«Зимний фестиваль знаний 2025»

Педагогический совет на тему: «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Педагогический совет на тему: «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



















Педагогический совет на тему: «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»













Подготовила:

студентка Ш-42 группы

Сидельникова Анастасия

Преподаватель: Тур А.Р.









Ейск, 2021 г.

Педагогический совет на тему: «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

 «Интерес к учению появляется  только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Идея: систематизировать теоретические знания, определить дальнейшие задачи в этом направлении деятельности педагогического коллектива.

Цель: способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности; формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышенной учебной мотивации школьников; содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех».

Задачи:

  1. Выявление проблем снижения мотивации

  2. Актуализация знаний педагогов по теме «Мотивация, ее виды, факторы влияния»

  3. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных причин снижения учебной мотивации.

  4. Проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций успеха на уроках.

  5. Формирование навыков коллективной творческой и поисковой деятельности педагогов.

Ход педагогического совета

Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него негатива. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый и говорит: " Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого, у того была сильная мотивация.

Обоснование актуальности темы, целей и задач педсовета

Работая уже много лет, очень часто преподаватели встречаются с проблемой низкой мотивации к учению у учащихся. Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, иногда, и от учителей, и от родителей приходится с сожалением слышать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях говорят, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. 

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Тема нашего педсовета звучит так : «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Актуализация знаний педагогов по теме «Мотивация, ее виды, факторы влияния»

Вопрос 1 группе: Что такое мотивация?

Вопрос 2 группе: От чего зависит мотивация?

Вопрос 3 группе: Какие бывают виды мотивации, по какому принципу они делятся?

Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

Мотивация зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, соперничество, уровень притязаний, боязнь наказания, приобретение каких- либо льгот и т.п.

Виды мотивации:

1.внешняя мотивация, лежащая вне учебной деятельности: она бывает положительная и отрицательная. Положительная определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) или определяется узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному благополучию).

2. внутренняя мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Она связана непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) и заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей)

(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;

  • коммуникативные;

  • эмоциональные;

  • саморазвития;

  • позиция школьника;

  • достижения;

  • внешние (поощрения, наказания).

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

2.Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения (3слайд):

положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ).

3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. 

Признаки положительного отношения

 

·        Активность учеников в учебном процессе

·        Умение ставить перспективные цели

·        Умение отстаивать свое мнение

·        Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности

·        Умение преодолевать трудности            на пути достижения цели

·        Поиск нестандартных способов решения учебных задач

·        Гибкость и мобильность способов действий

·        Переход к творческой деятельности

·        Увеличение доли самообразования.

 

(5 слайдДля отрицательного отношения школьников к учению характерны

·        Бедность и узость мотивов

·        Слабая заинтересованность в успехах

·        Слабая нацеленность на оценку

·        Неумение ставить цели, преодолевать трудности

·        Нежелание учиться

·        Отрицательное отношение к школе, учителям

 

(6 слайд) Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов (7 СЛАЙД)

во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых. - организацией учебного процесса;

в-третьих. -  особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

в- четвёртых, - особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;

 в-пятых. -спецификой учебного предмета.

5. Существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим некоторые. (8СЛАЙД)

Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:

·        неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

·        невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,

·        неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:

·         особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.

(9СЛАЙД) Причинами снижения мотивации зависящими от ученика, являются:

·        низкий уровень знаний:

·        несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний:

·        реже - несложившиеся отношения с классом;

·         в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

6. (10СЛАЙД) Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. (11СЛАЙД)

7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять им необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам. Рассмотрим характеристику мотивации по Немовой.(12 СЛАЙД)

 

8. Наиболее значимыми в работе по формированию  мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя. (13-14 слайд)

·        учет возрастных особенностей школьников;

·         создание ситуации успеха;

·        выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

·         вера учителя в возможности ученика;

·         использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

·         формирование адекватной самооценки у учащихся;

·        совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

·        использование коллективных и групповых форм работы;

·        эмоциональная речь учителя;

·        применение поощрения и порицания;

·         создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; 

·         нестандартная форма проведения уроков;

·         использование игровых технологий.

9. (15СЛАЙД) Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

  • интересоваться делами, учебой ребенка;

  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);

  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется колоссальная работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.  Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

Важнейшая задача в нашей работе – это  создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников. Мы должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Часто родители, чтобы детей настроить на учёбу, поощряют их материально, то жестко наказывают, лишают материальных и иных ценностей, но это только приводят к снижению мотивации учения школьников. А если у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению. Дети могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология, т.к. в этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками. Таким образом, у них постепенно формируется мотивация.

Работа в группах.

Педагоги в группах выбирают карточки с названиями предметов и размещают их на доске в три колонки «Значимые предметы», «Интересные предметы», «Неинтересные предметы».

  1. Карточки с названиями предметов: Математика Русский язык Литература Иностранный язык История Обществознание География Биология Информатика

Физика Химия Физическая культура Технология ИЗО

Вывод: Ученик обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке

Работа в группах

Задание: просим вас привести как можно больше вариантов сказать ученику: ты- «молодец!!» Группы по очереди называют слова, побеждает группа, назвавшая комплимент последней. Результат работы - )

Один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, Щукина Галина Ивановна, считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  1. Личность учителя (даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем хорошо усваивается).

  2. Содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета).

  3. Методы и приемы обучения.

Если второй пункт не всегда в нашей власти, то первый и третий пункты – это поле для творческой деятельности любого учителя.

Фотография на слайде – счастливый, творческий, интересующийся ребенок. Ребенок, который испытывает радость от учебы в школе. Радость в любом виде труда школьника – это источник его движения вперед. Таким образом, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы быть успешным самому и создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Потому что «Успех порождает успех»!!!

Решение педсовета:

  1. Педагогическому коллективу школы использовать в работе принцип обучения и воспитания успехом

  2. Учителям школы использовать разнообразные методы и приемы обучения, проектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха школьника.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее