«Осенний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока "Голосеменные. Общая характеристика и особенности строения"

План-конспект урока "Голосеменные. Общая характеристика и особенности строения"

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 34. Голосеменные.

Общая характеристика и особенности строения



Цели урока

  • сформировать представление о голосеменных растениях;

  • развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с натуральными объектами;

  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.


Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Голосеменные растения», живые и гербарные экземпляры ели и сосны и их шишки, карточки с таблицами, репродукция картины «Сосновый бор» И. И. Шишкина.


Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.


2. Анализ выполнения самостоятельной работы


3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Слово учителя.

— Перед нами картина «Сосновый бор». Что изображено на картине? Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь? (О хвойных растениях)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь,

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

М. Ю. Лермонтов

— Сосны — это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменными?

— Около 300 млн лет назад стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Как вы думаете, с чем это могло быть связано? (В связи с изменением климата и иссушением водоемов)

— Природе надо было придумать приспособления, которые помогут растениям выжить в условиях более сухого климата. Какие же это приспособления?

3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.


4. Изучение нового материала

4.1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (ветки и шишки сосны, ели) (15 мин).

Задание:

1) рассмотрите хвою сосны; измерьте длину хвои и обратите внимание на ее окраску; определите форму хвои, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами);

2) рассмотрите внешний вид сосновых шишек, отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек;

3) те же наблюдения проведите с хвоей и шишками ели;

4) результаты всех наблюдений занесите в таблицу 1.






Таблица 1

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Располо­жение на ветке

Размер

Окраска

Плотность расположе­ния чешуек

Сосна







Ель








Взаимопроверка в парах.

4.2. Самостоятельная работа с материалом учебного пособия (§ 44) Заполнение таблицы 2.


Таблица 2

Основные признаки

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер хвои

Хвоинки длинные (3—5 см), расположены попарно на сильно укороченных побегах

Хвоинки короткие (1,5—2 см), располо­жены одиночно, густо покрывают побеги

Расположение веток

Ветки собраны в мутовки, по которым можно примерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не име­ет веток

Ветки распределены от верхушки до основания

Шишки

Относительно округлые

Вытянутые, с гладкими чешуйками

Характер корневой системы

Пластичная корневая систе­ма. Зависит от условий про­израстания дерева

Главный корень обычно развит плохо

Требования к освещению

Светолюбивая порода. Обра­зует светлые леса (боры)

Тенелюбивая порода. Образует темнохвойные леса

Требования к почве

Неприхотлива

Требовательна к соста­ву почвы и минерально­му питанию

Потребность во влаге

Нетребовательна

Влаголюбива

Опыление

и распространение

семян

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ве­тром, животными и птицами

Ветроопыляемое рас­тение. Семена распро­страняются ветром и животными, птицами


Вариант: выполнение заданий 17, 18, 20 на с. 71—73 рабочей тетради.

Озвучивание и коррекция результатов. (Сопровождение слайдами)

4.3. Рассказ учителя (дополнительная информация).

— Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом. Растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения хвоя не опадает осенью, как у листопадных деревьев. Хвойные растения могут произрастать как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.


5. Физкультминутка

Упражнение «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (Поднять руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Встать на носки, потянуться)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал.

(Махи поднятыми руками в стороны, вперед, назад)

Ветки гнутся взад-вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.


6. Закрепление изученного материала

6.1. Беседа с демонстрацией видеофрагмента.

— Объясните русскую поговорку: «Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине».

6.2. Игра «Светофор». Учитель раздает по три разноцветные карточки (красная, желтая, зеленая) на каждую парту и зачитывает утверждения. Если учащиеся согласны, поднимают зеленую карточку, если сомневаются — желтую, если считают утверждение неверным — красную.

1) Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег — шишка.

2) Голосеменные растения — исключительно деревья.

3) У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4) Еловые леса и сосновые боры — светлые.

5) Хвоя ели длинная, на побегах по два игловидных листа.

6) У сосны хвоинки живут на ветках один год.

7) Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8) Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9) Папоротники более высокоорганизованные, чем голосеменные.

10) Образование семян — важный этап в эволюции растений.

— Какое значение для голосеменных растений имеют смоляные ходы?

6.3. Фронтальная беседа.

• Почему врачи рекомендуют строить санатории для людей с заболеваниями легких в сосновых борах?

• Так почему же исчезли древовидные папоротники и им на смену пришли голосеменные?

• А почему их называют голосеменными?

Учащиеся высказывают предположения. Учитель сообщает, что верный ответ на этот вопрос они смогут дать на следующем уроке.


7. Информация о домашнем задании

§ 44 (с. 134—138); выполнить задание 19 на с. 72 рабочей тетради.


8. Подведение итогов урока


9. Рефлексия

Учащиеся высказывают впечатления об уроке, отвечая на вопросы:

— Что нового вы для себя открыли?

— Что было непонятным?

— Пригодятся ли полученные знания?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее