Открытый урок по математике в 4 классе. Тема: "Умножение многозначных чисел с нулями и единицами в записи на однозначное".

Урок - путешествие в космос. Интегрированный урок математика + окружающий мир.Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России"

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок-путешествие по математике «Полет в космос» (4 класс)

Приёмы умножения многозначных чисел с нулями и единицами в записи на однозначное число.

Цели:

1) познакомить с приёмом умножения многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число;совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения;

2) развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность; расширять кругозор учащихся;

3) воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма, способствовать развитию интереса учащихся.

Оборудование: модель солнечной системы, модели ракет, карта, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся.

-Дети,улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, а теперь возьмитесь за руки и мысленно передайте друг другу тепло и хорошее настроение.

-Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения великого учёного М.В. Ломоносова:

(Читает Мусаева С.)

О, математика земная, гордись прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

-Действительно, математика – царица всех наук. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в космос, и в этом нам помогут математические знания. Но, прежде чем отправиться в космос, все космонавты проходят подготовку.

  1. Устный счёт.

  1. Д авайте составим модель солнечной системы. На столе картинки с изображением планет, на их обратной стороне задания. Вы выполняете задания и прикрепляете планеты вокруг солнца.

1 – Меркурий. Сравни числа: 54 786 5 479

2

2

2

– Венера. Стороны прямоугольника – 2см и 4 см. Найди периметр.

3

2

– Земля. 1 дм = ? см

4- Марс. Площадь квадрата равна 16 см.

5 - Юпитер. Груша тяжелее яблока, а персик легче яблока. Какой из фруктов самый тяжёлый?

6 – Сатурн. Маме 60 лет, её дочь в 2 раза моложе. Сколько лет дочери?

7 – Уран. Найдите шестую долю числа 12.

8 – Нептун. Петя решил 8 примеров. Это третья часть всего задания. Сколько примеров нужно решить Пете?

2)Тест.

В каком году человек первый раз полетел в космос? *

  1. 1961

  2. 1959

  3. 1963

-Сколько лет прошло с тех пор?

Сколько минут длился первый космический полёт Ю.А. Гагарина?

А) 56 мин.

Б)1 ч 48 мин.

В) 4 ч 15 мин

Выразите это в минутах. 1ч 48 мин = 108 минут.

  1. Чистописание.

А ещё космонавты должны уметь красиво писать. Послушайте стихотворение и угадайте, какое число вам дали для чистописания.

Сценка про 0 и 1.

Вот это ноль иль ничего - 
Послушай сказку про него:
Сказал весёлый, круглый Ноль
Соседке – Единице:

Ноль.

С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Автор.

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:

Единица.

Ты, Ноль, не стоишь ничего. 
Не стой со мною рядом!

Автор. Ответил Ноль:

Ноль.

Я признаю, 
Что ничего не стою, 
Но можешь стать ты десятью, 
Коль буду я с тобою. 
Так одинока ты сейчас, 
Мала и худощава, 
Но будешь больше в 10 раз, 
Когда я встану справа.

-Как вы думаете, позволила единица нулю стать рядом?И какое же число получится?

-А теперь смотрите на образец и пишите красиво число 10.

  1. Самоопределение к деятельности.

-Дети, какие примеры мы решали на прошлом уроке? (примеры на умножение многозначных чисел на однозначное)

На экране примеры:

264 753 Х 4 58 392 х 7 2 765 Х 9

-Чем отличаются от них эти примеры?

701 504 Х 6 6 0310 Х 5 1 9103 х 8

-Сформулируйте тему урока.

-Как вы думаете, какие правила мы должны вспомнить, прежде чем решать эти примеры?

(Правила умножения на 0 и 1)

-Сформулируйте правила умножения на 0 и 1.

(Если любое число умножить на 0, то получается 0.

Если любое число умножить на 1, то получается это же число)

а х 0 = 0 а х 1 = а

-Крепко запомните эти правила, потому что без них вы не сможете решать новые примеры и не сможете отправиться в космос.

  1. Работа по теме урока.

- Проведём групповую работу. У нас четыре экипажа, я даю вам карточки с примерами на умножение на 0 и 1 и проверю, готовы ли вы к полёту в космос и заодно проверю дружная ли у вас команда.

Проверка с экрана.

Прогресс





Карточка№1

1 х = 235 х 345 = 0

х 4567 = 0 638 х = 638

Карточка №2

4 56 х = 0 х 563 = 563

1 х = 729х 9745 = 0

Карточка №3

2 85 х = 285 х 493 = 493

743 х = 01 х = 294

Карточка№4

1 94 х = 0 х 1 = 503

6 74 х = 674 х 9184 = 0

На экране появляются ответы. После проверки примеры исчезают, и появляются ракеты, на которых отправится каждый экипаж.

-Все готовы к полёту.

Просмотр видео запуска кораблей.

-Вот мы уже в космосе. Отметьте в ваших бортовых журналах дату полёта.

-На какую бы планету нам приземлиться?

Проект Бисултановой А.

-Кто сделает вывод, на какую планету можно спуститься?

(На Марс условия на Марсе близки к земным)

-Дети, кого вы здесь видите? (Это инопланетяне)

Они примеры решали только на компьютере, а сейчас компьютеры не работают. Дети, давайте научим инопланетян решать примеры столбиком.

Решение примеров у доски с комментированием.

803х5 50 801х4 41 008х6

4 019х7 90 048х7 70 032х8

Инопланетяне благодарят детей.

-Дети, сейчас мы выйдем в открытый космос и пронаблюдаем за звёздами.

-А кто первым вышел в открытый космос?

Дети, а это космический волшебник. Ему скучно здесь одному, и он хочет поиграть с вами. Волшебник закрыл некоторые звёзды, а вы должны угадать, что это за звёзды и решить уравнения, чтобы волшебник открыл их.

Работа по слайдам.

-Как называется это созвездие? (малая медведица) Какая звезда здесь закрыта?(Полярная звезда)

-А это какое созвездие? (большой пёс) какая звезда здесь закрыта? (Сириус)

Х : 6 = 90 7 . Х =210

Самостоятельная работа.

На экране появляется решение. Самопроверка.

  1. Физминутка.

-Дети, иногда звёздами называют и людей. Как вы думаете, кого так можно назвать? Я хочу, чтобы и вы стали маленькими звёздочками, чтобы вы ярко светили над нашим селом, над нашей республикой. Давайте немножко отдохнём и споём нашу любимую песню «Маленькие звёзды».

Исполнение песни.

  1. Закрепление изученного материала.

Поступает сообщение с Земли.

Памагите!

Первый множитель 1305, второй 4. Найди произведение.

Увеличь 4130 в 5 раз.

Найди сумму чисел 15870 и 43652.

Найди разность чисел 7263 и 2817

-Дети, кто прислал сообщение? А где находится Донецк?

-Какие ошибки вы заметили?

Работа над ошибками в слове памагите.

-Дети, а знаете, почему эти дети не знают орфограммы, не знают математические термины и не могут решить задание?

Потому что правительство Украины запретило изучать в школах русский язык. Злой колдун, который живёт в этом созвездии(слайд), настроил их против России, как в сказке « Три богатыря» (просмотр фрагмента)

Но не всех украинцев удалось ему заколдовать, Крым присоединился к России, а Донецк и Луганск провозгласили себя народными республиками. Но украинское правительство не признаёт этого и продолжает бомбить территории Донецка и Луганска. Сколько людей погибло, сколько детей пострадало в этой братоубийственной войне! Сколько домов и школ разрушено! С 15 октября в Донецке и в Луганске не только изучают русский язык, но и все уроки ведут на русском языке.

Поможем им решить эти задания?

Примеры решаем на доске.

Пока мы выполняем это задание, давайте одного космонавта отправим на разведку – узнать, не грозит ли нашей планете опасность. (Один ученик решает на откидной доске примеры)

Вычисли значение этих выражений и расставь ответы в порядке возрастания и у тебя откроется слово.

90 +32 : 4 = (а)

42 : 6 х 8 = (т)

72 : 9 х 8 = (у)

350 : 5 + 30 = (н)

0 + 16 х 5 = (м)

Открывается слово туман.

Посмотрите, наша Земля окутана каким-то туманом! Как вы думаете, что произошло? (это экологические проблемы)

Прочитайте слова первого космонавта: «Земля наша - голубая планета! И ее надо беречь!»

Нам надо решить задачу на экологическую тему и туман рассеется.

Решение задачи.

«На протяжении шестой части реки вода непригодна для жизни рыб и земноводных. Сколько километров реки находится в экологически чистом состоянии?»

-А как охранять воду?

-Мы хорошо провели время, пора возвращаться на Землю.

Посмотрите как радостно встречают нас на Земле! (слайд – салюты)

  1. Подведение итогов урока.

Четыре ученика дают прессконференцию.

-Как прошёл полёт?

-Что вы делали в космосе?

-Что помогало вам в этом?

-Чему вы научили инопланетян?

-Какие правила вам помогали при умножении многозначных чисел с 0 и 1 в записи на однозначные?

  1. Рефлексия.

-Дети, после этого урока может кому-то захотелось стать космонавтом?

-А кто из Дагестана полетел в космос?

-Только мальчики могут стать космонавтами?

-Кто первая женщина – космонавт?

-Дети, с такими знаниями вы не только можете стать космонавтами, но и звёзды с неба можете хватать.У нас звёзды разных величин: самые яркие,

большие звёзды – голубые, звёзды средней величины – жёлтые, а самые маленькие карликовые звёзды – белые. Оцените свою работу на уроке.

Кто всё понял и хорошо работал на уроке, берёт голубую звезду, кто понял тему урока, но не очень хорошо работал – жёлтую звезду, а кто не усвоил тему и работал плохо – белую звезду.

-После полёта врачи проверяют самочувствие космонавтов.

Я тоже хочу проверить, как вы себя чувствуете.

Дети рисуют на звёздочке ротик, показывая свое настроение, и поднимают их.

-У нас в классе прямо звездопад! Когда падает звезда, загадывают желание, запишите своё желание на обратной стороне звёздочки и верните звезду в небо. (Под музыку песни « Земля в иллюминаторе» дети пишут желания и прикрепляют звёздочки на доску вокруг планеты Земля)

-Дети, пусть сбудутся все ваши мечты и желания!









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее