«Зимний фестиваль знаний 2025»

Открытый урок по технологии "Геометрическая резьба по дереву"

Урок раскрывает этапы подготовки и проведения резьбы по дереву

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Геометрическая резьба по дереву.

Цели урока:


Обучающая цель:

1. познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – резьба по дереву;

2. научить учащихся работать ножом-косячком;

3. почувствовать материал;


Развивающая цель:

1. выработать боковой наклон;

2. овладеть приемами резьбы;


Воспитательная цель:

  1. воспитывать красоту творческого труда;

  2. развивать созидательные и познавательные способности учащихся.


Оборудование: заготовки размером 200х100х20 мм, линейка, угольник, карандаш, циркуль, резинка, видеопроектор, презентация к уроку (Приложение).


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя (с показом презентации).

Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех - и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины. (слайд 3,4)

Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применен6ие сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемом «ножом – косяком». (слайд 5)

Для изготовления данного инструмента можно использовать легированную или быстрорежущую сталь. Первым условием получения качественного инструмента является то, что он должен быть обязательно кованным и наклепанным. (слайд 6,7)

Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.

Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности. (слайд 8)

Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы (слайд 9)

Рассмотрим каждую фигуру в отдельности:

Сколышки – слайд 10

Ромб и витейка – слайд 11

Пирамида – слайд 12

Звездочка и розетка – слайд 13

Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции (слайд 14 -15)


2. Практическая работа

А) Инструктаж по технике безопасности (слайд 16)

Правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы

  1. Надеть и привести в порядок спецодежду

  2. Привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.

  3. Осмотреть режущий инструмент и убедиться в его исправности.

  4. При выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке. Нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.

  5. Во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.

  6. Передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.

  7. Строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.

  8. Запрещается класть нож в карман рабочей одежды.

  9. После окончания работы нож необходимо сдать учителю.

  10. Привести в порядок рабочее место и спецодежду.


Б) Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы.

Задание:

1. На данной заготовке нанести рисунок сколышка, пирамиды, ромба, витейки, звездочки и розетки.

2. Для выполнения резьбы нож возьмите в правую руку, хватом сверху; четыре пальца располагаются по одну сторону ручки ножа, большой палец – по - другую; нож держите легко и свободно.

3. Прежде всего, необходимо выполнить наколку треугольников. Центры треугольников определяются на глаз, без разметки, (слайд 17), а затем подрезку, нож для этого нужно держать под углом 40 – 45°.

Литература:

1. Афанасьев А.Ф. резьба по дереву.- М.:Легпромбытиздат,1998

2. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба.- Смоленск,1993

3. Горбунов В.И. Изготовление декоративной мебели.- Тверь: Издательство «Приз», 1998

4. Дементьев С.В. Резьба по дереву. – М.: издательский дом МСП, 2000.

5. Ильяев М.М. Прикоснувшись к дереву резцом. – М.: Лукоморье, 2000.

6. Рыженко В.И. Работа по дереву. – М.: Рипол Классик, 2004.

7. Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. –М.: Рипол Классик, 2003.

8. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. –Минск: Современное слово, 1998.

9. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М.: Просвещение, 1985.

10. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественная работа по дереву. – М.: Владос, 2002.

11. Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву. – Санкт – Петербург: Литера, 2004




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее