«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Пераграция в прошлое. Русская изба"

Занятие-путешествие в прошлое для детей старшего дошкольного возраста.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 440»



 630089, г. Новосибирск-89, ул. Б.Богаткова, 220  тел.2 67-18-49








Конспект

непосредственной образовательной деятельности с

дошкольниками комбинированной

группы №4 «Буратино»

на тему: «Пераграция в прошлое. Русская изба»






Подготовили воспитатели:

Чупахина Марина Александровна,

высшая квалификационная категория

Безъязыкова Анна Валерьевна,

высшая квалификационная категория









Новосибирск 2022 г.

Цель: создание условий для формирования у детей представления о быте, жизни и творчестве русского народа

Задачи:

Образовательные задачи:

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

 -активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

 -развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Словарная работа:

русская изба, печь, чугунок, ухват, самовар, лапти, ложка, прялка, сарафан, рубаха.

Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий, компьютерная презентация «Фрагменты быта»,  печь
предметы быта: полотенца вышитые, чугунок, ухват ,горшки, прялка, платки вязанные, рукавицы, сарафаны, рубахи, костюм русско-народный.

 Предварительная работа:

-проведение первой части занятия «Русский народный быт»

-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,

-слушание народных мелодий.

-чтение стихотворений, загадок, пословиц, шуток-прибауток.

-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,

-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.

- изготовление кукол- оберегов

Ход занятия:

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей, звучит русская народная песня «Светит месяц»)

Воспитатель собирает детей около себя в полукруг:

Тай, тай, тай налетай

В полу круг вставай

Будем вместе развиваться,

Песни петь и заниматься!

Воспитатель: на прошлом нашем занятии мы с вами знакомились и разговаривали о том, как же жили наши предки, с их бытом, а сегодня я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие, в наше далёкое прошлое. И узнать, как же все-таки жили наши предки увидеть своими глазами их быт и традиции. Вы готовы?

Ответы детей: Да

Воспитатель: для нашего путешествия, у меня есть старинные часы, которые нам помогут оказаться в прошлом. (Воспитатель достаёт -часы, и просит одного из детей помочь покрутить часовую стрелку назад)

Воспитатель:

Мы начинаем свой рассказ

И специально, лишь для вас

Назад мы стрелки повернем

И время прошлое вернем

Узнаем мы, как предки жили,

Что ели, что они носили.

Как свои избы украшали,

Как потрудившись, отдыхали.

Воспитатель: ребята, посмотрите мы оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям)

– Милости просим, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде». – Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Сядем рядком-поговорим о ладном!

Воспитатель: в стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

(Ответы детей)

Воспитатель: почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

(Ответы детей)

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки — только на макушке.

(Сосна – показ картинки)

Воспитатель: строили избу и из сосен, бревна у них длинные, ровные, а воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга и все грелись возле русской - печки. Печь — это сердце дома.

Воспитатель: ребята для чего нужна печка в русской избе?

Ответы детей (В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.)

Воспитатель: но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад? Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Посмотрите это кастрюля-чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый)

Воспитатель: с помощью чего (какого предмета) можно было достать из печи горячий чугунок? (Ответы детей)

Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами или вкусной кашей. (Показ: воспитатель ставит чугунок в печь, потом – показывает, как доставали из печи) Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

А также у русской семьи была традиция почаёвничать, за большим столом за самоваром. Стол накрывали в центре избы, около печки собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами (показ самовара) Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. (показ прялки) Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. (Показ пряжа, вязанных вещей, дети трогают, рассматривают) Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.

Ребята как вы думайте, как стирали вещи раньше?

Ответы детей

Воспитатель: раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, с вами вместе попробуем постирать, как делали это раньше.

Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)

Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)

Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)

Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)

Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)

Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)

Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)

Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)

А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)

Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)

Воспитатель: молодцы ребята славно поработали! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку. (просит детей вместе повторить слова)

Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на стулья вокруг экрана. Презентация со слайдами. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)

Воспитатель: Молодцы ребята, славно отвечали! Ребята что вам в моей избе больше всего понравилось, запомнилось? Давайте еще раз назовем помощников хозяйки.

Ответы детей

Воспитатель:

Сегодня мы с вами потрудились очень хорошо —пробовали вытащить из печки чугунок, постирать бельё. Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую-нибудь веселую забаву, да под музыку.

Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем? Знаете, игру «Ручеек» - это тоже старая русская-народная игра. (Дети под народную музыку играют в ручеек)

Воспитатель: ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться. И в детский садик возвращаться! Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость! Я была очень рада Вас повидать! А теперь мы повернем часы вперед, для того, чтобы мы смогли вернуться обратно к себе, в наше время.

Воспитатель: Вот мы и дома! Вам понравилось путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали?

Ответы детей:




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее