Подготовила: учитель обществознания
в МБОУ СОШ №17 г. Дербент
Абумислимова Дилара Гаджимагомедовна.
Открытый урок по обществознанию в 7А классе
Тема: Кто стоит на страже закона?
Цель урока:
сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правах и обязанностях граждан, о правоохранительных органах государства.
Задачи урока:
Учебная:
Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.
Воспитательная:
формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.
Развивающая:
научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)
Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.
Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.
Тип урока – комбинированный
Технология – педагогика сотрудничества
Ход урока
Организационный момент(5мин.)
Вводная беседа:
Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. - Но у нас много общего. Как вы думаете, что именно? (ответы детей)
-Все мы – люди, мы - граждане России, и мы все наделены равными правами и обязанностями. На доске дано множество обязанностей, необходимо выбрать правильные обязанности, которые закреплены в законах.
2. Актуализация знаний.(7мин.)
-Ребята, а теперь поговорим о правах. Какими видами прав мы с вами обладаем? (ответы детей)
-А в каких документах закреплены наши права и обязанности? (ответы детей)
-Ребята вы читали повесть Владимира Железникова, которая рассказывает о не простых отношениях в школьной и внешкольной жизни. По этой книге снят фильм, который рассказывает о трудных ситуациях в классе. Вы догадались, о какой повести я сейчас говорю? (ответы детей)
-Ребята внимание на экран, будьте внимательны вам надо, просмотреть фрагмент фильма «Чучело» и рассказать какие права были нарушены?
-Какие права человека в данном фрагменте были нарушены? (ответы детей) Её обзывали, называли плохими словами.
-Право на личную неприкосновенность и на человеческое достоинство.
-К сожалению, детская жестокость существует в нашем обществе, и часто она приводит к очень серьёзным преступлениям, когда человек нарушает права другого человека, тогда наступает правовая ответственность. Человек отвечает в соответствии с законом за совершённое правонарушение. Главная героиня фильма вместе с дедушкой не обратились за помощью. В фильме показан моральный суд- суд совести. А на уроках обществознания мы с вами говорим, что в данном случае нарушены права человека.
-Ребята скажите, пожалуйста, как называется поведение людей, которое нарушает правила и законы? (ответы детей) - А в какие органы могла обратиться героиня фильма, чтобы отстоять свои права? (ответы детей)
-С таким поведением очень трудно бороться самому человеку, поэтому государство создало специальные структуры, которые отвечают за законностью и сохранением законности, следят за тем, чтобы соблюдались права и обязанности человека.
3. Изучение нового материала (20 мин.)
-Ребята, как вы думаете, какую проблему нам предстоит решить на уроке? В этом нам поможет шляпа идей. У каждой группы на столах веером разложены идеи, вам необходимо выбрать ту идею, которую вы считаете та сама идея подходящая сегодня.
-Проблема нашего урока звучит так: «– Может ли человек и общество обойтись без правоохранительных органов?» - Ребята о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
-Тема урока: «Кто стоит на страже закона?» - А кто такие правоохранительные органы? (ответы детей) - Какую цель мы поставим на уроке? (ответы детей)
- Цель: охарактеризовать правоохранительные органы, функции, действующие для общества и человека.
- Посмотрите на доску, давайте мы заселим наш дом, правоохранительными органами. Перечислите правоохранительные органы: прокуратура, адвокатура, ФСБ, полиция, суд, таможня.
-Внимание на экран перед вами образ Фемиды- богини правосудия. Почему её изображают с повязкой на глазах, с мечом в правой руке и весами в левой руке? (ответы детей) - Повязка говорит о том, что перед ней все равны; весы означает символ меры и справедливости, а меч говорит о том, что закон не только наказывает , но предупреждает.
-Для того, чтобы поближе познакомиться с правоохранительными органами, мы сейчас с помощью жребия разделимся на следующие группы: прокуратура, суд, полиция и адвокатура.
-Ребята каждая работа имеет результат, каждый результат должен быть полезен. Я предлагаю нашу работу оформить в форме краткого справочника: «Кто тебя защитит?» Чтобы приступить к этой работе, нужно выполнить первое задание. У вас на столе дан зелёный конверт с заданиями, для этого необходимо изучить документы. В документах есть вопросы, а вот ответы прилагаемые есть в зеленном конверте. Вам нужно выбрать подходящее и вклеить в бланк ответов. На всё даю 5 минут (ответы детей)
-Посмотрите, какой справочник у нас получился(сделать скрепку). Мы сегодня обсудили эту тему, но как мы можем донести эту информацию до других школьников? (ответы детей) выложить в сеть, распечатать и повесить в школе в классном уголке.
-Ребята как вы думаете, какую функцию выполняет таможня? А какую функцию выполняют федеральная служба безопасности? Для того, чтобы не стать жертвами террористического акта нужно соблюдать следующие правила. Посмотрите ребята на слайд. Это общие правил безопасности, а какие меры безопасности в вашей школе? (ответы детей) А на первом этаже вашей школы охранник сидит, фиксирует кто вышел кто зашел?
Каждая группа сейчас выступила и рассказала, какие бывают правоохранительные органы, рассмотрели их функции и узнали, чем они занимаются.
-Обсудите правовую ситуацию (на слайде)
4. Закрепление изученного материала (10мин.)
Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет. Мы сейчас это проверим.
-Ребята, давайте подведем итог нашего урока, вспомним, что мы прошли сегодня на уроке. У вас на столах лежит конституция и учебник к заданию, выберите любые правоохранительные органы дайте характеристику и решите задачу.
Работа в группах 5 минут? Выполнение заданий.
группа Суд.
Внимательно прочитайте статьи Конституции 118,119 и стр. 57 учебника, документа ответьте на вопросы:
Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?
Кто такой судья, кто работает в суде?
Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……орган государства, осуществляющий правосудие.
Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?
группа Адвокатура
Внимательно прочитайте статью 48 Конституции или стр. 56 учебника, документа и ответьте на вопросы:
Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?
Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?
Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…лицо, который оказывает юридическую помощь физическим лицам.
Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?
группа Полиция.
Внимательно прочитайте стр. 60 учебника, документа и ответьте на вопросы:
Каковы главные задачи полиции?
Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?
На что имеют право работники милиции для обеспечения общественного порядка?
Попытайтесь сформулировать определение: Полиция – это……. система гос.служб и органов по охране общественного порядка.
Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?
группа Прокуратура.
Внимательно прочитайте стр. 77 учебника, документ и ответьте на вопросы:
Каковы главные задачи прокуратуры?
Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законов РФ.
Задача. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?
Задание по группам. (вопросы задаются поочерёдно группам)
Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)
Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (Полицию)
Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (Суд);
Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурору).
5.Рефлексия (3мин.)
-Итак у каждого на столах есть листы самооценки самоанализа на уроке не забудьте в конце урока сдать.