Открытый урок
русского языка
в 3 классе
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Учитель начальных классов: Тлукашаова А.Г.
2018 учебный год
Открытый урок русского языка в 3 классе
Учитель начальных классов: Тлукашаова А.Г.
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: развивать умения подбирать проверочные слова для слов с непроизносимыми согласными в корне; сравнивать произношение и написание этих слов; отрабатывать умение составлять предложение из слов; научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.
Задачи:
1). Учить: группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту
орфограммы в слове;
2). Развивать:
а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
Мета предметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- Определять цель учебной деятельности
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
-Проверка выполнения задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия
- Определять круг своего знания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
- Находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных, для непроизносимых согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Работа в паре: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Комментированное письмо.
Была поздняя ночь. На ветке грустно зевала сова ( найти слова с непроизносимыми согласными и подобрать проверочные слова)
II. Проверка домашнего задания.
-Прочитать слова с орфограммами.
- Назовите орфограммы. Объясните их написание.
- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
III. Чистописание.
На доске: ло..ка, зага..ка, ре..кий.
-Написание, какой буквы мы будем отрабатывать на чистописании вы узнаете, если определите, какая одна и та же буква встречается в этих словах, (д) Как определили?
-Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «д», (согласный, звонкий, парный).
IV.Самоопределение к деятельности..
1.Понаблюдаем, какой звук слышим в этих словах на месте пропущенной буквы. Выделим корень в каждом слове.
[т][т][-][т]
ре..кий, ло..ка, сер..це, сла..кий, зага..ка
-Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово «сердце»,т.к. в этом слове согласный не произносится на месте пропущенной буквы, остальные слова на парный звонкий-глухой согласный в корне слова)
Работа в группе.
Прочитайте слова: праздник, ягодка, река, золотой, грустный, городской.
1.Разделить на группы
2.По какому признаку вы разделили?
3.Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
4. Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1.Работа по учебнику.
Упр.226,стр.118 (самостоятельно с проверкой)
-Прочитать пары слов. Назовите в них корень.
- Назовите буквы, которые вы подчеркнули.
Упр.227,стр.119.
-Прочитайте словосочетания. Объясните их значение.
- Выполнить письменные задания к упражнению
- Назовите грамматическую основу в предложении.
Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.
Физкультминутка
Солнце глянуло в окно
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть по шире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
VI. Закрепление.
Коллективно с проговариванием выполняем упр. 228.
-Прочитайте.
-Назовите слова с непроизносимыми согласными.
- Подберите к ним проверочные слова.
VII. Самостоятельная работа в парах с последующей взаимопроверкой.
Среди слов (на карточках) найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву. Подчеркните проверочное слово.
Известный, вестник, вести. Окрестность, крестить, крестовина, крест. Прелестный, прелести. Областной, области.
VII1. Словарная работа.
Разгадывание загадок и запись отгадки
1X. Подведение итогов урока.
- Давайте подведём итоги .
- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)
- Какова цель нашего урока? (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым.
- Достигли мы цели? Да. Нет. Не совсем.
- На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.
- Где мы можем применить новые знания? В письменной речи на разных уроках:
написание сообщений, писем, сочинений...
X. Домашнее задание.
упр. 229,стр.120
XI. Рефлексия деятельности.
Рефлексия – приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом
себе овладеть самим собой, как предметом …, способность не просто
познать, а знать что знаешь.
Игра « Поймай моё слово»
-Записать слова и подобрать к ним проверочные слова
Вариант1- записывает слова, в которых пишется буква т
Вариант2- слова, в которых не пишется буква т
Вкусный, местный, ужасный, чудесный , устный, несчастный, прекрасный, известный, счастливый, небесный, тростник, гласный