«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок в 9 классе по русскому языку. «Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА»

Урок с использованием приёмов критического мышления.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел.

4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок в 9 классе по русскому языку.

«Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА»

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.

  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел.

4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.













Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно,

- хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать?

Конечно, это умение написать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность.

А сформировать все эти умения помогает что? Отгадайте ТРИЗ загадку( слайд №1)

(комплексный анализ текста) (слайд №2)

что вам и предстоит сегодня сделать. Тема занятия (слайд №3)

(Цель формулируют учащиеся:

1.Умение работать с текстом;

2.Уметь вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста;

3.Обобщение и расширение сведений об особенностях текстов

4.Вспомнить стили речи;

5. Совершенствовать навыки правописания;

6. Уметь рассуждать при написании сочинения.

Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы и пунктограммы



( слайд №4)- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.



2. Работать сегодня мы будем с текстом Василия Пескова.

И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом». (слайд№5)

Слово учащемуся о Василие Михайловиче Пескове. Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.



-Ребята, о чём будет наш текст, попробуйте понять на основе просмотренного видеоролика. (Видеоролик о доброте и бескорыстии)



-Правильно, мы будем говорить о доброте и бескорыстии.

Откройте тетради , запишите сегодняшнее число и тему нашего занятия.



3. Представление текста «Бескорыстие».

- Перед вами отрывок из рассказа Василия Михайловича Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух 3-я учащимися).

– Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. Именно текст формирует нашу лингвистическую, языковую, читательскую компетенцию. Чтобы успешно сдать экзамен и в жизни быть успешным, нужно владеть языком и речью.

– Сегодня перед нами стоит учебная задача: выполняя ряд заданий по данному тексту, мы продолжаем формировать наш языковой опыт.

– Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока. (слайд №6)

Работать вы будете и в тетради, и в рабочем листе. Листы в конце урока сдаёте.

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

1) – Докажите, что данный отрывок является текстом.

( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)



2) - Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)

– Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).

- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем: (слайд №7)

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».



3). - Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. - В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).



- Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается? ( Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.

Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).

- В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

4). - К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический.) Особенности публ. стиля (слайды №8,9)

(- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

- Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

Ответы учащихсяся:

Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

5). - Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)

( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).

6). – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. (слайд №10) 1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор (56)

2)– Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

– Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть). (Слайд №11)

3). Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. (был рад)



4). Поработаем в Рабочих листах :

ФИ учащегося____________________________________________________


1. Указать способ связи в словосочетании, заменить синонимичным словосочетанием (1балл)

?

?

Берёзовый лес (предложение 18)



Колонны танков (предложение 60)

Узбекские семьи (предложение 57)



Средства сибиряков (предложение 60)

Книжный магазин (предложение 3)



Случай из детства ( предложение 1)


2. Выполнить тест (3 балла)

1. В каком словосочетании тип связи – согласование ( предложение 56)

а) силой нравственности

б) служением Родине

в) бескорыстным служением

2. В каком ряду все словосочетания со связью управление

а) потерялись в войну, в спасательных работах, последний рубль

б) высокий пример, будет идти долго, достанем её

в) знаю человека, пошёл к умывальнику, стал обладателем

3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) к моей постели

б) книжка была дорогой

в) взял меня

3. Следующее задание –Цифровой диктант. (4 балла)

 В информационной карте диктант из 7 предложений. Укажите только количество грамматических основ:

1- в предложении 1 (3)

2 – в предложении 3 (2)

3 – в предложении 15(3)

4 – в предложении 19 (1)

Проверяем себя (со слайда). Честно поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

4.Верно ли утверждение, что: (4балла)

В предложении 2 грамматической основой является ОТЕЦ ВЗЯЛ? (1)

В предложении 5 в состав грамматической основы входит простое глагольное сказуемое? (1)

В предложении 18 грамматической основой является ЛЕС ПОБЕЖАЛ (1)

В предложении 26 подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием? (0)

5.Рабта в группах:

Вариант 1:

15.1. Напишите тезисный план к сочинению-рассуждению, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И. Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Приём «Пирамида»

Вариант 2:

15.2. Напишите тезисный план к сочинению-рассуждению. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

Приём "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна"

"Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.


Вариант 3:

15.3. Как Вы понимаете значение слова Бескорыстие? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите тезисный план к сочинению-рассуждению на тему «Бескорыстие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Приём «Свободное письмо» (Питер Элбоу)

Не знаете, с чего начать? Не волнуйтесь! Скажите себе: «Я хочу написать о...», и назовите тему. Вокруг так много интересного! Начинайте писать сразу и не останавливайтесь хотя бы 5, а лучше 10 или даже 15 минут. И можете не переживать о качестве написанного: в этом упражнении главное - сам процесс письма. Никаких условий и никаких условностей!


8). Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.



Завершая занятие, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.





БЕСКОРЫСТИЕ.

Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.



- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.



- Спасибо за урок!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее