«Зимний фестиваль знаний 2025»

Открытый урок по математике во 2 кл "Школа России" «Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24».

Цель урока:

Формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел двузначные числа с использованием алгоритма.

Задачи:

Усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа».

Сформировать умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа двузначного числа столбиком.

Формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок математики во 2 «б» классе «Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24».

Учитель начальных классов Язепова Наталья Николаевна.


Параметры урока

Содержание параметров



Программа, учебник, особенности.


Образовательная система « Школа России»

Программа «Математика» авторского коллектива под руководством М. И. Моро.


Учебник «Математика» для 2 класса начальной школы в двух частях. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.


Ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребёнка, его интереса к математике, вычислительных навыков.


Тема урока

Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24

Форма и тип урока


Урок усвоения новых знаний

Образовательные цель и задачи


Цель урока:

Формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел двузначные числа с использованием алгоритма.

Задачи:

Усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа».

Сформировать умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа двузначного числа столбиком.

Формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Ресурсы урока

- учебник

- электронная презентация

- раздаточный материал

- проектор

-изображение солнца для этапа рефлексии.

Предметные результаты

- дать возможность научиться решать примеры на вычитание из круглых чисел с использованием алгоритма,

- уметь правильно читать выражения и находить их значения;

-решать задачи разных видов.


Метапредметные результаты

  1. Регулятивные УУД:

-использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,

- определять и формулировать тему и цели урока,

- учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

2. Познавательные УУД:

- устанавливать аналогии

- использовать модели, алгоритмы

- осуществлять поиск информации в учебнике

- строить речевые высказывания в устной форме

3.Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать друг друга;

- высказывать свое мнение при обсуждении задания.

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;


Личностные результаты

- положительное отношение к урокам математики;

- умение признавать собственные ошибки;

- формирование нравственно-эстетических ценностей;

-умение оценивать трудность предлагаемого задания;

-восприятие математики как части общечеловеческой культуры.


Структура урока -рефлексии

  1. Мотивационный этап.

  2. Постановка темы и целей урока.

  3. Актуализация знаний.

  4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.










Ход урока:

  1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодня мы с вами отправимся на поиски наших друзей-зайчиков, которые ушли зимой в лес без разрешения и заблудились. Так что предстоит нам путешествие в лес, да не в простой, а в математический.

- А можно ли без взрослых и без разрешения ходить в лес? ( Нет) Поэтому вы отправитесь вместе со мной. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными.

  1. Актуализация знаний.

  1. Устный счет.

- Первое препятствие нам устроили снеговики.

-А в какое время года мы лепим снеговика? ( Зимой)

-А сейчас какое время года? ( Зима)

- Какое время года наступит за зимой? (Весна)

- Вы видите, на снеговиках написаны примеры, которые нужно сосчитать и соединить со своим ответом.

74+13 40-32 19-8 28+7 34+26 82-20

87 8 11 35 60 62



- Молодцы, задания снеговиков вы выполнили, а теперь попробуйте побороться со снежинками. Нам надо разогнать все снежинки на нашем пути.

- По карточкам в это время будут работать 4 человека

Карточка: Запиши примеры столбиком и вычисли:

27+35 64-22 38+42 99-82 44+25

- На первых снежинках устные задачки:

1) Работа над задачами.

* Тридцать три скороговорки

Знают Игорь и Егорка.

Игорь знает десять только.

А Егорка знает сколько? (23)

  • Пятьдесят грибов Алешка

Положил в свое лукошко.

Двадцать он сестре отдал,

А еще пять потерял.

Сколько же грибов Алешка

Нес домой в своем лукошке? (25)


- Чтобы справиться с другими снежинками, для этого нужно из 100 вычесть по очереди данные числа, которые записаны на снежинках:

30

40

100 –

80

- Ну, вот и со снежинками справились. А, сколько же было снежинок с заданиями? ( 5)

- А знаете ли вы, как появляются снежинки? На уроках окружающего мира мы говорили об этом и не раз. Давайте вспомним! ( 1 ученик читает выразительно текст)

Кристаллы снега образовываются в воздухе на очень больших высотах. В холодных облаках высоко над землей температура достигает отметки -40 градусов Цельсия. Частицы воды, попавшие сюда в виде пара, мгновенно замерзают, превращаясь в кристаллики льда. В более низких облаках, где температура около

0 С, вода, разумеется, медленнее кристаллизуется. Вместе с водяным паром в воздух ветром поднимаются частицы пыли и дыма. Вокруг них чаще всего и формируются кристаллические узоры, вот как появляются снежинки. 

- Молодцы! Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно.

Записываем число, Классная работа


  1. Самоопределение к деятельности.

- На пути к спасению зайчат вам нужно преодолеть еще одно препятствие.

Решите примеры.

34 87 54 50

+25 -42 +38 -24

?

Почему стоит знак вопроса? (Таких примеров мы не решали)

Проблема.

- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Вычитать из круглого числа двузначные числа)

- Сформулируйте тему урока. (Вычитание из круглого числа двузначных чисел).

4. Работа по теме урока.

1) Знакомство с вычислительным приемом.


- Правильно, ребята, мы действительно будем сегодня учиться решать примеры нового вида.

Объясняет учитель.

50 – 24 = (50 – 20) – 4 = 30 – 4 = 26

Это устный способ. А теперь я вам покажу, как выполняется решение таких примеров письменно столбиком.

50

-24

26

- Как будем считать? С какого разряда начнем? (С единиц)

- Сколько единиц? (0)

- Что будем делать? (Возьмем один десяток)

- Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток? (Поставить над десятками точку)

- Сколько теперь у нас единиц? (10)

- Теперь сможем вычесть? (Да, 10 – 4 = 6)

- Где запишем цифру 6? (Под единицами)

- Что можете сказать о десятках? (Их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4)

- Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? (Из 4 десятков)

- Какой получили ответ? (26)

- Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые)

- Какой способ удобнее? (Второй)


  1. - Сравните наши рассуждения с алгоритмом на с. 19 учебника. (Мы рассуждали так же)

- В чем особенность вычитания из круглых чисел?

с. 19 п. 1

(Первые два примера решаются коллективно с объяснением и записью на доске, остальные комментируются с мест по цепочке)

  1. Физкультминутка.

- Пробираясь через лес в поисках зайчишек, вы немного устали. Поэтому отдохнем.


Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал.

Зайка тут же убежал!

  1. Закрепление изученного материала.

  1. - После небольшого отдыха мы продолжаем шагать на помощь зайчикам. И сейчас вы поработаете самостоятельно. На экране примеры. Вы должны их решить. ( Слайд 1)

30 60 80 40

-12 -37 -59 -16

- Поменялись тетрадочками. Проверяем. (Ответы открываются). ( Оцените работы детей карандашом на полях)

- Кто все примеры решил правильно?

- Кто допустил одну ошибку, две?

2) Работа по учебнику.

- Итак, ребята, двигаемся дальше. Ведь бедные зайцы ждут нашей помощи. А чтобы пройти вперед. Нам нужно решить задачу.

с. 19 з. 2

- Прочитайте условие задачи.

- О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках)

- Что сказано о платьях? (Их 26)

- Что сказано о костюмах? (Их на 4 больше, чем платьев)

- Что сказано о брюках? (Их на 10 меньше, чем костюмов)

На доске составляется краткая запись.

П. – 26

К. - ?, на 4 б.

Б. - ?, на 10 м.

Решение:

  1. 26 + 4 = 30 (к.)

  2. 30 – 10 = 20 (б.)

Ответ: в ателье сшили 20 брюк.

- Запишите решение задачи одним выражением. ((26 + 4) – 10 = 20 (б.))

Р.К. ( Слайд 2 )

К началу 20 века на Дону преобладающим стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.

7.Рефлексия.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Зайчики найдены. Теперь-то уж они доберутся домой. А вам в подарок они передали солнышки, на которых с помощью улыбки вы покажете свое настроение.

- А на обратной стороне каждого солнышка записано домашнее задание для вас.

8. Подведение итогов урока.

- Чем интересен был сегодняшний урок?

- Кто понял, почему в таких примерах ставится точка?

- Какое задание вам хочется дать дома родителям?

- Кто доволен своими успехами?

9. Выставление отметок за урок.

10.Домашнее задание

С 19 задача под ?






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее