ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ в 10 классе
Тема: Культура Руси Х- начало ХШ века.
Форма урока: Объяснение нового материала ( в виде проблемного, информационного, объяснительно-иллюстративного изложения, с сопровождением творческих заданий и элементами групповой деятельности)
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Смешанный (сочетает виды уроков: урок семинар, урок выполнения теоретических заданий)
Цель урока:1. Создать мотивацию для изучения нового материала.
2. Рассмотреть особенности развития письменности, просвещения,
литературы, устного народного творчества, архитектуры, живописи,
скульптуры, доказать взаимосвязь истории и культуры.
3.Развить умение логического усвоения материала и изложения исторических
событий.
Методическое обеспечение: Учебник, досска.
I. Вступление
В результате изучения темы учащиеся совершат воображаемую экскурсию в музей культуры Древней Руси, рассмотрят особенности развития письменности, просвещения, литературы, устного народного творчества архитектуры, живописи, скульптуры. Докажут взаимосвязь истории и культуры. Объяснение понятия культура: материальная, духовная.
II. Изучение нового материала.(по группам)
1.Истоки русского культурного развития.
Влияние восточно-славянских племен, кочевых народов и Византии на возникновение и развитие культуры.
2.Письменность, просвещение, литература, устное народное творчество
Сообщение учащегося о распространении письменности, появлении первых литературных произведений, о развитии устного народного творчества. Краткое знакомство с произведениями древнерусской литературы и ее жанрами. «Речь философа», «Слово о Законе и Благодати», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха».
3.Архитектура.
Сообщение учащегося о развитии архитектуры и скульптуры в период с Х-ХШ вв. Софийский собор, Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, церковь Покрова на Нерли.
4.Живопись, скульптура.
Ш.Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий игрового характера, требующих проявления смекалки и полученных знаний.
1.Что способствовало возникновению и развитию культуры Руси?
2.Какой жанр Древнерусской литературы был распространен наибольшим образом?
3.Из какой страны были заимствованы принципы строительства храмов на Руси
IV. Итог урока.
Вывод: что является особенностью развития культуры. Взаимосвязь истории и культуры.
V. Домашнее задание. §17-18.