Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
44.02.02 Преподавание в начальных классах
КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ
МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани
Класс: 3 «В», Тема: «Письменные приемы сложения»
Студент: Евтемирова Т.Т.
Учитель:Сычева.Е.В.
Методист: Рябова Н.Ю.
Оценка за урок: ______________
Методист:
Рябова Н.Ю.
Астрахань, 2023 г.
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Письменные приемы сложения.
Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с алгоритмом записи сложения трехзначных чисел в столбик
Задачи:
- Формировать навык решения примеров столбиком;.
- Совершенствовать навыки устного счёта, вычислительные навыки.
- Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к математике.
Планируемый результат:
- Предметные УУД: формировать умение складывать трехзначные числа; научить применять новые знания в жизненных ситуациях.
- Личностные УУД: сформировать интерес к учебному материалу; сформировать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
- Регулятивные УУД: сформировать умение принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
- Познавательные УУД: сформировать умение ориентироваться в информационном материале учебника, использовать рисуночные, математические записи.
- Коммуникативные УУД: воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Математика» 3 класс В.Н. Рудницкая, Т.Н. Юдачева, компьютер, презентация.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1)Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок математики. Меня зовут Таисия Тимуровна Мы урок начнём с разминки. Выпрямляем свои спинки. Вправо, влево потянитесь, И друг другу улыбнитесь А теперь, друзья, садитесь (садятся)
-Ребята, проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должны быть: учебник, обычная рабочая тетрадь и тетрадь на печатной основе, ручка, карандаш, линейка. -Ребята, поднимите руку, если у вас на парте нет этих принадлежностей. | Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим. Регулятивные: Организация рабочего места. Познавательные: Умение воспринимать речь учителя. Коммуникативные: Формирование умения общаться с учителем; |
2)Минута чистописания | - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Ребята, какое сегодня число?
-Верно, ребята. Давайте вспомним, сколько клеток надо отступить вниз от прошлой работы? Как только напишите, покажите свою готовность. -Ребята, давайте отгадаем загадки: Смотрит мама с нетерпеньем На страницы дневника, Ждет заветную оценку У сына – озорника. Но опять одни четверки Нет красавицы… -А в математике есть такая цифра? -Давайте запишем эту цифру в тетрадь с начала строки. Есть пословица у нас И она известна всем – Отрезаешь только раз, А отмерить надо… -Давайте запишем цифру семь в тетрадь рядом с цифрой пять, не ставя запятую между ними. Вслед за двойкой, подскажи – Разместилась цифра… -Запишите её рядом с цифрой семь. -Какое число у нас с вами получилось? -Что вы можете о нем рассказать?
-Назовите соседей этого числа. -Назовите разрядные слагаемые. -Сколько в этом числе всего десятков? -Какие цифры использовали для записи этого числа? -Сколько получится, если увеличить это число на 10? -А если уменьшить на 100? - Какое самое маленькое число можно составить из этих трех цифр? -Правильно, а теперь запишите это число от начала и до конца строки красивым почерком. - Давайте с вами выполним математический диктант. Я буду читать вам предложения, если вы согласны с ним, то поднимайте руку, если не согласны, то просто сидите. Примеры: Из трехсот двадцати вычесть двадцать, получается триста. Сорок два разделить на семь, получается девять. В 1 кг 1000 г. Сумма 9 и 8 равна 17. Восьмая часть от 40 равна 9. Если 6 увеличить на 5, то получится 12. Пятая часть числа тридцать равна шести. Масса 1 л различных жидкостей может быть различной. | 12 октября
- Отступаем 4 клетки, на 5 пишем
Пятерки -Нет, есть цифра пять.
-Семь
-Три
-573 - Оно трехзначное, нечетное, в нем пять сотен, семь десятков, три единицы. - 572 и 574 - 500, 70, 3 - В этом числе 57 десятков - Для записи этого числа использовали цифры 5, 7, 3 -583
-473 -357
+
-
+ + - - + +
| Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция Познавательные: Умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала; умение воспринимать речь учителя. |
3) Устный счет | -Ребята, сколько получится в результате, если сложить 9 и 8? -Как вы считали?
-Чему равно значение 6+5? -Как вы считали?
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с примерами, вам нужно их решить самостоятельно в столбик: 1)64+32 2)14+27 3)44+38 4)324+163. -Давайте проверим, правильно ли вы решили. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Поставьте на полях знак «+». А теперь поднимите руки те, у кого есть ошибки. Хорошо, поставьте на полях знак «?». Не волнуйте, вы еще сможете улучшить свои знания. -В каком примере у вас возникли трудности? -Почему?
А какие числа вы умеете складывать?
Перед вами алгоритм сложения двузначных чисел, но его последовательность нарушена, давайте ее восстановим.
-Давайте, проверим, правильно ли восстановили последовательность алгоритма.
-Как вы думаете, какие числа мы сегодня с вами будем учиться складывать? -Назовите тему урока? -Какую цель поставим?
- Каковы задачи нашего урока?
Как вы думаете, чем будет отличаться алгоритм сложения трехзначных чисел, от алгоритма сложения двузначных чисел? -Ребята, у вас на столах лежит алгоритм сложения трехзначных чисел Сейчас я зачитаю этот алгоритм 1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями 2. Провожу черту 3. Ставлю знак плюс 4. Складываю единицы, результат пишу под единицами 5. Складываю десятки, результат пишу под десятками 6. Складываю сотни, результат пишу под сотнями 7. Читаю ответ Данный алгоритм я раздаю вам, чтобы вы хранили его в тетради и пользовались им. (раздать распечатки) -Кто хочет зачитать алгоритм еще раз?
Кто может объяснить, как сложить 324+163?
Ребята, нужно ли нам было запоминать и переносить единицы в высший разряд? | 17 9+9-1=17 8+8+1=17 9+8(1 и 7)=10 +7=17
11 5+5+1=11 6+6-1=11
- Решают
Поднимают руки
В последнем примере, т.к. мы не знаем, как складывать трехзначные числа Двузначные
1.Складываю десятки 2.Пишу….(единицы под единицами, десятки под десятками) 3.Ответ:…. 4.Складываю единицы (число единиц суммы- пишу под единицами, а 1 десяток запоминаю) 5.Увеличиваю количество десятков на 1. Результат пишу под десятками.
Трехзначные
Сложение Закрепить умения складывать двузначные числа, узнать правила сложения трехзначных чисел Составить алгоритм сложения, тренироваться в вычислениях, решать примеры и задачи
В нем еще будет нужно добавить сложение единиц разряда сотен
1)Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. 2)Ставлю знак «+» 4) Подвожу черту. 4)Начинаю складывать единицы 4+3=7, ответ записываю под единицами. 5) Складываю десятки 6+2=8, ответ записываю под десятками. 6) Складываю сотни 3+1=4, ответ записываю под сотнями. В результате получаем число 487. Нет | Личностные Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде |
4) Работа над темой
| -Открываем учебник на странице 62, выполним №2. Первую строчку примеров выполним на доске. Но мы не просто решаем, а проговариваем свои действия, чтобы все ребята слышали.
-Решим первый пример.
Решим второй пример.
-Давайте, решим третий пример.
|
1)Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. 2) Ставлю знак «+» 3) Подвожу черту. 4)Складываю единицы , ответ пишу под единицами 4+8=12 5) Получается в результате двузначное число, 2 пишу под единицами, количество десятков запоминаем. 6) Складываю десятки 8+4=12, не забываем о количестве десятков, которые запомнили 12+1=13. Записываем 3 под десятками, единицу пишем слева от десятков. Т.е. на месте разряда сотен В результате получаем число 132.
1 )Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. 2) Ставлю знак «+» 3) Подвожу черту. 4)Начинаю складывать единицы 7+9=16 5) Получается в результате двузначное число, 6 пишу под единицами, 1 десяток запоминаем. 6) Складываю десятки 1+8=9, не забываем о том, что мы запомнили 1 десяток, 9+1=10. Записываем 0 под десятками, а 1 на месте сотен В результате получаем число 106.
1 )Пишу единицы под единицами. 2) Ставлю знак «+». 3) Подвожу черту. 4)Начинаю складывать единицы 9+4=13 5) Получается в результате двузначное число, 3 пишу под единицами, количество десятков запоминаем. 6) Складываю десятки, не забывая о количестве десятков, которые запомнили 2 +1=3, записываем 3 под десятками 7)6 сотен записываем в результат под сотнями. В результате получаем число 633. |
|
5) Физминутка | -Думаю, вы отлично поработали ребята и теперь немного надо подвигаться -Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, а раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки, Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. -Молодцы ребята, а теперь садимся на свои места. | Повторяют за учителем | Регулятивные Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные Умение слушать; |
6) Работа над темой | -Ребята, давайте внимательно прочитаем задачу №5. Сейчас я прочитаю задание еще раз.
-О чем идет речь в задаче?
Известно ли нам, сколько денег было у мамы? -Сколько денег мама истратила в магазине? - Сколько денег осталось у мамы? -Что нужно узнать? Ребята, а как мы в краткой записи показываем общее количество?
- Какие слова возьмем для краткой записи. (Ученик записывает краткую запись на доске)
- Ребята, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием?
-Молодцы, давайте теперь запишем решение
-Как запишем ответ? -Молодцы, ребята! -Давайте, прочитаем следующее задание №6.
-Молодцы, а теперь давайте перейдем к заданию №6. Прочитайте задание. Сейчас я прочитаю задание еще раз.
-О чем идет речь в задаче?
- Сколько км турист проплыл на лодке? -Сколько км прошел пешком? - Сколько км проехал на машине?
Что нужно узнать в задаче?
-Какие слова возьмем для краткой записи? -Давайте запишем краткую запись.
-Ребята, зная, сколько км турист проплыл и прошел, что можно узнать?
-Что для этого сделаем?
-Хорошо, а если мы узнаем, сколько всего км турист проплыл и прошел, и знаем, сколько км он проехал на машине, что мы можем узнать? -Как мы это узнаем?
-Молодцы, давайте теперь запишем решение
-Ребята, как запишем ответ? - Молодцы, ребята!
-А теперь, ребята, откройте рабочую тетрадь, на печатной основе, на странице 27 №86. Прочитайте задание
Что значит сравнить выражения?
Сможем ли мы сразу сравнить выражения? Что необходимо для начала сделать?
Это задание вы выполняете самостоятельно, а потом мы проверим. На это задание вам дается 5 минуты. -Ребята, время вышло. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и проверьте задание. (правильные ответы на слайде) Если все верно, то на полях поставьте +. Если есть ошибки, то поставьте знак вопроса? неправильные ответы исправьте
Поднимите руки у кого всё правильно (молодцы), у кого1/2 ошибки и те у кого более 2 ошибок. Не волнуйте, вы еще сможете улучшить свои знания.
-Ребята, а мы все задание выполнили? Давайте проверим, насколько вы внимательные Если никто не ответит, то … -Прочитайте задание, которое идет после свободного места, для примеров. (читаю еще раз) В каких случаях можно сравнить выражения, не выполняя вычисления? Подчеркни эти выражения Почему? Молодцы, подчеркните эти выражения | Читают задание Мама истратила в магазине 183 р. У нее осталось 209 р. Сколько денег мама брала в магазин?
О том, как мама потратила деньги в магазине. Нет, мы не знаем 183 р. 209 р. Сколько денег мама брала в магазин. Фигурной скобкой
Истратила, осталось, было (всего) Было - ? р. Истратила-183 р. Осталось- 209 р.
Или И стратила-183 р. Осталось- 209 р.
Да, можем Сложить, сколько мама истратила денег и сколько осталось.
Складываю единицы 9+3=12 12 число двузначное, потому мы записываем 2 под единицами, один десяток запоминаем, записываем над десятками и обводим в овал. Складываю десятки 8+0+1=9 Складываю сотни 1+2=3 В результате получилось число 392. По вопросу Ответ: 392 рубля мама взяла в магазин.
- о том, сколько турист преодолел расстояние за неделю.
56 км 41 км 473 км Какое расстояние преодолел турист за неделю.
П роплыл, прошел, проехал, всего ИЛИ на лодке, пешком, на машине
П роплыл-56 км Прошел - 41 км Проехал – 473 км
Н а лодке-56 км Пешком - 41 км На машине – 473 км - Сложить О бщее расстояние, которое он преодолел на лодке и пешком
Сложим расстояние, которое он проплыл и расстояние, которое он прошел
Какое расстояние преодолел турист за неделю
Сложим общее расстояние, которое он проплыл и прошел, с расстоянием, которое он проехал
(км) – всего проплыл и прошел турист. 1.Единицы пишу под единицами, десятки под десятками 2.Складываю единицы 6+1=7, ответ пишу под единицами 3.Складываю десятки 5+4=9, ответ пишу под десятками. 4. В результате получилось число 97.
(км) 1.Единицы пишу под единицами, десятки под десятками 2.Складываю единицы 7+3=10 10 число двузначное, поэтому мы записываем 0 под единицами, один десяток запоминаем. 3. Складываю десятки 7+9+1=17 17 число двузначное, поэтому мы записываем 7 под десятками, один десяток запоминаем. 4. Складываю сотни 1+4=5 5. В результате получилось число 570. -По вопросу Ответ: 570 км проделал турист за неделю.
Значит, определить, ответ, какого из них выражений больше, а какое — меньше. Нет Решить их
В выражениях 307+439 и 439+307
Так как от перестановки слагаемых сумма не меняется | Личностные Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде
|
7) Итоги урока. Рефлексия | -С какой темой мы работали? Что было интересно?
-Какая было наша цель? Достигли ли мы ее?
Какие задания мы еще с вами выполняли? -Какие затруднения у вас возникли на уроке? - Давайте оценим свою деятельность с помощью У вас на партах лежат цветы:
поднимите зеленый цветок, если вы довольны своей работой
Поднимите желтый цветок, если у вас возникло затруднение, но вы смогли с ним справиться (что-то не получилось)
Поднимите красный бутон, если вам было трудно, вы были не очень активы на уроке и вам надо быть более старательными на уроке.
-Итак, наш урок подошел к концу. -Ребята, ваша работа на уроке меня порадовала, вы молодцы, всем большое спасибо за урок, до свидания! | Сложение
Закрепить умения складывать двузначные числа столбиком, научиться складывать трехзначные числа
Решали задачи, сравнивали выражения, складывали числа
Оценивают работу своей деятельности
| Коммуникативные: Умеет вступать в диалог. Личностные: Аргументировано оценивают свои работы. Регулятивные: Оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось.
|