Открытый урок по предмету «Основы музыкальной психологии и педагогики»
Тема урока: «Воображение. Воображение в музыкальном искусстве. Развитие музыкального воображения»
Цель урока:
вызвать интерес к изучению воображения
рассмотреть основныевиды воображения
формирование потребности развивать воображение
повысить уровень психологической компетентности учащихся
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «воображение», закрепить понятие, ознакомить с функциями, видами воображения, способами создания образов воображения.
Воспитывающие:воспитывать у студентов желание участвовать в диалоге с преподавателем, способствовать формированию профессиональной направленности студентов.
Развивающие: развивать воображение студентов, посредством обобщения и систематизации материала, развивать природные музыкальные задатки, способность погружаться, вживаться в образ успешно-действующего исполнителя.
Тип урока: комбинированный с элементами социально-психологического тренинга.
Методы и приемы: словесно-иллюстрированный, наглядный, практический, анализ, беседа, самоанализ.
Знать:
определение воображения;
виды воображения;
значение воображения.
Уметь:
искать и находить решение проблем с помощью воображения;
создавать и воссоздавать образы;
выслушать собеседника.
Оборудование и наглядные пособия: Технические средства: компьютер, интерактивная доска, слайды, карточки.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Тренинг.
Знакомство с новой темой, практическая часть занятия.
Повторение пройденного материала по теме «Мышление». Краткий терминологический опрос.
Выводы, подведение итогов урока.
Домашнее задание, оценки.
Организационный момент.
Приветствие гостей, коллег и студентов.Разминка. Упражнение «Имя и профессия». Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени.
Слова учителя. Сегодня поговорим о воображении. Или о фантазии, ведь эти слова являются синонимами.
Беседа с детьми.И так чего мы начнем!? Давайте, с вами построим цепочку познавательной деятельности человека. Первая ступень познавательной деятельности – это ощущения, в начале мы ощущаем, после чего мы воспринимаем эту информацию, память сохраняет ее, мышление обрабатывает, а вот только уже после этого, на завершающей стадии, на основе всей полученной информации включается воображение и видоизменяет эту информацию при помощи воображения.
Давайте приведем пример. Все ели мороженное? Какое оно на вкус? Сладкое, разное по вкусу – шоколадное, сливочное, фруктовое, оно может быть с сиропом или орешками, с шоколадной крошкой. Как вы это узнали? С помощью анализаторов, в данном случае с помощью языка вы это ощутили, почувствовали и восприняли. Память сохранила эту информацию, мышление – ее обработало, и теперь вы знаете, каким может быть мороженное. Теперь, когда вы захотите съесть мороженное, вы, используя эти знания, можете представить образ того, мороженного, которое вы хотите съесть. А представить этот образ мы можем только благодаря воображению. А теперь попробуйте привести примеры?
Конспектирование основных понятий.
Воображение или фантазия – это элемент психической, творческой деятельности человека, воссоздающего новое.
Способность к воображению, фантазии одна из самых удивительных психических, творческих, познавательных особенностей высших мыслительных процессов мозговой деятельности человека. Воображение позволяет создавать образы, решать возникающие задачи, предвидеть будущее даже при отсутствии необходимой на то полноты информации и знаний. Но в этом и слабость такого решения задачи, так как результаты воображения не всегда бывают достаточно точны.
В общей психологии выделяют следующие виды воображения: пассивное и активное.
Пассивное воображение бывает: преднамеренным – грезы, мечты, и непреднамеренным – сновидения, галлюцинации.
Активное воображение бывает: воссоздающим – создание образов соответствующих описанию, и творческим – самостоятельное создание новых образов.
Практическое задание: «Назови предмет»
Подгруппам предлагаются карточки с написанными тремя качествами (например: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный, 3)тонкий легкий высокий, 4) белый, воздушный, несъедобный). Предлагается за несколько10 минут написать как можно больше принципиально различных предметов, которые обладают сразу тремя написанными качествами. Например: 1) черными, легкими, блестящими могут быть: пакет, часы, телефон, волосы, книга; 2) низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина; 3) тонким, легким, высоким бывает перо, человек, дерево, шест, полка; 4) белое, воздушное и несъедобное бывает облако, вата, снег, мягкая игрушка, пух.
Результаты оцениваются по количеству написанных предметов, их отличиям, оригинальности, нестандартности, разнообразию.
В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей.
Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п.
Воображение создает не только различные образы в мыслительной деятельности, но и может сильно воздействовать на органические процессы человека. Например, мы знаем к каким необратимым последствиям приводит неправильная оценка учителем ученика или ошибочный диагноз врача. В первом случае, у учащегося может развиться комплекс неполноценности, а во втором, пациент может заболеть теми болезнями, которых у него и не существовало (др. примеры: самовнушение, аутотренинг, гипноз, биотоки).
Воображение в музыкальном искусстве
(показ слайдов)
Музыкальное произведение существует в виде: записанных композитором нот; живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот; взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя (сочинение, исполнение, слушание – по Б.В.Асафьеву). Во всех этих видах деятельности – создании музыки, ее исполнении и восприятии – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.
При создании музыкального произведения, композитор опирается на воображаемые звуки, продумывает их развитие, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки.
Когда исполнитель начинает работать над текстом, предоставленным ему композитором, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, тембр. Успех исполнения очень часто оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения.
Слушатель сможет понять то, что хотел выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. Часто человек с богатым жизненным опытом, много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но мало переживающий.
Связь музыкального воображения с жизненным опытом
Мы знаем, что одно и то же жизненное содержание может воплощаться композиторами по-разному, в зависимости от их индивидуальности, от стиля эпохи, в которой они жили. Люди одинаково печалятся и радуются на всех континентах земли. Но, выражение этих чувств в музыке часто согласуется с принципами исторического развития по-разному.
В зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие одно и тоже музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разные образы.
Все эти особенности восприятия музыки, её исполнения и создания обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.
Практическое задание. Во время звучания музыкального произведения вы рисуете иллюстрацию к музыке. По желанию устно, либо на бумаге изображаете те образы, описываете те эмоции, которые Вам подсказывает ваше творческое воображение.
После учащиеся рассказывают какие эмоции пережили, объясняют свой выбор.
Слова учителя.
Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально - слуховыми представлениями, т.е. умением слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки. Но деятельность музыкального воображения не должна заканчиваться на работе внутреннего слуха. На это справедливо указывал Б.М.Теплов, говоря о том, что слуховые представления почти никогда не бывают слуховыми и должны включать в себя зрительные, двигательные и какие либо еще моменты.
Известно, что программы произведения, т.е. те, которым композитор дает какое-либо название или которые предваряются специальными авторскими пояснениями, оказываются более лёгкими для восприятия. В этом случае композитор как бы намечает то русло, по которому будет двигаться воображение исполнителя и слушателя при знакомстве с его музыкой.
Развитие музыкального воображения
Множественность трактовок музыкального произведения достигается за счет вариативного использования исполнительских средств выразительности – динамики, артикуляции, педализации. Развитое воображение может помочь в преодолении эстрадного волнения, равно, как и в общем улучшении качества музыкального исполнения. Л.А.Баренбойм приводит пример пианиста, который, репетируя дома, представляет себе, что находится в концертном зале перед аудиторией. «Достаточно бывает ему сыграть перед воображаемой аудиторией всю программу или отдельные музыкальные произведения, и он уже знает, что звучит убедительно, а что нет. Как реагируют слушатели на исполнении той или иной пьесы. После нескольких таких репетиций он выходит на эстраду «в форме». С полной уверенностью. Иное самочувствие испытывал этот пианист раньше, до того, как нашёл свой метод подготовки к эстраде: он боялся выступлений с новой программой». Перенесение актерских приёмов в практику работы музыканта-исполнителя способствует совершенствованию его психических процессов, помогая достигать более высокого уровня художественного исполнения.
Краткий терминологический устный опрос по теме «Мышление».
Вопросы для подведения итогов:
Что такое воображение?
Какие вы знаете виды воображения?
Каково значение воображения для человека?
Как можно развивать воображение?
Таким образом, в заключении темы «воображение» можно сделать выводы, что деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Поскольку мы знаем, что для музыканта характерно «омузыкаленое» восприятие мира, то чем больше впечатлений получит он из окружающей среды, тем большее богатство образов возникает в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю слушателю необходимо уметь переноситься в другой мир, отличающийся от того, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить игровые, воображаемые ситуации.
Домашнее задание, оценки за урок.
Практическое задание, которое выполнит каждый индивидуально, будет создание музыкального клипа. Ваш инструмент - творческое воображение, материал и средство демонстрации – слова. Слушая музыкальный отрывок, составляйте сюжет из рождающихся образов. Вы используете инструментальное произведение (по выбору детей). Ваши клипы будут разными у всех, неповторимыми. А это просто замечательно!
Ваша задача прочитать словами свой сюжет для клипа.
Пожалуйста, почувствуйте себя профессиональными режиссерами и талантливо воплотите свои замыслы.