«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок «Предпосылки объединения русских земель»

Сформировать представление о политической ситуации на Руси в первой половине XIV века,

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

План конспект открытого урока.

«Предпосылки объединения русских земель»

( История России. 6 класс.)

ФИО (полностью): Раменская Евгения Ивановна

Место работы: МАОУ СОШ №215

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: История

Класс:6 общеобразовательный класс

Тема и № урока в теме: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» (История России. 6 класс.) № урока 22

Базовый учебник: А.А.Данилов; Л.Г.Косулина «История России» 6 класс (издательство «Просвещение»)

Цели урока: сформировать представление о политической ситуации на Руси в первой

половине XIV века,

- показать складывание новых центров русских земель, противоборство

между Тверью, Москвой и Литовско-русским государством;

- уяснить причины  возвышения Московского княжества;

- подвести учащихся к пониманию закономерности образования  Российского

централизованного государства;

Задачи урока:

Предметные:

- умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий.

Метапредметные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Личностные:

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая по методу «Мозайка».

Оборудование урока:

Карта «Образование и расширение Российского государства»,

исторические атласы у учащихся, компьютер учителя; интерактивная доска; мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник А.А.Данилов; Л.Г.Косулина «История России» 6 класс

Продолжительность занятия – 45 минут



Словарь – предпосылки и причины,

- вотчинное землевладение.

Личность в истории:

- Даниил Московский – младший сын Александра Невского, основатель     династии московских князей,

- Иван Данилович Калита.

Важнейшие даты:

- 1325-1340 – правление Ивана Калиты

- 1327 – антиордынское восстание в Твери



Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, ИКТ.



Структура урока:

1. Организационный момент. (1 минуты)

2. Повторение пройденного материала (3 минуты)

3.Изучение новой темы. (30 минуты)

- постановка задачи перед учащимися

3. Закрепление изученного на уроке.(3 минуты)

4. Итоги урока. (3 минуты)

- анализ хода урока преподавателем

- оценка знаний учащихся и их активности

5. Рефлексия(2минуты)

5. Домашнее задание (2 минуты)

Ход урока:



  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.



    1. Повторение пройденного:

Итак, на прошлых уроках вы проходили темы связанные с монголо- татарском игом. Сейчас мы с вами повторим то, о чём мы говорили на прошлых уроках. 

Историческая разминка (вопросы на экране):

  1. - Какой период в истории нашего государства мы закончили изучать? /Политическая (феодальная) раздробленность/

  2. - Что такое «политическая раздробленность»? /Определение /

  3. -Назовите самые крупные (главные) политические центры Руси. Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество /

  4. - Какие внешние обстоятельства усугубили негативные последствия политической раздробленности? / Монголо-татарское нашествие /

  5. - Русь оказалась в зависимости от государства монголов. Как называлось это государство? / Золотая Орда /

  6. Баскак – это…?

  7. А выход – это…?

  8. Канон –это…?

  9. Ярлык…?

  10. Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление? (Рязань, Козельск, Торжок, Чернигов, Муром, Нижний Новгород)

  11. В чем была заслуга Руси перед народами Европы? (русские княжества, оказав серьезнейшие сопротивления монголам, истощили силы войска Батыя)

  12. В каком году воины Батыя вернулись на Нижнюю Волгу? (В 1241 году)

  13. В каком году произошла битва, за которую Александр Ярославович - князь новгородский был прозван Невским ?( 15 июля 1240 г. - кн. Александр с русским войском одержал блестящую победу на Неве, за которую народ прозвал Александра Ярославича НЕВСКИМ.)

  14. Какое еще испытание пришлось выдержать русскому народу одновременно с монгольским нашествием?( Руси пришлось бороться с западными завоевателями: немцами, шведами.)

  15. Какой город Батый назвал «Злым городом»?(Козельск)

Подведем итоги. Ребята поднимите руку у кого самое наибольшое количество жетонов? А теперь наименьшее?



    1. Переход к изучению новой темы.

Ребята, давайте попробуем с вами решить историческую задачу. Вот у меня есть прутики.

Вопрос: Как вы думаете, что означает данный пучок связанный с нашей темой удельная Русь? А теперь давайте поломаем эти прутики?(Ученик ломает пучок). Что олицетворяет сломанные прутья?  Какая же главная задача стояла перед Русью в это время? Попробуйте сформулировать тему нашего урока (учитель открывает слайд с темой урока, а там не хватает главного слова).

- «Предпосылки ………………. русских земель»

Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет: (все вместе)

«Предпосылки объединения русских земель».

Исходя из темы определите цель урока.

- ученики самостоятельно выводят цель урока - раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель.

IV. Изучение новой темы.




На данном уроке мы познакомимся со следующими процессами и событиями.

План:

1.Предпосылки объединения русских земель.

2.Политическая система Руси.

3.Борьба Москвы и Твери.

4.Правление Ивана Калиты.

5.Причины возвышения Москвы.



Прочитайте план и сформулируйте задачи урока используя опорные слова:

-раскрыть

-познакомиться

-рассмотреть

-выявить



Сегодняшнее занятие мы построим на работу в группах.



1 группа. Составить схему предпосылки объединения русских земель.

Задание: распределить предпосылки на социально-экономические, духовные и политические.

1.развитие феодального землевладения.

2.наличие общей официальной религии православия во всех русских землях.

3.стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств.

4.необходимость освобождения от ордынского ига.

5.укрепление на Руси власти и лидерства московских князей.

6.осознание необходимости духовного и культурного единства Руси.

2  группа. Политическая система Руси.

Задание: Составить схему Политическая система Руси 13-14 век.

Слова для справок:

Ордынский хан;

Ярлык;

Великий князь Владимирский;

Обязанности Великого князя;

Великие княжества;

Удельные княжества.

Текст учебника на стр.150



3  группа. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский ярлык.  

Задание:

  1. Определить цель Московских князей.

  2. Прочитать текст и ответить на вопрос: Почему именно Москва, небольшой городок Владимиро-Суздальской земли, стал столицей России.

  3. Выписать схему: Причины возвышения Московского княжества.



Тверское княжество избежало дробления и активно набирало силу.

В 1247 году Тверское княжество было выделено Ярославу Ярославичу - брату Александра Невского.

В 1276 году Московское княжество было выделено младшему сыну Александра Невского - Даниилу Александровичу.

Московское княжество по площади территории уступало Тверскому, поэтому московские князья поставили цель - расширить размеры владений.



    Тверское княжество

    Московское княжество

Тверь выгодно расположена

Тверское княжество избежало дробления и набирало силу

Княжество возникло в XIII веке

1247 г. – тверской престол занял

                младший брат Александра

                Невского – Ярослав 

                Ярославович

1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение

1308 г. – тверской князь Михаил получил ярлык на Великое княжение

1318 г. – хан Узбек стал опасаться усиления Твери

Митрополит Петр предпочел Москву Твери

Москва выгодно расположена:

- на пересечении торговых путей

- далеко от опасных территорий 

  ордынского владычества

- имеет плодородные земли

1276 г. - первым Московским князем

 стал младший сын Александра

 Невского – Даниил (1276-1303)

Московское княжество по территории

уступало Тверскому, поэтому Московские князья поставили цель – расширить размеры владений:

- 1301 год Даниил отнял у рязанских князей Коломну и получил по завещанию племянника Переяславское княжество

- сын Даниила Юрий (1303-1325) отвоевал у смоленских князей Можайск

-1326г. Митрополит Петр умер в Москве, митрополит Феогност остался в Москве

4) Почему именно Москва, небольшой городок Владимиро-Суздальской земли, стал столицей России?



4 группа: Проведите соединительные линии трех цветов между именами московских князей и их делами. На основе стр 151-152.

Даниил Александрович (1276—1303):

— отвоевал у рязанского князя Коломну;

— присоединил Переяславское княжество.

Юрий Данилович (1303—1325):

— отвоевал у смоленского князя Можайск;

— женился на сестре хана Узбека Кончаке;

— первым вступил в борьбу с тверским князем за Владимирский престол.

Иван Данилович (1325—1340):

— получил право сбора дани для Орды со всех русских земель;

— подавил восстание в Твери;

— уговорил митрополита Петра переехать в Москву;

— присоединил Ростов, Галич, Белоозеро, Углич.



5 группа: Внутренняя политика Ивана Калиты.

Схема: Основные направления деятельности Ивана Калиты. Выписать на основе стр 153-154.

    1. Физминутка: Встать, если слова принадлежат к теме Руси, присесть если не принадлежат:

        1. Феодальная раздробленность, Иероглифы, вотчина, пирамида, князь, фараон, бояре, вече, бамбук, Москва, Золотая Орда.

Выступления: А теперь выходя каждая группа начинает подробно раскрывать свою тему, прикрепляя материал к доске.

VI. Подведение итогов:

Давайте подведем итоги. Игра продолжи предложение.

Политические успехи московских князей возвысили Москву. Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси, а Москва - духовным центром русских земель.

1)Политические успехи московских князей 1)сильных политических центров Руси

2) Московское княжество стало одним из самых 2)возвысили Москву

3) А Москва -духовным центром русских земель.

VII. Рефлексия.



Выставление оценок.



VIII. Домашнее задание:

параграф 17, проведите исследование на тему «Какие монеты могли быть в кошельке Ивана Калиты» (используйте интернет) – задание для капитанов групп; составьте рассказ, о чертах характера Ивана Калиты.

Спасибо за урок.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее