«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок на тему "Шар и сфера"

конспект урока по теме "Шар и сфкра"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока "Шар и сфера". 11-й класс

Лапина Лариса Николаевна, учитель математики высшей категории



Цели урока: Повторить материал по теме "Шар и сфера" и установить взаимосвязи геометрии с другими областями наук.

Задачи урока:

  • закрепить знания определений "шара и сфера" и связанные с ним понятия;

  • продолжить формирование навыков решения задач с использованием теоретического материала;

  • развивать творческую активность учащихся, умение самостоятельно делать выводы на основе полученных данных;

  • развивать познавательную деятельность учащихся;

  • воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Оборудование: презентация, компьютер, модель Земли - глобус, модель Солнечной системы, модель человеческого глаза, геометрические тела, учебник геометрии 10 - 11 кл, авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов.

Ход урока

"Высшее назначение геометрии как раз и состоит в том ,
чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает".

Винер

На протяжении веков человечество не переставало пополнять свои научные знания в той или иной области наук. Множество ученых геометров, да и простых людей, интересовались такой фигурой как шар и его "оболочкой", носящей название "сфера".

Многие реальные объекты в физике, астрономии, биологии и других естественных науках имеют форму шара. Поэтому вопросам изучения свойств шара отводилась в различные исторические эпохи и отводится сейчас в наше время значительная роль.

Сегодняшний урок является обобщающим по теме "Сфера и шар". На уроке мы обобщим знания о сфере и шаре, а так же узнаем что-то новое об этих понятиях из других областей наук. Ни одна наука не обошла своим вниманием эти геометрические понятия. Многие реальные объекты астрономии, биологии, химии и других естественных наук имеют форму сферы и шара.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Винера : "Высшее назначение геометрии как раз и состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает".

Итак , запишем в тетрадь дату проведения урока , тему урока . Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос "Шар и сфера - это обычные геометрические понятия или нечто большее?"

1.Сейчас мы вспомним все понятия по теме «Шар.Сфера.»

Начнём с определения этих фигур.( презентация «Сфера и шар».)

Мы нашли определения шара в математическом энциклопедическом словаре, в Большом энциклопедическом словаре, в энциклопедии Брокгаузе и Ефрона, (в Интернете) в старом учебнике автора Киселева, 1907 года издания (в Интернете). Пришли к мнению, что определение шара и сферы не претерпевали практически никаких изменений со временем. Например, в математическом энциклопедическом словаре шар – это геометрическое тело, получающееся при вращении круга вокруг своего диаметра, шар является множеством точек, расстояние которых от фиксированной точки О (центра) не превосходит заданного радиуса R.

В Большом энциклопедическом словаре дается аналогичной определение.

В энциклопедии Брокгаузе и Ефрона : шар – геометрическое тело, ограниченное сферической или шаровой поверхностью. Все точки сферы отстоят на равных расстояниях от центра. Расстояние – это есть радиус шара.

В геометрии Киселева – тело, происходящее от вращения полукруга вокруг диаметра, ограничивающего его, называется шаром, а поверхность, образуемая при этом полуокружностью, называется шаровою или сферическою поверхностью. Эта поверхность есть геометрическое место точек, одинаково удаленных от одной и той же точки, называемой центром шара. .

Мы так же знаем, каково взаимное расположение сферы и плоскости. Пусть R – радиус сферы, d – расстояние от центра сферы до плоскости. (рассматриваются рисунки из учебника о взаимном расположении сферы и плоскости )

Кроме того, при решении задач по теме «Сфера и шар», мы находим площадь его поверхности и объем. S= 4ПR и V = 4/3ПR где R – радиус сферы.

Учащимся предлагается решить три задачи из открытого банка ЕГЭ.

1.Во сколько раз увеличится объем шара, если его радиус увеличить в три раза?

2.В куб с ребром 3 вписан шар. Найдите объем этого шара, деленный на

3.Около куба с ребром описан шар. Найдите объем этого шара, деленный на

К доске выходят 3 ученика.

Рассматриваем задачу Архимеда . Учащимся предлагается решить устно аналогичную задачу из В13.

Зарядка для глаз.

2. Связь геометрии с другими науками.

Учащиеся показывают свои презентации:

1.Дмитрий Доценко «Сфера и шар в географии и астраномии».

2. Поликарпова Яна «сфера и шар в искусстве и архитектуре».



В царстве растений и животных тоже распространены шарообразные формы, а также в химии и физике.

Учитель: И так, сделаем вывод, сегодня на уроке мы обобщили знания о сфере и шаре, узнали много нового. Возвращаясь к эпиграфу урока, мы навели небольшой порядок в том хаосе, который окружает сферу и шар.

Теперь проведем самостоятельную работу.

Задание на дом: Повторить все о шаре и сфере. Подобрать задачи из открытого банка ЕГЭ по теме «Шар. Сфера».

Используемые источники.

  1. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, учебник геометрии 10 - 11 кл., М., 2007г.

  2. Большой энциклопедический словарь

  3. Сайты Интернет



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее