Математика 4 класс Ериманова К.Д. 18.05.18 г.
Тема: “Величины»
Цели урока:
Закрепление умений переводить одни единицы величин в другие, складывать, вычитать величины, умножать величину на число. Совершенствовать умение решать задачи.
Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
Воспитание коммуникативной культуры при работе в группах, чувство коллективизма и организаторские качества. Привитие интереса к математике
Планируемый результат
Личностные умения: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять готовность и способность к саморазвитию; - развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | Познавательные умения: - понимать и принимать сообщаемую учителем информацию, а также информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму; - разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их; - выполнять наблюдения и действия анализа, синтеза, сравнения; - коллективно делать простые умозаключения, обобщения. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; - контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат; - принимать советы учителя и его оценку, вносить нужные коррективы, оценивать свои действия. Коммуникативные умения: - говорить на уроке и слушать других; - формулировать собственное мнение, высказывать свои мысли; - взаимодействовать друг с другом в парной и групповой работе; | Предметные умения: - называть величины, различая их (длина, масса) и сравнивая (мм, см, дм); - переводить одну единицу измерения в другую (см в мм, дм в см…); - сделать вывод, что для того, чтобы выполнять арифметические действия, надо привести величины к одной единице измерения; -составлять и решать простейшие арифметические задачи; - сравнивать величины.
|
Тип урока: урок совершенствования ЗУН.
Методы обучения
1.Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;
в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.
2.Методы стимулирования:
а) интерактивные методы – работа в группах разного состава;
3. Методы контроля и самооценки
а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль.
ФОПД: фронтальные (учитель-класс), индивидуальные (учитель-ученик), групповые (учитель-группа).
КМО:
учебник математики для 4 класса (автор Истомина Н.Б.),
рабочая тетрадь № 2 – (автор Истомина Н.Б),
таблицы величин,
кроссворд с величинами,
сигнальная карточка красного цвета,
листы самооценки для каждой группы,
весы рычажные,
предметы: линейка, часы, набор гирь, палетка,
магнитофон для проведения релаксационной паузы.
Уровень усвоения: 2 (конструктивный – усвоение способа применения знаний по образцу)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой – релаксационная игра “Дерево”
– Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветки-руки свободно “колышутся” вдоль ствола, листья-пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.
2. Устный счет презентация
- Ребята, сейчас разминка для ума.
- Для чего нам нужно устно считать?
1) Игра «Что лишнее?»
А) см, дм, кг;
Б) мм , км , дм, м
2. установи соответствие
3 т 100 кг
1 ц 80 ц
8 т 3000 кг
Постановка учебной задачи. Определение темы урока учащимися.
Учащиеся сидят в группах по 5 человек, карточки с заданием лежат на партах, красная сигнальная карточка для показа, что группа с заданием справились.
(В центре класса на журнальном столике лежат рычажные весы, линейка, гири, транспортир, банка – 1литр, часы – будильник)
У: – Посмотрите на предметы, лежащие на этом столике и скажите, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Назовите тему сегодняшнего урока?
Д: – Это то, чем измеряются величины.
У: – Назовите эти величины.
У: – Молодцы! Свой урок мы построим в виде соревнований между группами, проверим домашнее задание, повторим пройденный материал, затем сделаем открытие, закрепим умение решать выражения с именованными числами, решим задачи на новое правило, подведём итог урока.
– Работаем сегодня в группах. А для этого нужно вспомнить, какие правила нужно выполнять при совместной работе? (на столах – правила)
Правила работы в группах(каждая группа прочитывает по 1 правилу)
Каждый ученик должен высказывать своё мнение.
Необходимо до конца выслушивать мнение каждого.
Нельзя перебивать друг друга.
При необходимости нужно помогать друг другу.
Каждая группа имеет оценочный лист, в которой команда выставляет себе бал успешности за каждое выполненное задание.
(5 баллов – высокий уровень, 4 балла – допущена 1 ошибка, 3 балла – допущены 2-3 ошибки, 2 балла – 4ошибки, , 1 балл– 5 и более ошибок)
При этом оцениваются:
Правильность выполнения задания
Активность при обсуждении
Умение слушать одноклассников
(См. Приложение №1)
У:– Итак, начинаем урок. Что самое главное мы должны делать на уроке?
Д: – Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться.
Проверка домашнего задания (1 этап)
- Дежурные, какое было домашнее задание
- № 391, 392
№ 391
№392
Самооценка в группе.
(Выставляется оценка в баллах)
Актуализация знаний (2 этап) (фронтальная работа)
У: – Какую тему мы изучали на последних уроках математики?
– Посмотрите на доску или на свою карточку на парте, что вы можете сказать об этих числах? (Спросить группу, которая первой подняла сигнальную карточку)
25км 005м, 25005, 25005 кг, 25005 м2 , 25005 сек.
У: – Назовите лишнее число.
Д: – 25005.
У: – Почему? Объясните (лишнее 25005, остальные – величины).
У: Молодцы! Вы правильно назвали все величины.
– А теперь повторим соотношение величин, решив небольшой кроссворд (на доске, у каждой группы на столах – кроссворд).
– Чья группа первой решит кроссворд, поднимет карточку.
1. Промежуток времени в 100 лет.
2. Отрезок, равный 100 см.
3. Самая маленькая единица длины (миллиметр)
4. Отрезок в 10 см.
5. 60 мин – ?
6. Расстояние равное 1000 м?
7. 1/60 часа?
8. Самая маленькая единица времени – ? (секунда)
У: – Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда? (величина)
– Что такое величина?
Д: Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.
У: – Молодцы! Я вижу у вас хорошие знания о величинах.
Оцените работу своей группы на втором этапе, поставьте количество баллов во второй графе.
5. Интеллектуальная разминка. Экспресс-опрос(3 этап работы)
Вопросы к ученикам класса по выполнению задания.
(Задания для всех групп).
У: – На какие группы можно разделить изученные величины?
Д: Единицы длины, единицы времени, единицы массы.
Вопросы – экспресс-опрос.
У: 1) Во сколько раз 1метр больше 1см? (в 100 раз).н
2) На сколько 1см больше 1 мм? (9 мм).
3) На сколько 1 метр больше 1дм? (на 9 дм).
4) Во сколько раз 1 км больше 1 метра? (в 1000 раз).
5) На сколько 1км больше 1 метра? (на 999 метров).
Проверяют в группах, затем сверяют с доской: 100 раз, 9 мм, 9 дм, 1000 раз, 999 м.
Самооценка работы группы.
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
6. Закрепление изученного материала (4 этап)
Действия с именованными числами. Самостоятельная работа в группах.
– Замените крупные единицы более мелкими (на доске и на карточке у каждой группы)
36 м = …см | 4дм 6 см = …см |
7 кг 300г = …г | 3 мм = … |
– Какую единицу не можете перевести в более мелкую?
У: № 394 стро.109 (устно)
7. Самостоятельная работа (5 этап).
_ ТПО № 325
Вывод: Складывать можно только однородные величины.
908 см – 900 мм =
9801 дм– 80 м =
720 дм – 370см =
3700 м – 3 км =
Проверка (группа, которая первой решила все выражения, читает ответы)
Выставление баллов каждой группой.
Физминутка (зрительная – по таблице на доске)
8. Игра на внимание.
а) Количество месяцев в году разделить на число этажей в нашей школе (12:2=6).
б) К количеству букв “а” в слове величина прибавить количество сантиметров в 1 дм? (1+ 10=11)
в) Девочка Элли, храбрый лев, мудрый Дровосек и пёсик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 15 часов. Сколько времени они затратили на полёт? (24+15=39 ч)
г) Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3ч17мин.
Сколько минут он занимался этой “трудной” работой? (197 мин).
– Самооценка в группах.
9. Итог урока.
У:– По какой теме мы сегодня работали?
– Чему научились сегодня на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Что понравилось на уроке?
А теперь подсчитаем количество баллов каждой группы.
35 б – у вас максимальный уровень успешности.
30 – 32 б – у вас программный уровень успешности.
28 б – у вас необходимый уровень успешности.
У: Благодарю всех ребят за работу, вы сегодня трудились замечательно!
Если у вас были ошибки, значит, надо ещё повторять величины, тема эта одна из трудных, её мы будем закреплять!
10. Рефлексия.
У:– Ладошка Цукермана
- Ребята, возьмите карандаш и на ладошке левой руки покажите как вы освоили закрепление темы «Величины». На запястье – ничего не понял, в середине ладошки – есть трудности, на кончике среднего пальца, вверху – все понятно. (Если обучающиеся показали два первых варианта, то спросить каждого индивидуально «Почему на таком уровне? В каких заданиях пробелы в знаниях? Значит, что нужно сделать, чтобы устранить пробелы?»)
Высказывания учащихся, пожелания товарищам успехов в освоении математики.