Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Самарской области « школа-интернат № 17» для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара
Конспект урока
по биологии для 9 класса
Тема: «Кровь и кровообращение»
Разработчик урока: Колесникова Т.А.
Схема-анкета для анализа сложной структуры комплексного нарушения.
Имя ребенка | Влад Ф. |
Год рождения | 11.04.2003 |
Краткий анализ семьи | Семья полная. Участие в воспитании ребенка принимают оба родителя. |
Состояние слуха (степень, группа, мед. заключение) | Норма |
Состояние зрения (мед. заключение) | Миопический астигматизм, расходящееся косоглазие, частичная атрофия диска зрительного нерва. |
Состояние опорно-двигательной системы. | ДЦП |
Уровень интеллектуального развития | Задержка психического развития |
Уровень речевого развития Владеет ли речью Форма речи Объем словарного запаса Нарушения речи
Примечание | Выраженное общее недоразвитие речи. Сформирована устная речь. Очень ограниченный, часто не может выразить свои мысли. Допускает ошибки в окончаниях слов, фонетико-фонематические проблемы (путает звуки),наблюдаются нарушения в овладении словесной речи. |
Характеристика класса.
Конспект урока по биологии разработан для 9 «Б» класса (слабовидящие) учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. В классе обучается 9 учащихся. Из них 6 человека - с интеллектуальным развитием, соответствующим норме, которые обучаются по программе школ IV вида; 3 человека имеют сложную структуру дефекта: помимо патологии зрения сопутствующий диагноз - задержка психического развития. Эти ребята обучаются по программе школ VII вида. Данный конспект разработан с учетом интеллектуальных особенностей учащихся интегрированного класса. При этом необходимо осуществлять индивидуальный подход с учетом характерных для каждого ученика затруднений. Учебный материал преподносится небольшими фрагментами. Усложнять учебный материал надо постепенно. Необходимо приучать учащихся пользоваться ранее изученными знаниями. Известно, что дети с ЗПР быстро утомляются, поэтому в ходе урока были предложены интересные, разноуровневые задания, позволяющие переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой. В ходе урока также была предложена яркая презентация, позволяющая повторить, обобщить и систематизировать учебный материал. При обучении детей с задержкой психического развития необходимо применять особые коррекционно-педагогические приемы.
К.С.- врожденная близорукость, частичная атрофия зрительного нерва, ассиметрия лицевого отдела, задержка психического развития.
Р. Р.-миопия высокой степени, астигматизм, расходящееся косоглазие, частичная атрофия диска зрительного нерва, задержка психического развития.
В.Ф.-гиперметропия высокой степени, врожденный подвывих хрусталика врожденная близорукость, общее недоразвитие речи, задержка психического развития.
Зона актуального развития. В данном классе есть группа детей с ЗПР, у которых примерно одинаковый уровень развития интеллекта. Учащиеся умеют самостоятельно составлять конспект урока, выбирать главное из текста, записывать общую характеристику. По рисункам и таблицам находить,
Например, по требованию учителя, отделы головного мозга или необходимые группы мышц. Успешно справляются с заданиями типа « Закончите предложения».
Зона ближайшего развития. Научить учащихся с задержкой психического развития делать всевозможные задания на соответствие, классификацию и работать с таблицами.
Предметная область: Биология
Участники: 9 «Б» класс
Возраст: 14-15 лет
Дата проведения: 13.11.2020 г.
Цель: Обобщить, расширить, систематизировать знания учащихся по теме: «Кровь и кровообращение». Повторить основные термины и понятия по данному разделу. Уметь подсчитывать пульс до и после дозированной нагрузки. Совершенствовать знания о строении и работе сердца, причинах возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, данных кардиологии, влиянии вредных веществ на сердечно-сосудистую систему.
6. Задачи:
1) Раскрыть значение кровеносной системы, рассказать о возникновении и причинах сердечно-сосудистых заболеваний, ознакомить учащихся с профилактикой данных заболеваний. Формировать у учащихся представление о защитных свойствах организма – иммунитете и его видах. Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями, роль вакцин в выработке иммунитета.
2) Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью. Создавать условия для отработки стиля публичного выступления. Развивать коммуникативные способности. Пропагандировать донорство, как гуманную акцию спасения жизни людей.
3) Активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать творческое мышление, речь. Развивать умение учащихся сравнивать анализировать, обобщать и делать выводы. Развивать интерес к предмету через получение новых знаний. Развивать навыки самостоятельного приобретения знаний и самоконтроля.
7.Аннотация: Данный урок является заключительным -10-м по теме « Внутренняя среда организма» и обеспечивает завершение изучения данного раздела.
8.Тип урока: Обобщающий.
По ходу урока учащиеся выполняют задания:
1) На соответствие
2) Решают задачу
3) Делают лабораторную работу, оформляют ее и делают выводы.
4) Работают с таблицами.
5) Работа по вариантам.
Для того чтобы активизировать учащихся при повторении этого большого раздела и поддержать их интерес при выполнении заданий на протяжении всего урока, были представлены интересные, разнообразные, разно-уровневые задания и была использована компьютерная презентация. Презентация позволяет расширить возможности наглядного представления учебного материала и индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. Активизировать познавательную деятельность учащихся и с помощью нее реализовывать объяснительно–иллюстрационный метод.
9. Список программного обеспечения и готовых образовательных ресурсов: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Смена заданий предполагает соблюдение принципа здоровье сбережения, так как происходит смена деятельности с теоретических на практические задания. На уроке поддерживается хороший эмоциональный фон, нагрузка распределяется равномерно между всеми учениками класса, что очень важно для воспитания навыков самоконтроля и чувства коллективизма. Такая форма позволила повторить большой объем теоретического и практического материала по данному разделу и сохранить высокий темп на протяжении всего урока. Все задания, запланированные учителем, были выполнены.
10. Оборудование: муляжи сердца, таблицы по теме, карточки с биологическими заданиями, рисунок сердца.
11. Ключевые слова: Альвеолы, капилляры, миокард, эндокард, перикард, фагоцитоз, донор, реципиент, иммунитет, автоматия, систола, диастола.
12.Конспект урока « Кровь и кровообращение»
План урока:
I Организационный момент
II Повторение изученного материала.
1. Решение биологической задачи.
2. Работа с дидактическими карточками ( задание на соответствие)
3. Задание на группы крови.
4. Значение сердца в жизни человека. Инсценированное представление.
5. Работа по вариантам с проверкой на доске.
6.Экология и здоровье людей.
7.Успехи науки в области кардиологии. Достижения ученых. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека.
8.Лабораторная работа исследовательского характера с последующим обучением.
III Подведение итогов урока.
Задание № 1.
Решите задачу.
Зная массу своего тела, определите объём вашей крови.
Задание № 2
Работа с дидактическими карточками. (Для учащихся с нормальным развитием интеллекта). - Перед вами таблица форменных элементов крови и их функции. Соотнесите их в правильном порядке.( презентация,слайды№ 8,9,10,12)
Компоненты внутренней среды | Функция компонентов |
1.Эритроциты | а) Свёртываемость крови |
2.Тромбоциты | б) Гомеостаз |
3.Лейкоциты | в)Транспорт кислорода |
4.Лимфа | г) Фагоцитоз |
5.Плазма | д) Образование антител |
6.Тканевая жидкость | е) Транспорт углекислого газа |
| ж) Образование лимфоцитов.Защитная функция |
| з)Связь между клетками |
| и)Транспорт растворённых веществ. |
Вопросы для учащихся с ЗПР
Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков. Какое значение имеет именно такая форма?
Какие клетки крови участвуют в захвате чужеродных частиц? Какой ученый открыл явление фагоцитоза? ( Слайд №11,18)
Задание 3.
- В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови, а затем в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови. (Слайд № 13)
Зависимость групп крови и народностей. [задание из сборника Биология 9 класс. Подготовка к ГИА-2012. Ростов-на-Дону «ЛЕГИОН» авторы: Кириленко А. А. Колесников С. И. Даденко Е. Р.] Перед вами таблица. С помощью которой выясните у каких народностей распространена IV группа крови? Какая группа крови преобладает у австралийцев? У какой национальности 4-ая группа крови?
Карточка № 2. Задание для учащихся с ЗПР.
народность | 1 группа (0) % | 2 группа (А)% | 3 группа (В) % | 4 группа (АВ)% |
австралийцы | 54,7 | 40,3 | 3,8 | 1,6 |
англичане | 43,5 | 44,7 | 8,6 | 3,2 |
арабы | 44 | 33 | 17,7 | 5,3 |
венгры | 29,9 | 45,2 | 17 | 7,9 |
голландцы | 46,3 | 42,1 | 8,5 | 3,1 |
индийцы | 30,2 | 24,5 | 37,2 | 8,1 |
китайцы | 45,5 | 22,6 | 25 | 6,9 |
русские | 32,9 | 35,8 | 23,2 | 8,1 |
японцы | 31,1 | 36,7 | 22,7 | 9,5 |
Задание 4. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?» (Слайд № 14,15). Под музыку выносят «чёрный ящик» с муляжом сердца. Вопрос учителя: Этот орган имеет форму уплощенного конуса, смещен в левую часть грудной клетки. Сокращается на протяжении всей жизни и обладает автоматией. Определите, что находится в «чёрном ящике»
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар на шар земной похожий?
Так или иначе всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Слова учителя: В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе?
Ответ учащихся: Сердце может быть расположено справа, что является врожденной аномалией. Правостороннее расположение сердца не сказывается отрицательно на его деятельности и не влечет за собой нарушения кровообращения. Но иногда правостороннее расположение сердца сочетается с таким врожденным пороком, как недоразвитие клапанов. В таких случаях возникает неизбежно нарушение сердечной деятельности, создается угроза здоровью и даже жизни. Иногда сердце смещается в правую сторону грудной клетки в результате различных болезненных процессов организма: скопления большого количества жидкостей или воздуха или воздуха в левой плевральной плоскости, искривление позвоночника, деформации грудной клетки. В этих случаях функция сердца обычно не нарушается.
Задание 5. Задание для учащихся с нормальным интеллектуальным развитием. Работа по вариантам, с проверкой задания на доске. Перед вами таблица, отражающая движение крови по кругам кровообращения. ( Слайд №16,17) Учащимся первого варианта необходимо показать движение крови по сосудам большого круга. Учащимся второго варианта - движение крови по сосудам малого круга. Правильность выполнения задания проверить на доске.
Кровообращение | Движение крови по сосудам |
1) Большой круг | а) правый желудочек |
2) Малый круг | б) лёгочная артерия |
| в) левый желудочек |
| г) аорта |
| д) нижняя полая вена |
| е) левое предсердие |
| ж) правое предсердие |
| з) различные участки тела |
| и) альвеолы большого круга |
| к) кровь, насыщенная кислородом |
| л) кровь, насыщенная углекислым газом |
Задание 6. Задание для учащихся с нормальным интеллектуальным развитием. На данный момент Самарскую область нельзя назвать экологически благополучным регионом. (Слайд №19,20) Такие факторы, как мощно развитая промышленность, химические производства негативно сказываются на состоянии здоровья людей. На слайде представлена диаграмма. [ По данным сайта www.63rospotrebnadzor.ru]. Определите какие заболевания находятся на первом и втором месте? С чем это связано? Сравните свой ответ с изображением на слайде (презентация, слайд №19)
Задание 7. О достижениях науки в области кардиологии нам расскажут В.О. и У.Н.
1-й ученик (О.В)
Изучением сердца, его заболеваниями занимается наука-кардиология.
Кардиология – раздел внутренних болезней, изучающий причины возникновения, методы диагностики, лечения и профилактики сердечно-сосудистой системы. Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного здравоохранения. Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог А.А. Куллько. 3 августа 1903 года он оживил сердце ребенка спустя несколько часов после его смерти. Профессору С.С. Горгохоненко удалось восстановить деятельность сердца через 100 часов после смерти человека, а профессор Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов. Все эти опыты позволили глубже проникнуть в тайны сердца.
2-й ученик (Н.У.)
С 1897 по 1941 год в нашей стране было сделано 315 операций на сердце. С 1967 года по настоящее время их произведено десятки тысяч. Это способствовало в 1961 году института сердечно-сосудистой хирургии, которому впоследствии было присвоено имя академика Александра Николаевича Бакулева – одного из основоположников кардиохирургии. Имена Н.А.
Вишневского, Н.П. Амосова, [ по данным сайта cardiolog.org] Ф.Г. Углова, Е.И. Чадова, В.И. Шумакова известны всему миру.
1-й ученик
В начале 40-х годов ученый П.Л. Синицын провел опыты по пересадке сердца лягушки. С “чужим” сердцем лягушки жили более года. В опытах В.П. Демихова собака с двумя сердцами жила 32 дня. Огромными достижениями хирургии стали операции по трансплантации (пересадке) сердца человеку. 3 декабря 1967 года хирург из Кейптауна профессор Кристиан Бернард впервые в мире пересадил живое сердце от человека к человеку. Бернард учился по его собственным признаниям у нашего врага Демихова и оперировал по его методам. Много операций в нашей стране сделано профессором Шумаковым.
2-й ученик
В настоящее время перед учеными встала принципиально новая задача создать вживляемое искусственное сердце. Над этой проблемой успешно работает группа ученых под руководством профессора Шумакова.
1-й ученик
Большое будущее принадлежит лазерной хирургии. Впервые в мире в 1984 году в нашей стране проведена совершенно новая операция на сердце, уже хорошо освоенная хирургами Москвы. С помощью лазера восстанавливается кровообращение сердечной мышцы.
Новый метод операции на сердце с применением холода был внедрен в практику группой ученых Новосибирского центра под руководством профессора.
С 1982 года в Москве работает Российский центр кардиологии Академии Медицинских наук.
2-й ученик
Важнейшая задача кардиологии – профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Болезни сердца вызывают повышенное давление, избыточная масса тела, токсические вещества, малоподвижный образ жизни, эмоциональный стресс, генетический фактор, неблагоприятная экологическая обстановка и, конечно, наркотики, алкоголь, курение (Презентация, слайд №21,22) [По данным сайта smoking/arc/issue66/] За последние 20 лет потребление алкоголя в мире увеличилось на 50%. А ведь пристрастие к нему сокращает жизнь человека на 10-12 лет. Уже спустя несколько минут после принятия спиртного, алкоголь поступает в кровь и циркулирует в ней 5-7 часов. Все это время сердце работает в неблагоприятном для него режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается атеросклероз – хроническая болезнь артерий, приводящая постепенно к сужению просвета и нарушению их функции, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. В конце концов, от острой недостаточности наступает внезапная смерть.
Перечислите фамилии ученых, которые внесли большой вклад в развитие кардиологии?
Задание 8. (Исследовательского характера). Задание для всех учащихся класса.
Лабораторная работа. « Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки». - На слайде вы видите зоны определения пульса. Что такое пульс? ( Презентация, слайд № 23) Оказывается, по пульсу можно определить темпераменты человека. ( Слайд № 24) А сейчас мы с вами измерим пульс в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. Результаты исследования запишите в таблицу. ( Слайд № 25)
Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки | ||
Число ударов в положении сидя | Число ударов в положении стоя | Число ударов после физической нагрузки |
|
|
|
III Подведение итогов урока, выставление оценок.
Список учащихся | Тема «Внутренняя среда организма» | Итоговая оценка | ||||||||
Номер вопроса | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Приложения
Задание № 1.
Решите задачу.
Зная массу своего тела, определите объём вашей крови.
Задание № 2 Работа с дидактическими карточками. Перед вами таблица форменных элементов крови и их функции. Соотнесите их в правильном порядке.
Компоненты внутренней среды | Функция компонентов |
1.Эритроциты | а) Свёртываемость крови |
2.Тромбоциты | б) Гомеостаз |
3.Лейкоциты | в)Транспорт кислорода |
4.Лимфа | г) Фагоцитоз |
5.Плазма | д)Образование антител |
6.Тканевая жидкость | е)Транспорт углекислого газа |
| ж)Образование лимфоцитов. Защитная функция |
| з)Связь между клетками |
| и)Транспорт растворённых веществ. |
Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков. Какое
значение имеет именно такая форма?
Какие клетки крови участвуют в захвате чужеродных частиц? Какой ученый открыл явление фагоцитоза?
Задание 3.
- В 1901 г. немецкий ученый Карл Ланд Штейнер открыл три группы крови, а затем в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.
Карточка № 2. Перед вами таблица распределения групп крови среди разных национальностей. Внимательно изучив таблицу, выясните какую группу крови имеют австралийцы?
народность
| 1 группа (0) % | 2 группа (А)% | 3 группа (В) % | 4 группа (АВ)% |
австралийцы | 54,7 | 40,3 | 3,8 | 1,6 |
англичане | 43,5 | 44,7 | 8,6 | 3,2 |
арабы | 44 | 33 | 17,7 | 5,3 |
венгры | 29,9 | 45,2 | 17 | 7,9 |
голландцы | 46,3 | 42,1 | 8,5 | 3,1 |
индийцы | 30,2 | 24,5 | 37,2 | 8,1 |
китайцы | 45,5 | 22,6 | 25 | 6,9 |
русские | 32,9 | 35,8 | 23,2 | 8,1 |
японцы | 31,1 | 36,7 | 22,7 | 9,5 |
Задание 4. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?» Под музыку выносят «чёрный ящик» с муляжом сердца. Вопрос учителя: Этот орган имеет форму уплощенного конуса, смещен в левую часть грудной клетки. Сокращается на протяжении всей жизни и обладает автоматией. Определите, что находится в «чёрном ящике».
Задание 5. Работа по вариантам, с проверкой задания на доске. Перед вами таблица, отражающая движение крови по кругам кровообращения. ( Слайд №16,17) Учащимся первого варианта необходимо показать движение крови по сосудам большого круга. Учащимся второго варианта - движение крови по сосудам малого круга. Правильность выполнения задания проверить на доске.
Кровообращение | Движение крови по сосудам |
1) Большой круг | а) правый желудочек |
2) Малый круг | б) лёгочная артерия |
| в) левый желудочек |
| г) аорта |
| д) нижняя полая вена |
| е) левое предсердие |
| ж) правое предсердие |
| з) различные участки тела |
| и) альвеолы большого круга |
| к) кровь, насыщенная кислородом |
| л) кровь, насыщенная углекислым газом |
Задание 6. На слайде представлена диаграмма. [ По данным сайта www.63rospotrebnadzor.ru]. Определите какие заболевания находятся на первом и втором месте? С чем это связано? Сравните свой ответ с изображением на слайде (презентация, слайд №19)
Задание 8 (Исследовательского характера).
Лабораторная работа. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
- На слайде вы видите зоны определения пульса. Что такое пульс? ( презентация, слайд № 23) Оказывается, по пульсу можно определить темпераменты человека. ( Слайд № 24) А сейчас мы с вами измерим пульс в состоянии покоя и после дозированной нагрузки и данные внесем в таблицу.
Список используемых источников:
1. Т. С. Сорокина "История медицины" 2007 г.
2. Ю. Федорова, Е. Трояк, Е. Крылова "История открытия роли сердца и системы кровообращения", № 07/2004 газеты "Биология"
3. Е. Н. Грицак "Популярная история медицины", 2003 г.
4. П. Е. Заблудовский, Г. Р. Крючок, М. К. Кузьмин, М. М. Левит "История медицины" 1981г.
5. Кветной И. М. "От Гиппократа до Хьюмтрена", 2001 г.
6. "История Медицины" под редакцией Б.Д. Петрова, 1954г.
7. интернет ресурсы:
cardiolog.org
ru.wikipedia.org
smoking/arc/issue66/
www.rosrotrebnadzor.ru
14