Тема. Формы поведения животных.
7 класс
Я осмелюсь утверждать, что из всех знаний
лучшее для нас знание природы, ее законов.
Ж. Б. Ламарк.
Цель: сформировать знания о формах поведения животных(индивидуальную, репродуктивную и
социальную), их значение в жизни животных. Развивать внимание и память учащихся. Воспитывать
любовь к живым существам, использовать собственный опыт наблюдения за животными.
Основные понятия: индивидуальная, репродуктивная и социальная форма поведения, груминг.
Оборудование и материалы: презентация «Формы поведения животных», рисунки и фотографии
различных форм поведения.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. «Терминологический бой». Ученики задают вопросы друг другу по материалам
домашнего задания: таксисы, миграция, миграционные пути, хоминг, ориентирование
животных.
2. «Свободный микрофон».
- Какие способы ориентации используют животных?
- Привести примеры миграционного поведения животных?
- Докажите, что основой миграций является инстинктивное поведение?
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Как слова эпиграфа связаны с темой урока? Свои соображения выскажете в конце
урока.
Задумывались ли вы, как общаются животные?
Можно ли поведение животных назвать разумным?
Можно ли пчел отнести к социальным животным с разумным поведением?
На все эти вопросы мы будем искать ответ
IY. Усвоение новых знаний.
Формы поведения животных.
Работа в группах:
I группа-индивидуальное поведение
II группа-социальное поведение
III группа-репродуктивное поведение
IY группа-территориальное поведение
Проверка качества усвоения знаний.
Доклад представителей от групп.
Использование презентации.
Справочный материал.
Индивидуальное поведение.
1. Пищевое поведение. Пищевое поведение-различные состояния двигательных и вегетативных реакций
организма, связанные с поиском и приемом корма. Новорожденные млекопитающие с нормальным
развитием (жеребята, телята, ягнята, козлята, поросята и др.) после облизывания матерью
тянутся к вымени, активно сосут молозиво. Животные в течение выпаса активно в
разное время дня поедают избирательно разные растения, удовлетворяя потребности организма в
еды. Формирование пищевого поведения путем интеграции врожденных и приобретенных форм
поведения происходит на протяжении всей жизни организма. Наиболее общим
раздражителем, вызывающим пищевую реакцию у незрелорожденных детенышей является
теплая поверхность матери, у зрело рожденных и взрослых животных-обонятельные, зрительные и слуховые
раздражение.
Животные отдают предпочтение одним кормам, а другие отвергают; корм поедают
в течение определенного времени до насыщения, через различные интервалы времени.
Животные отыскивают и поедают прежде всего те травы, корма, которые содержат необходимые для
организма вещества.
2. Комфортная поведение – различные сочетания двигательных реакций, связанные с поиском и
созданием
комфортных внешних условий (переход в тень или на прижиг в зависимости от температуры, в
укрытие, на сухую или влажную, гладкую, мягкую поверхность, в теплое помещение или в
выгульный двор), устранение действий неблагоприятных факторов (облизывание, почесывание,
купание т. д), стремление к возвращению домой (англ.. "роуминг"), выпасного участка,
места отдыха, на свою территорию. Все они так или иначе связаны с обеспечением
гомеостаза.
3. Опытное поведение. Многим животным свойственен инстинкт новизны. В случае нового
необычного явления у животных вначале проявляется рефлекс биологической осторожности, а
потом Опытное поведение. Приемы исследования окружающей среды во многих
животных, в основном, однотипные. Сначала животное осматривает окружающую среду, обнюхивает пол,
стены, перегородки, кормушки. Поведение направлено на восстановление утраченного быта,
определение пригодности к существованию, получения корма, воды, отдыха.
4. Игровое поведение. Игровое поведение проявляется у животных через 2-3 недели после
рождение. Жеребята, телята, ягнята, козлята начинают делать резкие движения,
подскакивать наверх, в сторону. При групповом содержании игровое поведение проявляется в
бегании по прямой наперегонки, бодании, лизании друг друга, выдирании на возвышение.
Животные, которые симпатизируют друг другу. Трутся головами, прыгают, борются,
сопровождают друг друга.
5. Наслідувальна поведение. Проявляется в подражании поведению другого животного.
Молодые животные подражают, копируют поведение матери; взрослые могут копировать
поведение других.
2. территориальное поведение
Территориальной называют поведение, которое связано с распределением доступной территории
на индивидуальные участки. Она включает выделение индивидуального участка, маркировку его
границ и охрану от других особей. Территория может обозначаться звуковыми сигналами, как
у птиц, пахучими метками, как у кошачьих, а также визуальными метками. Визуальные
отметки представляют собой экскременты, вытоптанные участки, царапины и выгрызы на коре
деревьев или преимущественное сочетание различных меток. Например медведи мочатся у деревьев,
трутся о них, царапают и грызут кору, а также делают углубления в земле.
Особенности территориального поведения
Справочный материал
1. Пение, обозначающая вид, играет у певчих птиц ту же роль, что оптическая
несомненно, что другие птицы, которые еще не имеют собственного участка, по
этому пению узнают: в этом месте заявил свои территориальные притязания самец
такого то рода и племени. Важно еще и то , что у многих видов по пению можно очень
точно определить, насколько силен певец, какого он возраста-другими словами,
насколько он опасен для слушателя. У многих птиц, акустически маркируют свои
владения, обращают на себя внимание значительные индивидуальные различия издаваемых ими
звуков. Многие исследователи считают, что у таких видов может иметь значение персональная
визитная карточка. Так, до прилета самки самец-Дрозд выбирает участок и защищает его от
других птиц.
3. Обозначение участков
Наземные животные обозначают границы своего участка с помощью запахов. В воде химические
сигналы действуют очень коротко, поэтому, чтобы обозначить территорию, обитатели глубин
используют главным образом звук и цвет. Рыбы, морские львы и ракообразные
обозначают границы своих участков разными звуками.
Морские львы и на суше, и под водой способны издавать подобные звуки лая.
Креветки, крабы и другие ракообразные
4. общественное поведение.
Насекомых, живущих большими семьями, называют социальными. Членов семьи
социальных насекомых разделяют на группы: самцов и самок, выполняющих функцию
размножение и рабочих, выполняющих совместно все работы по поддержанию жизни
семьи и охраны особей первой группы. Образуют семьи лишь представители двух
рядов двух рядов: Перепончатокрылые и термиты.
Для общественных животных характерно не простое создание группировок, а распределение функций
и обмен информацией. Объединение насекомых называют биологическими над организмами. Все
особи действуют генетически по прогамировано, как организм одного типа.
5 Формирование выводов.
6.Составление опорной схемы «Формы поведения животных».
Y.Обобщение и систематизация знаний.
Упражнение»Да-Нет". Отметьте правильные утверждения знаком « +», а неправильные«-«
1.Для познания окружающей среды животное использует свою исследовательскую
активность(+)
2. паук охотится на муху, используя паутину. Это можно отнести к пищевой
поведения паука ( + ).
3. никоим образом животное не может изменить температуру своего тела: ни прячась от
солнца, ни погружаясь в землю(-).
4.Груминг-это взаимное кормление животных один олного(-)есть
5до примеров груминга у животных можно отнести чистку перьев птицами(+).
6.Животные не могут пользоваться никакими орудиями для добывания пищи, охоты
или построения жилищ ( -).
7.Игровая деятельность характерна только для молодежи домашних животных собак и кошек(-).
8.Высиживание потомства ласточкой-это пример репродуктивного поведения(+).
9. к социальным насекомым относятся мухи и тараканы(+).
10. социальное поведение проявляется в группе животных ( + ).
11. к функциям игровой деятельности у лисят можно отнести подготовку малышей к
охота (+).
12.Термиты-социальные насекомые, у которых есть деление на касты - группы по строению и
функциями ( + ).
YI. Подведение итогов.
Оценивание учащихся.
YI. Рефлексия.
Я пополнил свои знания...
Меня наиболее поразило...
YII.Домашнее задание:
-проработать параграф учебника;
-подготовить мини-проекты на темы: «Забота о потомстве», «Брачное поведение
животных»