряд – это экипаж ракеты, выполняя правильно задания, ваша ракета будет подниматься всё выше и выше, и в конце урока мы посмотрим, члены какой команды были более внимательными и сосредоточенными.
- Перед вами звёздочки, нарисуйте смайлики, с каким настроением вы начинаете урок.
Актуализация знаний.
А) Устный счет.
Игра «Кто быстрее полетит в космос?»
(Каждый ряд получает лист бумаги с изображением ракеты. На ракете записаны примеры на умножение и деление по количеству учеников в ряду. По команде учителя первый ученик начинает решать пример. Затем передает ракету следующему ученику своего ряда. После окончания игры учитель открывает ответы на доске. Побеждает ряд, который решит все примеры быстрее других и не допустит ошибок).
90:3 90:3
30∙2 30∙2
60:20 60:20
3∙6 3∙6
18:9 18:9
(Проверка по доске, проверяет первый ученик)
(30, 60, 3, 18, 2)
- Надеюсь, что в течение урока вы также будете поддерживать друг друга, переживать за своих одноклассников.
Игра «Реши задачу» (каждая группа получает свою задачу)
В бидоне 32 л молока, в кувшине - в 8 раз меньше. Сколько литров молока в кувшине?
18 луковиц посадили поровну в 3 горшочка. Сколько луковиц посадили в каждый горшочек?
Б) Работа в тетради.
- Запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания. Сегодня мы будем писать число 5. Что вы можете сказать об этом числе? (однозначное, нечетное, предыдущее число 4, следующее – 6). Вспомните название сказки, в которой есть число 5? (Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»)
III. Организация восприятия. Постановка проблемы.
35:5 36:3
32:4 48:3
72:8 65:5
- Чем похожи выражения?
- Чем отличаются?
- На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
- Запишите и найдите значения этих выражений.
Примеры второй группы могут вызвать затруднения в решении, так как они еще не достаточно хорошо знакомы с приемом умножения двузначного числа на однозначное число. Создалась проблемная ситуация.
Повторение правила деления суммы на число.
- Мы хорошо умеем умножать однозначные числа, знаем таблицу умножения, а как умножить двузначное число на однозначное число.
- Нужно рассуждать так:
1. Представляю двузначное число в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на делитель.
2. Делю каждое слагаемое на однозначное число.
3. Полученные результаты складываю.
- Давайте определим цель нашего урока. (Закрепить умение делить двузначное число на однозначное число).
Два оставшиеся примеры решают по 1 ученику от каждой команды.
Сообщение темы и задач урока.
- Правильно, ребята, мы сегодня закрепим с вами умение делить двузначное число на однозначное число. А также постараемся научиться решать задачи
На основе правила деления суммы на число.
Закрепление умения решать примеры изученного вида.
- Выполним №4 на странице 106. 1, 3 столбики выполняет 1 команда; 2, 4 – вторая команда.
Физкультминутка
Всё оставим мы в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Я сегодня ваш пилот,
Отправляемся в полёт.
Все на старт! Готовы, дети?
Полетим мы на ракете.
Улыбнёмся мы друг другу
И быстрей прогоним скуку.
Ярко звёздочки сверкают,
В гости всех нас зазывают.
Все им дружно подмигнём,
Точно курс мы свой возьмём.
Пальцы надо нам размять,
Чтоб ракетой управлять.
Каждый пальчик свой потрём,
Их сожмём и разожмём.
Мы на Землю поглядим,
Ей привет передадим.
Глубоко мы все подышим,
Звуки космоса услышим.
Из космоса мы прилетели
И за парты тихо сели,
Продолжаем свой урок,
Чтоб закончить точно в срок.
Знакомство с новым видом задач.
- На странице 106 рассмотрим №1. Прочитайте условие задачи про себя.
В один аквариум нужно влить 24 л воды, а в другой — 36 л. Сколько шестилитровых вёдер воды нужно влить в оба аквариума?
- Что нам известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Зная, сколько литров у нас 1 аквариум, и зная, каким ведром мы будем его заполнять, что мы можем узнать?
- А как узнать, сколько ведер нам понадобиться для заполнения 2 аквариума?
- Теперь мы можем ответить на поставленный в задаче вопрос? Как?
- Запишем первый способ решения задачи.
- Скажите, а можем ли мы узнать, сколько всего литров составляют два аквариума вместе? Как можем это узнать?
- Теперь зная объем двух аквариумов и объем ведра, каким будем заполнять аквариумы, можем ли мы узнать, сколько ведер воды нам понадобиться? Как?
- Запишем второй способ решения задачи.
- Какой получился у нас ответ?
Решение задачи изученного вида или повышенной сложности.
- Выполним задание №6 на странице 107. Решите задачу самостоятельно. (Взаимопроверка.)
Домашнее задание.
№ 1,2 на странице 107.
- Посмотрите на задания, что вам не понятно?
Подведение итогов. Выставление отметок.
- Над какой темой работали? Чему учились? Чему научились? Какая команда победила в соревновании?
Рефлексия.
- Нарисуйте смайлики на обратной стороне звездочек. Что-то изменилось с эмоциями у ваших смайликов. Почему?