«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок русского языка 5 класс "Правописание имён собственных"

Открытый урок русского языка в 5 классе "Правописание имён собственных" рассчитан на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основное внимание на уроке отведено здоровьесбережению. В содержание урока введены физминутки, зарядки для глаз, релаксация, тренинги.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Правописание имен собственных.

Цель: закрепление знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных, формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.

Задачи:

  • Закрепить представление о значении имен собственных и нарицательных.

  • Совершенствовать навыки правописания имен собственных.

  • Развивать память, расширять кругозор учащихся.

  • Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, любви к родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

- различать заглавные и строчные буквы;

- различать слова, которые пишутся с заглавной буквы;

- формировать навык написания слов с заглавной буквы;

- находить в словах изученные правила.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом;

- уметь сравнивать;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Личностные:

- формировать познавательный интерес к учебному материалу;

- формировать осознание значимости данного умения.

- понимать причины успеха в учебной деятельности.

Формируемые БУД

Познавательные:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно

- объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение

Регулятивные:

- уметь осуществлять самооценку результатов работы,

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом, выработанным планом

- закрепить способ написания заглавной буквы в именах собственных;

- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные:

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, группе

- формулировать понятные высказывания, используя термины.

Дидактические средства:

  • для учителя – средства ИКТ (презентация, фонограмма)

  • для обучающегося – тетрадь, карточки для работы в парах, в группе, тест


Ход урока



Этапы работы

Содержание этапа

1.


































2.


























3.







4.






































5.





6.

















7.




















8.

































Организационный момент эмоциональный настрой

Цель для учащихся: подготовка к продуктивной работе на уроке.

Цель для педагога: создание условий для эффективной работы на уроке




























Актуализация знаний


Цель для педагога: создание условий для развития учащихся, определения уровня знаний, умений и навыков по предыдущей теме, воспитание

интереса к познавательной деятельности.

Цель для учащихся: закрепление знания по предыдущей теме, овладевать навыками речевого общения.














Самоопределение к деятельности

( формулирование темы, цели урока)




Работа по теме урока

а) проблемный вопрос

Цели: выявление места и причин затруднения, формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

б) план действий

Цель для педагога: создать условия для постановки учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,

Цель для учащихся: формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя, обдумывание проекта будущих учебных действий:

в) работа по плану (в паре)

Цель: отработка умения работать в паре по коллективно принятому плану действий, проверка результативности созданного плана.

г) проверка по эталону

Цель: проверка умения самоконтроля и самооценки









Физминутка для глаз

Цель: снятие усталости, тренировка мышц, поддерживающих глазное яблоко.


Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Цель: проверка умения действовать по алгоритму в новой учебной ситуации.












Физ.минутка в форме игры









Цель: проверка умения действовать по алгоритму в новой учебной ситуации.









Индивидуальная работа

Цель: проверка умения работать с текстом по предложенному план, развитие речи учащихся при работе с предложениями и текстом;

умение делать выводы о результате работы



проверка результатов работы













Рефлексия

Цель для учителя: формировать познавательный интерес к учебному материалу;

- формировать осознание значимости данного умения.

Цель для учащихся: понимать причины успеха в учебной деятельности.









Домашнее задание.


Цель: проверить, как усвоен учащимися материал урока, предложить применить знания в новой ситуации.

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
Здоровья желаем всем и всему!

"Хвалилки". 

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"

- Девизом сегодняшнего урока предлагаю взять следующие строки:

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Сегодня нам предстоит большая, разнообразная и интересная работа. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете чуть позже. Главное, чтобы мы строго следовали выбранному девизу. Заданий у нас будет много, поэтому оценочным листом будет этот цветок. Выполняя задания урока, мы будем раскрашивать наши цветы.

Зелёный – задание не вызвало затруднений, всё получилось.

Жёлтый - было понятно, но допустил ошибки при выполнении.

Красный - было трудно, не смог выполнить задание.

Тренажер «Мешочки с пшеном»

Кладем на голову мешочки с пшеном. Спина сразу выпрямляется. Держим мешочки на голове 3-5 минут, пока ребята пишут в тетрадях дату, тему. Во время урока можем использовать их несколько раз. Вес мешочков около 300г, размер-17/13см.

Цель:

  • стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;

  • влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;

  • улучшение циркуляции крови;

  • активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.


1. Повторение изученного материала "БИНГО”

- Мы продолжаем изучение имени существительного. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме.

Поиграем в игру «Бинго»

-на партах у вас лежат карточки с ответами. Внимательно прочитайте их. Ваша задача, слушая вопрос, найти на поле соответствующий ответ и закрыть его фишкой.

ВОПРОСЫ

- Имя существительное – это …….

- Имя существительное обозначает …….

- Имя существительное отвечает на вопросы…….

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются ………

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называются ………

- Имена существительные, общие для группы предметов, называются …..

- Имена существительные, которые называют предмет особым именем , называются..

- Нарицательные существительные пишутся с буквы…….

- Собственные существительные пишутся с буквы…….


неодушевлённые

часть речи

одушевлёнными

кто? что?

нарицательными

собственные

предмет

большой буквы

маленькой буквы


- №1 оцените свои знания при помощи цветовой гаммы. Найдите в нашем цветке лепесток, на котором написано слово «Бинго» и раскрасьте его.


- Что знаете об именах нарицательных? Они обозначают слова, общие для группы предметов.

- Что знаете об именах собственных? Они называют предмет особым именем, поэтому пишутся с заглавной буквы.

- Как вы думаете, что требует тщательного изучения, имя нарицательное или имя собственное? Почему? Назовите тему урока. «Правописание имён собственных»

- С какой целью будем изучать эту тему? Сформулируйте!


а) Проблемный вопрос: - Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила это слово с большой буквы - Лев. Почему так могло быть? (ответы учащихся). Работа с заданиями презентации.


Какие операции надо выполнить, чтобы не допускать ошибок?

- На что обращаем внимание в первую очередь?

- Как будем писать слова, называющие предметы?

- Как напишем «особое » имя предмета?

-Составим алгоритм действий.


План действий:

1. Что называет слово: предмет или особое имя?

2.Если предмет, то пиши со строчной буквы,

если особое имя, то с заглавной.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо

Твоё имя, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!


Проверим, как «работает» наш алгоритм. Работаем в паре «исполнитель – контролер» В тетрадях. Тренажёр «Мешочек с пшеном».

в) Работа в парах

У меня есть брат (М, м)ишка.

У него любимая мягкая игрушка - (М, м)ишка.

У (Д, д)евочки (И, и)ры (Ч, ч)ёрное перо.

Летом она ездила на (Ч, ч)ёрное море.

(В, в)итя (В, в)оробьёв увидел гнездо (В, в)оробьёв.

(К, к)оля (П, п)етухов слушал пение (П, п)етухов.

- Помогает наша инструкция? Оцените свою работу. На лепестке «Работа в паре».

Физминутка для глаз: Слайд «Электронные физминутки для глаз. Цветик – семицветик»




1.Составление кластера «Какие имена собственные пишем с большой буквы». Закрепление материала по разделам.

а) Кто это? Устная работа с заданием презентации. Называем имя, фамилию, отчество человека. Оцениваем.

б) Имена сказочных героев. Выполнение упражнения № 170 страница 122. Самостоятельно. Оцениваем.

Тренажер «Ручка-помощница». Цель: снимаем напряжение с мышц руки, укрепляем основные органы нашего организма (мозг желудок, кишечник, печень сердце).

Дети заранее обводят свою руку на картоне, вырезается, на каждый палец руки наклеивается разный материал: бархатная, наждачная бумага, гофрированный картон, песок, ткань. После выполнения письменного задания каждый пальчик отдыхает.

в) Клички животных. Устная работа с заданием презентации.

г) Географические названия. Выполнение задания на карточке. Слушайте задания. Найдите на столе листы разного цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты, открыла окно, и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

Физминутка.

Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.Оцениваем.

. На красном фоне - повышенной сложности (Сайко, Гредин), (Черногребень, Шмаков) - полегче, в зелёном (Егорова, Зенкин) – совсем лёгкие. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Меня зовут ……. Я живу в городе ………Наш город находится в …………области. Главный город нашей области ……………..

Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в городе новокузнецк. Он красивый и большой. в городе течет река томь.

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я живу в городе… Наша школа находится на улице …


- Все ли мы выяснили об именах собственных?

Давайте проведем небольшое исследование. Работа с текстом.

Задания

1. Прочитать текст -1 мин.

2. Найти и подчеркнуть имена собственные- 1 мин

3. Обсудить и сделать вывод: Что называют эти имена собственные?

4. Защитить свое решение.

Новокузнецк, город в России, Кемеровская область, расположен в Кузнецкой котловине, на обоих берегах реки Томь, при впадении в нее рек Аба и Кондома, в 308 километрах к югу от Кемерово. Основан в 1618 году. В 1622-1931 годах назывался Кузнецк-Сибирский. В 1931-1932 годах Сталинск-Кузнецк (Сталинск) и с 1961 года - Новокузнецк.

Обобщение - Что же называют имена собственные?

Учитель обращает внимание детей на то, что некоторые имена собственные образованы от имен нарицательных и пишутся в кавычках. Например, магазин «Заря», конфеты «Белочка».

Большую букву мы пишем всегда
В больших, уникальных и важных словах:
В фамилиях , отчествах и именах,
В названиях стран, рек, морей ,океанов. 
В названиях улиц, проспектов, журналов.
Кавычки поставим в названьях последних.
Кавычки поставим без всяких сомнений
В названиях фильмов, салатов, конфет,
Спортивных команд, стадионов, газет.
Вы отлично сегодня поработали. Все молодцы!


Рефлексия

-в технике рефлексивная мишень


- дети вывешивают свои раскрашенные цветы на доске на определённое поле.


Итог урока: Какую цель ставили перед собой ?

Достигли поставленной цели? В чем испытывали затруднения?

Домашнее задание: ( по выбору)

1.Сочинение «Что я узнал об именах собственных?

2.Задание с использованием учебника чтения : найти предложения с именами собственными, записать не менее 3 предложений.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее