Урок русского языка
3 класс
Тема урока: «Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие и признак предмета»
Тип урока: закрепление
Форма урока: урок-путешествие
Цель: Закрепление представлений о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета
Задачи: 1. Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие и
признак предмета.
2. Корригировать навыки соотносительного анализа.
3. Развивать навык сотрудничества со сверстниками, самостоятельность.
Средства обучения: карточки с заданием (самостоятельная работа), карточки к заданиям «Дифференциация слов», « Деформированные предложения», словарные слова.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
И урок письма начнем.
Введение в тему урока.
- Итак, ребята, начинаем урок письма
- Скажите, вы любите путешествовать?
- Хотите отправиться в путешествие?
- Путешествовать можно пешком или на каком-нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались, в путь далек.
Лишь оставили дымок!
- Верно, паровоз.
- Мы отправляемся в путешествие в волшебную страну Слов. Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши знания, умения и навыки.
- Ребята, каждый путешественник ведет дневник-наблюдений, в котором он записывает все важные события. Нашими дневниками-наблюдений будут рабочие тетради.
- Но чтобы написать в них красиво, давайте разомнем пальцы.
Пальчиковая гимнастика.
Тук, тук, тук,
Наши уши слышат стук.
Вот ладошечки шуршат,
Наши пальчики трещат,
Теперь в ладоши громко бей,
А теперь ты их согрей.
К путешествию готовы? Да!
Чистописание.
Задание 1. Назвать число, месяц, день недели. Записать число; классная работа.
Задание 2. Анализ написания буквы п. Прописать показ (строчная буква п). Анализ звука п; назвать слова, где звук п в начале слова, в конце, середине слова.
Дифференцированная работа: 1группа – прописать строку показа;
2 группа – половину строки показа;
3 группа – три буквы.
- Молодцы, сделали записи в дневниках-наблюдениях. И скорее в путь!
Словарная работа. (работа у доски)
Словарь: пятница, суббота, воскресенье
- Ребята, а вот и первая остановка нашего паровоза!
- Перед нами Волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные плоды. Что это?
- Правильно, слова.
- А что общего у этих слов. Правильно, эти слова из словарика.
Задание 1. Прочитать слово, вставить пропущенную букву, поставить ударение, выделить орфограмму, назвать значение слов (дни недели), записать в тетрадь в правильной последовательности.
Задание 2. Составить предложения с данными словами.
- Молодцы, и путешествие продолжается!
Повторение.
- Посмотрите, наш паровоз остановился на Сказочной поляне, где Лесные феи играли в «Слова» и все их перепутали.
Дифференциация слов, обозначающих название, действие и признак предмета. (работа в группах)
Задание 1. Прочитать слова (чтение по цепочке), распределить слова в 3 столбика (предмет, действие, признак)
Предмет | Признак | Действие |
Кто? Что? | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делает? Что делал? Что будет делать? |
путешественник паровоз лес друг | сказочный лесная чудесное веселые | помогать играл отвечает пишет |
Фронтальный опрос.
- Что обозначают слова первого столбика? (предметы)
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы?
- Что обозначают слова второго столбика? (признак)
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признак предмета?
- Что обозначают слова в третьем столбике? (действие предмета)
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие предмета?
- Молодцы, собрали все слова на Чудесной поляне, правильно их разделили.
- Мы уже давно в пути. Может немного отдохнем?
Физминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
- Отдохнули? Тогда в путь!
Закрепление.
Работа с деформированными предложениями. (работа у доски)
- Ребята, мы подъехали к Чудесной школе, здесь учатся Лесные феи. Они выполняют необычные задания.
- Хотите выполнить, некоторые из них?
Задание 1. Составить предложения из данных слов. Устно поставить к словам в предложениях вопросы, подчеркнуть нужной линией.
долгожданная, весна, Наступила. солнце, Светит, яркое. птицы, перелетные, прилетят, Скоро. листочки, Появятся, клейкие, яркие. |
Работа по карточкам.
Задание1. Заштрихуй звезду напротив того предложения, где нужной линией подчёркнуты слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Задание 2. Обменяйся с соседом по парте карточками и проверь ее.
| Рыхлый снег темнеет в марте.
|
| Рыжий котёнок фыркает, мяукает.
|
| Утренняя роса покрывала траву.
|
| Журчат весёлые ручейки. |
Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
картинках и в схемах.
каждой картинке и схеме к ней. |
которое подходит к данной схеме.
предметы, слова-признаки, слова-действия. |
Проверка самостоятельной работы:
достаточный уровень – выборочный опрос;
минимальный уровень – индивидуальное оценивание.
Итог урока.
Обобщающая беседа.
- Вот и закончилось наше путешествие.
- А что мы делали на уроке-путешествии? (работали со словами)
- Что могут обозначать слова?
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предмет, действие и признак предмета? Приведите примеры.
Оценивание работы учащихся.
- Все очень хорошо работали, а особенно ….
- На память о нашем путешествии Паровозик дарит вам раскраски.