Урок объяснение.
Урок разработан учителем математики: МБОУ СОШ №1 с. Кизлр, Моздокский район, РСО-Алания. Магометовой Х.Н.
Класс 5. Урок 19. Тема «Сложение натуральных чисел и его свойства» ( п. 6) (1-й урок по данной теме).
Цели урока:
образовательная – создавать условия для отработки у обучающихся навыков действий сложения натуральных чисел; направлять и регулировать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску и применению знаний в различных жизненных ситуациях; расширять представление обучающихся о свойствах арифметических действий; развивать умение решать задачи арифметическим способом.
развивающая – обучать приемам и методам рассуждения; развивать логическое мышление обучающихся; развивать математическую речь (устную и письменную); развивать внимание, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, познавательную активность, интерес к изучению математики.
воспитательная – создавать условия обучающимся для работы в группе, воспитывать потребность к сотрудничеству, умению слушать собеседника, уважать мнение оппонента, содействовать осознанию ценности совместной деятельности обучающихся; создавать условия для развития у обучающихся стремления к познанию.
Оборудование: компоненты УМК Н.Я.Виленкина, «Дидактический материал для 5 класса» А.С.Чесноков, К.И.Нешков; интерактивная доска (ИД); электронное сопровождение «Дидактические материалы по математике для 5 класса» (http://mathvaz.ru), сигнальные карточки для рефлексии.
План проведения урока:
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия учащихся |
Организационный момент | Саморегуляция |
Устный счет, проверка домашнего задания | Сравнение и анализ, наблюдение, проверка и опровержение правильности решения, быстрота реакции, прогнозирование |
Формирование темы и цели урока | Целеполагание, умение оценивать и прогнозировать |
Работа с учебником | Морально-этические стороны личности, эстетическое сознание, эрудиция, потребность познавать, самостоятельность, самоконтроль, самосознание, |
Физкультурная минутка | Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция |
Закрепление изученного материала | Формирование целостного мировоззрения, развитие научной эстетики, прогнозирование и оценка, развитие математического аппарата, ценностно-смысловой компонент чтения |
Самостоятельная работа, взаимопроверка самостоятельной работы | Самоконтроль, стрессоустойчивость, саморегуляция, самооценка, прогнозирование, развитие морально-этических качеств личности |
Подведение итогов урока | Самооценка, развитие грамотной математической речи, стрессоустойчивость |
Рефлексия | Эмоциональное общение, рефлексия |
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Визуальный ряд | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент Приветствие и проверка общей готовности обучающихся к уроку. | | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку (на партах - тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки, дневники) |
2 | Устный счет. Проверка домашнего задания Учитель задает вопрос о названии компонентов сложения. Учитель предлагает сравнить свое решение д.з. с решением, записанным на доске. |
| Двое обучающихся записывают домашнее задание № 165(а, б) на доске. В это время остальные заняты устным счетом: учитель в произвольном порядке с места выслушивает ответы учащихся на устные примеры, проецируемые на доске, остальные проверяют и исправляют при необходимости (Приложение 1), повторяют названия компонентов сложения, устно находят неизвестные компоненты сложения. По завершении работы с ИД обучающиеся проверяют домашнее задание, сверяя его с доской и задают возникшие вопросы. |
| Формулирование темы и цели урока в ходе объяснения нового материала Учитель предлагает выдвинуть обучающимся гипотезу о теме сегодняшнего урока, проанализировав задания для устного счета; объявляет тему урока;
учитель предлагает ответить на следующие вопросы: Продолжите фразу: "Сумма является результатом ... " Как записываются многозначные числа при сложении в столбик? Что получится, если к натуральному числу прибавить единицу? 3. Как называются компоненты этого действия? 4. Какие свойства сложения вы знаете? Как вы думаете, все ли это свойства? Учитель подводит обучающихся к формулированию целей урока: «Актуализировать знания о сложении натуральных чисел, повторить название компонентов и результатов действий сложения, повторить свойства сложения натуральных чисел и отрабатывать применение этих свойств при решении упражнений». |
| Обучающиеся делают вывод о том, что все задания устного счета были на сложение и вычитание натуральных чисел; после уточнения учителем формулировки темы, записывают ее в тетради; отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы обучающихся:
Сложения
Разряд под разрядом
Следующее за ним натуральное число
Слагаемые и сумма Переместительное, сочетательное
Свойства сложения с 0 |
| Учитель предлагает ребятам в тетрадях решить несколько примеров на сложение, записанных на доске, и подумать, как легче это сделать. Затем найти в учебнике на стр.34 свойства, соответствующие данным примерам. После обсуждения свойств учитель предлагает ребятам самостоятельно установить соответствие между названием свойства и его формулировкой на ИД. | На доске записаны примеры 2354+1248974 (28+176)+72
| Предполагаемые ответы обучающихся: 2354+1248974=1248974+2354=1251328 – переместительное свойство сложения (28+176)+72=28+72+176=276 – сочетательное свойство сложения Обучающиеся устанавливают соответствие между названием свойства и его формулировкой на ИД. |
| Физкультурная минутка (Приложение 3) | | Проводит обучающийся. |
| Закрепление изученного материала Учебник: стр.35 Вычисление сумм: № 182, 183 - устно. Применение свойств сложения: № 191(а), 192(а), 193(в,г). Решение задач: №184, 186. Для более сильных обучающихся на доске записаны дополнительные задания: № 198, 200, 202. |
| Работа у доски и в тетрадях (первые пять человек, решивших быстрее, чем ребята у доски, подносят тетради на проверку учителю). Выполняют на месте, после комментариев учителя, затем решившие быстрее других записывают решение на свободных досках и объясняют его. |
| Самостоятельная работа Учитель предлагает обучающимся выполнить взаимопроверку работы. | Вариант 1 ЧАСТЬ А А1. Разложением какого числа на разрядные слагаемые является сумма 30000000+2000+40 ? 1) 30002040 2) 300002040 3) 300020040 4) 3000002040 А2. Вычислите: 1203870+877308 1) 976950 2) 281178 3) 2081178 4) 9976950 А3. Вычислите: 203110+165538 1) 16572 2) 17472 3) 17562 4) 388648 А4. Найдите значение выражения: 4696+1838+30162. 1) 31983 2) 32893 3) 31883 4) 36696 А5. Найдите значение выражения: 201+(185+99). 1) 485 2) 100 3) 414 4) 494 ЧАСТЬ B В1. В первом мешке было 53 кг зерна, что на 12 кг меньше, чем во втором мешке. Сколько килограммов зерна было в обоих мешках вместе? Вариант 2 ЧАСТЬ А А1. Разложением какого числа на разрядные слагаемые является сумма 7000000+100+20? 1) 7000120 2) 70000120 3) 7000012 4) 70001020 А2. Вычислите: 140872+275328 1) 416100 2) 416300 3) 417200 4) 416200 А3. Вычислите: 102610+85535 1) 188145 2) 17705 3) 17065 4) 17085 А4. Найдите значение выражения: 396+75+225. 1) 260 2) 696 3) 256 4) 276 А5. Найдите значение выражения: 99+(384+301). 1) 110 2) 784 3) 100 4) 50 ЧАСТЬ B В1. В первом ящике было 24 кг конфет, что на 16 кг меньше, чем во втором ящике. Сколько килограммов конфет было в обоих ящиках вместе?
| Дежурные раздают карточки с тестом. Обучающиеся выполняют небольшой тест (Приложение2). Обучающиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы с помощь ключа на ИД, выставляют карандашом оценки. Обсуждают ошибки друг с другом. Дежурные собирают и сдают работы для анализа учителю. |
| Подведение итогов урока Учитель объявляет оценки за урок и комментирует домашнее задание: 1. Учебник п.6, вопросы к пункту стр.35, № 185, 191(б),193(а,б) 2. Дидактический материал №34(а,б).
|
| Дети формулируют ответы на вопросы, спроецированные на ИД, и на вопрос "Выполнены ли цели урока?". Обучающиеся записывают д.з. в дневники. |
| Рефлексия | | Зеленая карточка - урок понравился Красная карточка - урок не понравился |