Открытый урок русского языка на тему: "Прямая речь" по ФГОС.

Цели моего урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

23.11.17.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС 5 класс

Тема: «Предложения с прямой речью».

Цели: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.

Познавательные УУД:

обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;

развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, осложненных однородными членами предложения, а также в предложениях с прямой речью;

Регулятивные УУД:

научить оформлению предложений на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

Личностные УУД:

прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;

расширять и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.

Коммуникативные УУД:

уметь работать в коллективе, в паре;

воспитывать чувство взаимопомощи и понимания между учащимися.

Оборудование:компьютер, презентации, словарь

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» - говорил древнегреческий философ Сократ.

Любознательный - склонный к приобретению новых знаний. (Из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова)

- Если вы будете стремиться приобрести новые знания, вам их удастся приобрести. Чем больше будут ваши стремления, тем больше будут знания.

- Какое отношение имеет фраза Сократа к нашему уроку? (на уроке нам откроются какие-то новые знания).

Итак, в путь.

На прошлом уроке я вам на дом давала задание написать небольшой рассказ по картине, используя сложные предложения. Давайте проверим задание.

(ответы учащихся)

Откройте тетради, запишите дату, 23 ноября. Ниже- классная работа.

2. Актуализация знаний

- Предлагаю вам разминку для ума: вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания и выполните синтаксический разбор преложений.

1. Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

2. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Проверка

- Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях, сделайте синтаксический разбор, составьте схему.

Сделаем, ребята, вывод о видах этих предложений по структуре

Предложение (по структуре): простое, сложное

Оформите предложения пунктуационно правильно

1. А.С. Пушкин говорил, что сказка – ложь, да в ней намёк.

2. А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк!»

- Ваши предложения по оформлению 1 предложения. (Запятая, т.к. разделяет части СП)

3. Выявление места и причины затруднения

- А как оформить 2 предложение? - Почему возникло так много разных мыслей? (- не знаем, как правильно, - нет достаточной информации , - не хватает новых знаний)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Определение темы и целей урока

Не хватает новых знаний. Попробуем их открыть. Определим тему урока

Тема: Предложения с прямой речью

- Что в теме уже известно? (что такое предложение)

- Что является новым? (Прямая речь.Что представляет собой предложение с Прямой речью?)

Составим план исследования нового вида предложения

- Каковы цели нашего урока?

Узнать, 1.Что такое прямая речь?

Что представляет предложение с ПР?

2.Какова структура, состав такого предложения?

3.Знаки препинания..

4. Схема предложения

5. Реализация построенного проекта

Попробуем найти ответ на первый вопрос, используя все доступные источники. Откройте учебники на стр. 113. Найдите, что там говорится о прямой речи?

Прямая речь – высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

- Почему её называют прямой? (передана точь-в-точь, слово в слово, без искажения).

- Чем сопровождается прямая речь в предложении? (Словами автора)

- Какова их роль? (указывают, кому принадлежит прямая речь)

Сделаем вывод о структуре предложения с ПР по данной схеме. (Предложение с ПР состоит из 2 частей: ПР и слов автора).

- Как оформляется прямая речь на письме? (ПР выделяется кавычками и пишется с большой (заглавной) буквы. «П»

- Что обозначают кавычки?(Это границы ПР – её начало и конец)

Табличка А: «П.» А: «П?» А: «П!». Какие знаки могут стоять в конце ПР? От чего это зависит? (.?!Зависит от цели высказывания и эмоциональной окраски) приведите пример

- А как отделить прямую речь от слов автора? А: (двоеточие - пограничник: оно отделяет слова автора от ПР)

Сделаем вывод о знаках препинания в предложении с ПР.

6. Физминутка.

1.Выполнить круговые движения глазами вправо, влево(3-4 раза)

2.Расширить глаза, прищурить, закрыть(5-6 раз)

3.Нарисовать глазами большой круг, средний, маленький



7.Выполнение упражнения 247 на стр. 115

1 гр.1,2,3 предложения 2 гр. 4,5,6 предложения

Постарайтесь быть внимательными.



8.Работа в группах

Составить синквейн по теме «Прямая речь»

1.Речь

2.Прямая, переносная

3.Улучшает,рассказывает, понимает

4.У меня красивая речь

5. Предложение

9. Итог урока. Выставление оценок

Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Мы с вами проделали большую и нужную работу.

Объявляются оценки за урок.

10.Рефлексия.

Закончи предложения:

Я положительно оцениваю…

Мне нужно обратить внимание…

Я хочу поблагодарить…

Мне было интересно…

Мне показалось важным…

11.Д/З

С.113 (выучить теорию),

Даны схемы: А: «П.» А:«П?» А: «П!».

Подобрать 3 предложения из сказок Пушкина.

Желаю удачи и помните: «Если вы будете любознательными, то станете много знающими».Сократ.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее