Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ЦДО г. Владикавказа»
СП «Центр эстетического воспитания детей “Творчество”
Открытое занятие
«Развитие логического мышления у детей»
Составитель:
педагог дополнительного воспитания
Гаврилей Светлана Васильевна
Тема занятия. Развитие логического мышления у детей
Цель занятия: Знакомство детей с различием понятий «Живая природа», «Неживая природа», «Искусственные предметы».
Задачи занятия:
Образующие
Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа», «Неживая природа», «Искусственные предметы».
Развивающие
Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль
Воспитывающие
Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью.
Материал: Рисунок на ватмане с изображением объектов живой и неживой природы; у детей на столах картинки (живая / неживая природа, половина листа А4 с разными знаками (Ж, Н, И), простой карандаш; наборы картинок для обобщения.
Тип занятия: проблемная беседа
Ход занятия
Организация начала занятия
Поприветствовать обучающихся. Проверить готовность к занятию.
Мотивация учебной деятельности
Используемые приёмы и методы: Создание проблемной ситуации.
«Мозговой штурм». Игра с картинками «Назови одним словом» (одежда, обувь, настольные игры и т.д.).
Изучение нового материала
Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
на всем улыбка, жизнь во всем,
деревья радостно трепещут,
купаясь в небе голубом
Поют деревья, плещут воды,
любовью воздух растворен,
и мир, цветущий мир природы,
избытком жизни упоен.
Как выдумаете, о чем это стихотворение? Правильно, о нашей природе. О ней мы с вами и поговорим.
Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (показывает большой рисунок «Природа»).
В морях и реках обитает,
но часто по небу летает,
а как наскучит ей летать –
на землю падает опять.
(Вода)
Меня бьют, колотят,
ворочают, режут –
а я все терплю
и всем добром плачу.
(Земля, почва)
Голубой платок,
красный колобок,
по платку катается,
людям улыбается.
(Небо и солнце)
Много рук, нога одна
(Дерево)
В густом лесу, под елками,
осыпанный листвой,
лежит клубок с иголками,
колючий, но живой.
(Ёж)
Стоят два дуба.
На дубах — бочка.
На бочке — кочка.
На кочке — лес.
(Человек)
Вы правильно отгадали загадки, а что еще вы видите на этом рисунке? (Дети называют объекты живой и неживой природы).
А теперь еще раз посмотрите на рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что изображено на нем. (Подводит детей к выводу о том, что на рисунке изображена природа).
На рисунке нет домов и машин, заводов и заборов, скамеек и игрушек, качелей и велосипедов. Как вы думаете, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл? (Специально, ведь на рисунке изображена природа). А кто делает машины, игрушки, велосипеды? (Человек).
Все то, что сделано руками человека мы не можем называть природой. Это искусственные предметы.
Что же называется природой?
Итак, природа — это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Человек, собака, птица, рыба, дерево ,цветок, еж — все они питаются, растут, дышат и поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, камни, воду, почву относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию и дыханию.
А что мы относим к искусственным предметам? Правильно, все, что сделано руками человека.
Я предлагаю вам запомнить знаки, которыми мы будем отмечать это деление:
Ж, Н, И.
Физ. Минутка
«Покажи движениями» :
а) любой неживой объект
б) живой
в) искусственный
У вас на столах лежат картинки. Вы должны подумать и положить их к нужному значку «Ж», «Н», «И». (Анализ по ходу выполнения.)
А теперь задание сложнее. С обратной стороны листа у вас нарисован знак, а вы должны контуром нарисовать несколько предметов этой группы. (Проверка правильности выполнения.) Давайте еще раз посмотрим на рисунок.
Подведение итогов. Рефлексия.
А теперь расскажите сами, что вы узнали нового. Как вы считаете, кто из детей был самым активным? А кто — самым умным (отвечал правильно).
Я думаю, и остальные дети в следующий раз еще больше постараются.
Владикавказ
2021