«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок - презентация сборника обработок татарских и башкирских народных песен " Гузэл жирем минем"

Практическое значение сборника состоит в том, что этот репертуар апробирован с учащимися и хоровым коллективом детской школы искусств на региональных, республиканских и международных конкурсах.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

МАУДО «Детская школа искусств»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан








Открытый урок - Презентация


сборника обработок татарских и башкирских народных песен «Гузэл жирем минем»







преподавателя высшей

квалификационной категории

Салаховой Чачки Имамутдиновны














г.Бавлы,2017г.

Народное искусство привлекает нас неувядаемой красотой своих произведений, удивительной силой эмоционального воздействия. В нем раскрывается творческий гений народа, его понимание окружающего мира, окрашенное ярким национальным колоритом.

Если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодические интонации и ритмические особенности. Они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные со знакомыми интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой.

Одной из эффективнейших форм обучения и неотъемлемой частью учебного процесса в детской школе искусств является ансамблевое вокальное исполнительство. Пение в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, так как они чувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Еще важнее то, что пение в ансамбле учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.

Одним из важнейших направлений деятельности педагогов дополнительного образования является пропаганда татарской национальной культуры и искусства. Необходимо, чтобы высокохудожественные произведения прочно вошли в концертный репертуар различных творческих коллективов. Не составляет исключения и национальный вокально-хоровой репертуар. Однако возникают значительные сложности, связанные с отсутствием профессиональных качественных обработок музыки татарских композиторов и народных мелодий.

Успешным примером использования национального репертуара в концертной деятельности женских (детских) вокальных ансамблей является новый сборник обработок татарских и башкирских народных песен «Гузэл жирем минем», посвященный 85-летию Бавлинского района РТ.

В сборнике представлены песни различной степени сложности и различной жанровой направленности: лирического ( «Авыл кое», «Урманнарда йордем» на слова Г. Зайнашевой , «Тан атканда» на стихи С.Хакима), танцевального («Борьян егетлэре», «Агыйдел каты ага» - перевод с башкирского И.Газиева) и шутливого характера («Кэтук тути», «Алларын алга манам»).

Фактура обработок народных песен выдержана в классическом стиле, ей свойственны традиционные приемы изложения: гомофонно-гармонический склад с элементами подголосочности, трехголосие и четырехголосие.

«Хочется отметить оригинальность фактуры, гармонического языка и многоплановость подголосочной полифонии, глубокое отражение особенностей музыкального развития татарского национального материала. Последнее представляется наиболее ценным»,- как отметила в своей рецензии Т.Ю.Фомина, кандидат исторических наук, доцент, руководитель лаборатории «Научно-методическое сопровождение образовательного процесса учреждений дополнительного образования, школ искусств и средних учебных заведений соответствующего профиля» ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный институт».

Наш район отметил 85 лет со дня своего основания. Я не могла остаться в стороне и решила внести свою лепту в празднование этой даты – подготовила и выпустила этот сборник.

Каждая из песен близка моему сердцу, но особенно дороги те, которые мы исполняли вместе с родителями. К сожалению, моей мамы уже нет с нами, но папа, несмотря на свой преклонный возраст, на встречах ветеранов – нефтяников с удовольствием исполняет две – три песни по просьбе своих коллег.

Бавлинская земля богата на талантливых людей. Здесь родились и выросли поэт Сирин Батыршин, писатели Фанис Яруллин, Кашиф Рахим, Мусагит Хабибуллин, Вахит Юнусов, Евгений Самсонов, Рафаэль Мустафин, композитор Ганс Сайфуллин, художник – маринист и скульптор Миргазиян Юнусов…

В сборник включены стихотворения бавлинских поэтов, его украсили яркие фотографии нашего города и района: площадь Победы, Аллея Боевой и Трудовой Славы, милые сердцу поля и горы, вид города в высоты птичьего полета.

Обработки народных песен имеют большую художественную и познавательную ценность, так как дают возможность юным музыкантам соприкоснуться с замечательным народным мелосом.

Практическое значение сборника состоит в том, что этот репертуар апробирован с учащимися и хоровым коллективом детской школы искусств на региональных, республиканских и международных конкурсах.

Я надеюсь, что руководители женских/детских хоров и вокальных ансамблей найдут для своих коллективов новый, интересный материал для творческого вдохновения.

А сейчас учащиеся нашего класса исполнят для вас произведения из этого сборника:

  1. Стихотворение Гульшат Зайнашевой «Баулы» читает Ч.Салахова.

  2. Татарская народная песня «Жырлап бию» исполняет вокальный ансамбль.

  3. Башкирская народная песня «На лодочке» исполняют Асадуллина Алина и Шкинов Даниэль, 1кл.

  4. Стихотворение Николая Владимирова «Бавлы – наша Родина» читает Зуйкова Руслана, 6кл.

  5. Татарская народная песня «Су буйлап» в записи С.Мухаметзяновой.

  6. Татарская народная песня «Тал богелэ» исполняет на фортепиано Евдокимова Александра, 1кл.

  7. Татарская народная песня «Дулкын» исполняет Шакирова Элина, 3кл.

  8. Татарская народная песня «Шома бас» исполняет Гильмутдинова Элиза, 5кл.

  9. Стихотворение Татьяны Романовой «Мы – надежда наших предков» читает Маликова Виктория, 2кл.

  10. Татарская народная песня «Колыбельная» исполняет Леонтьева Арина, 4кл.

  11. Татарская народная песня «Сандугач-кугэрчен» исполняет на фортепиано Закирова Дарина, 3кл.

  12. Современная народная песня «Ой, по-над Волгой» исполняет Архипова Аделина, 5кл., концертмейстер Гайнаншина Татьяна Михайловна.

  13. Башкирская народная песня «Борьян егетлэре» исполняет Зиангирова Айгизя, 4кл.

  14. Татарская народная песня «У ручья» исполняет Гимазова Камилла, 3кл., концертмейстер Гайнаншина Татьяна Михайловна.

  15. Стихотворение Галины Федоровой «Друзья, давайте научимся жить!» читает Евдокимова Александра, 1кл.

  16. Татарская народная песня «Ай. матур гол генэ» исполняет Ямалиева Азалия, 4кл.

  17. Татарская народная песня «Жингэчи» исполняют Гимазова Камилла и Салахова Ч.И.

  18. Вадим Усманов «Зифа каен» исполняет вокальный ансамбль,

концертмейстер Хисамутдинов Ильшат Ришатович

19.Попурри на темы татарских народных песен «Заман» исполняет трио преподавателей в составе: Валиуллина Айгуль Раисовна (скрипка), Галиакбарова Римма Рузилевна (флейта), Салахова Чачка Имамутдиновна (фортепиано).

20. Булат Абубакиров «Зэнгэр кынгыраулар» исполняет дуэт преподавателей –Галиакбарова Р.Р. и Салахова Ч.И.

21.Стихотворение Рушании Валиевой «Бавлы» читает Закирова Дарина,3кл.

22. Нур Даутов «Воспоминание» исполняет дуэт преподавателей - Галиакбарова Р.Р. и Салахова Ч.И.

23. Попурри на темы татарских народных песен исполняет на тальянке Хисамутдинов Ильшат Ришатович.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее