Открытый урок «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ» 4 класс

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Открытый урок

русского языка в 4 классе по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ»


I. Организационный момент

- Доброе утро, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?

Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Актуализация знаний

А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.


Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,


Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)


- Правильно, речь пойдёт о глаголе.


1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.


Ответьте на вопросы:


- Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?


Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.


А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.



2. Приём «Продолжи фразу».


а) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)

б) Не с глаголами пишется (отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)

д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).


Откройте тетради, запишите дату.

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)

- А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят


Что это за соединения?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)


Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.


– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

Запишите этот фразеологизм.

– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.


В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )

А второй? ( когда глагол 2 спр)


Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.


– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные.)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА


Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Назовите алгоритм.

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ )


- В какой форме дан глагол в нашем фразеологизме? (Ударить – неопр. )


Определите спряжение. (2-е).


Проспрягайте устно этот глагол. Окончания проговаривайте чётко.

Отвечает…

1 лицо – я ударю, мы ударим.

Отвечает …. 2 лицо – ты ударишь, вы ударите

Отвечает … 3 лицо – он ударит, они ударят

- МОЛОДЦЫ!

- Какие орфограммы вы можете определить в словах данного фразеологизма?


III. Самоопределение к деятельности

Цель:

- Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . (Запись на доске)

- Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов.

Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка. Берёза распускает свои клейкие листочки.

(Для создания воображаемой картины на столе стоит веточка березы и включаю декоративный фонтан с подсветкой!)

- А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав?

- Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)

- Сформулируйте задачи урока.

(Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.)

IV. Углубление открытого знания

Игра «Исключи лишнее слово»

- Давайте поиграем. На ваших карточках дан ряд глаголов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь.

- Пишем, вяжем, стираем, дружим .


- Строим, клеим, отвечаем,  говорим.


- Молчат, посеют, думают, живут.



- Читать, делать, лететь, накрыл, петь.

- Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.


Учащиеся работают в парах.







- Дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).



- Отвечаем (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .

- Посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени.

- Накрыл (т.к. это глагол прошедшего времени)

- Все глаголы – исключения, кроме глагола строить.


V. Работа по теме урока.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику (упражне-

ние 204)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого.

– Найдите глаголы с ударными окончаниями.
Какой гласный звук вы слышите в окончании?

– Объясните написание личных окончаний в других глаголах. Спишите, вставляя пропущенные буквы

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Делают вывод: в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [о], а обозначается этот звук буквой «ё».

Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Славно ласточка щебечет (I спр.),

Ловко крыльями стрижет (I спр.),

Всем ветрам она перечит (II спр.),

Но и силы бережет (I спр.).

Реет (I спр.) верхом, реет (I спр.) низом,

Догоняет (I спр.) комара

И в избушке под карнизом

Отдыхает (I спр.)до утра.

Выполняют разбор слова по составу:


VI.

Физминутка «Веселая зарядка»


VII. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику (упражнение 206)

Прочитайте.

Спишите, вставляя пропущенные буквы

Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Зацвела ива. Каждый ивовый барашек – пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щелкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мед.

Выполняют морфологический разбор слова.

Понюхаешь – гл., что сделаешь?, нач. ф. – понюхать, совершенный вид, I спряжение, будущее время, 2-е лицо, ед. ч., сказуемое

Работа с пословицами.

Замените в пословицах глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Объясните их смысл.

За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете.

Руки с полки не протянете, так и ложки с полки не достанете.

За чужим погонитесь – свое потеряете.

Графический диктант

Педагог проводит графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа..шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

Ключ:

№ п/п

Ответы

№ п/п

Ответы

1

6

+

2

7

3

8

4

+

9

+

5

10

+

Задание «Исправь ошибки»

Весна! Её встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам искрящийся снег. А днём он постепенно оседаит. Скрыш бежит копель, превращаясь ночю в красивые лидяные сосульки.

- Сколько ошибок нашли. Давайте проверим текст на экране.

- Какую орфограмму чаще всего решали, выполняя это задание? (Безударные гласные в личных окончаниях глаголов)

- Как узнавали буквы в безударных личных окончаниях глаголов? (Действовали по алгоритму. Дети рассказывают алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов, параллельно на экране)

На экране высвечивается слайд (название алгоритма)

Алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов. 

  1. Услышать безударный гласный в окончании глагола, определить время.

  2. Поставить глагол в неопределённую форму.

  3. Определить, оканчивается на – ить?

  4. Выяснить, исключение ли это?

  5. Определить спряжение.

  6. Поставить в нужное лицо и число.

  7. Вставить безударную гласную.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

-Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.

Урок полезен, всё понятно. ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )

Ещё придётся потрудиться. ( ? )

Да, трудно всё-таки учиться! ( … )

Лист самооценки с воздушными шариками.

1.) Я – молодец! (красный шарик) -5

2.) Могу и лучше. (зеленый шарик) - 4

3.) Надо постараться. (синий шарик) -3


И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей. 
Притча. 
Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка. 
- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он. 
- Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят! 

Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.



Домашнее задание.

Записать в тетрадь 5 глаголов 1 спряжения и 5 глаголов 2 спряжения настоящего времени с безударными личными окончаниями (из физминутки).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее