Геометрия. 7 класс.
Признаки параллельности прямых.
Цели урока:
Образовательные
повторить определение параллельных прямых, смежных и вертикальных углов;
формировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов;
рассмотреть признаки параллельности прямых и первичное применение их при решении задач.
Воспитательные
воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;
воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения.
Развивающие
развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
развивать умение работать в паре.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Эпиграф к уроку:
“В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам” (Карл Маркс).
- Так вот, ребята, изучая геометрию, мы и карабкаемся по ее каменистым тропам и очень надеюсь, что урок пройдёт с пользой для вас.
2. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем приступить к открытию новых знаний, давайте повторим то, что нам для этого понадобится.
- Что вы знаете о взаимном расположении двух прямых на плоскости?
(Две прямые на плоскости могут пересекаться, т.е. иметь одну общую точку или они не пересекаются, т.е. не имеют общих точек)
а 1 а
4
в 3 2 в
рис. 1 рис.2
- Рассмотрим рис.1. Название каких углов, полученных при пересечении двух прямых, вы уже знаете? (подробные вопросы про вертикальные и смежные углы)
Вертикальные углы.
-Назовите, какие углы являются вертикальными.
1 и 3, 2 и 4
-Каким свойством обладают вертикальные углы?
Они равны.
-Какие ещё пары углов вы знаете?
Смежные.
-Назовите их?
1 и 2, 2 и 3, 1 и 4, 4 и 3
- Каким свойством обладают смежные углы?
Их сумма равна 180° .
Понятие «параллельные прямые» не является для учащихся новым, поскольку известно им с 6 класса. Поэтому, можно предложить учащимся заполнить первую колонку таблицы «Параллельные прямые» (определение параллельных прямых, их обозначение).
Я знаю | Я узнал |
|
|
3. Первичное усвоение новых знаний
Работа с учебником (прочитайте текст учебника п. 24 стр. 52 и ответьте на вопросы и дополните таблицу):
Какие прямые называются параллельными?
Изобразите и обозначьте параллельные прямые
Какие отрезки называются параллельными?
Изобразите и обозначьте параллельные отрезки
Какими будут две прямые перпендикулярные к третьей прямой?
4. Устный опрос
1. Известно, что a||b. Означает ли, что b||a?
2. Два отрезка не имеют общих точек. Означает ли это, что данные отрезки обязательно параллельны?
3. Прямые KM и EF параллельны. Могут ли лучи MK и FE пересекаться?
4. На плоскости проведены три параллельные прямые. Может некоторая четвертая прямая:
а) пересекать только одну из данных прямых;
б) пересекать только две из данных прямых;
в) не пересекать ни одной из данных прямых?
5. Дано прямая a и точки A, B и C (рис.) Сколько прямых, параллельных прямой a, можно провести через данные точки? Проведите все такие прямые. Могут ли они пересекаться? Ответ обоснуйте.
- А теперь оглянемся вокруг. Приведите примеры параллельных прямых, отрезков. (Учащиеся приводят примеры.)
-Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны?
Нет.
-Как же нам быть в таких ситуациях?
В этих случаях помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых признаки.
-Итак, сформулируйте тему урока.
«Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых».
-Сформулируйте и запишите цель урока.
Познакомиться с признаками параллельных прямых
7. Подведение итогов.
-Итак, вернёмся к таблице. Заполните колонку «Я узнал» в таблице.
-Вспомните названия углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей? Как называются углы первой группы? Второй? Третьей?
8. Рефлексия («Карта настроения»)
Ребята, у каждого из вас на парте лежат карточки эмоционального состояния, в которых вы укажите свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
9. Домашнее задание.
п. 24-25
Выучить определение параллельных прямых;
Знать названия новых углов и уметь их находить на рисунке.
Выучить признаки параллельности прямых.
№186 c.58
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.