Открытое занятие внеурочной деятельности
«Азбука без опасности»
(социальное направление):
«Дорога без опасности»
подготовила и провела
учитель начальных классов
Чумак Татьяна Михайловна.
Класс: 2а
Учитель: Чумак Татьяна Михайловна
Внеурочная деятельность: «Азбука безопасности» (социальное направление)
Тема занятия: «Дорога без опасности».
Цель занятия: создание условий для формирования у школьников устойчивых практических навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи занятия:
• Образовательные:
расширить и закрепить знания правил дорожного движения;
формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
активизировать интерес к правилам дорожного движения через игровую деятельность;
формировать умения применять полученные знания в нестандартной ситуации;
формировать умения коллективной работы.
• Воспитательные:
воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
воспитывать дисциплинированность.
• Развивающие:
развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения;
развивать навыки определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развивать речь, мышление, память;
развить сенсорную и эмоционально-волевую сферы личности;
развивать умственную деятельность, способность наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
знать основные правила перехода улицы, которые должен соблюдать пешеход;
знать сигналы обычного и пешеходного светофоров;
знать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Дети», «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси».
Личностные:
осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости и необходимости; соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
воспитание доброжелательности, доверия и внимательности, готовности к сотрудничеству;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
формулировать правила перехода улицы;
моделировать сигналы светофора;
проводить самопроверку;
оценивать своё знание правил дорожного движения и поведение на дороге;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
КоммуникативныеУУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД: формулировать тему занятия, ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Оборудование: конверты с заданиями, карточка с темой урока, набор цветных кружков для рефлексии, дорожные знаки, воздушные шарики трех цветов: красные, желтые, зеленые.
Этап занятия | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1.Организационный момент (самоопределение к деятельности). | Ученики готовятся к работе, приветствуют учителя и гостей, настраиваются на доброжелательное сотрудничество. | - Здравствуйте, ребята! -Мы сегодня проводим открытое занятие внеурочной деятельности «Азбука безопасности». К нам на занятие приехали гости из разных школ, давайте поприветствуем их. -Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение. - Поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. -Поднимите руку те, у кого в классе есть друзья. -Поднимите руку, кто хочет узнать, чем мы будем сегодня заниматься. -Поднимите руку те, кто сейчас волнуется, переживает: все ли у него получится на нашем занятии. -Я советую вам не волноваться, потому что у вас есть друзья, которые вам обязательно помогут. -Возьмитесь в группах за руки, почувствуйте теплоту рук своих одноклассников и давайте вспомним девиз совместной работы: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!
| Личностные: самоопределение
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: самостоятельная организация своего рабочего место; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Определяют тему занятия. | -Сегодня я шла на работу и увидела, как мальчик перебежал дорогу в неположенном месте перед идущим автомобилем. Хорошо, что водитель успел затормозить, и машина смогла резко остановиться. - Это была опасная ситуация на дороге? - Вы уже много знаете о правилах дорожного движения. Как вы думаете, какую ошибку допустил мальчик? - Что могло произойти? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? - Тема сегодняшнего занятия зашифрована на зеленой карточке. Определите тему нашего занятия. - Тема занятия «Дорога без опасности». | Личностные: формулирование проблемы; формирование интереса к теме занятия. Коммуникативные: участие в обсуждении. Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: формулирование темы |
3.Целеполагание. | Вместе с учителем определяют цели занятия | -Всем нам хочется, чтобы дорога не таила в себе опасности. Но в результате нарушения правил дорожного движения происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда очень тяжелые, а иногда человек погибает. -Чтобы такого не произошло, мы проводим сегодняшнее занятие. -О чем мы должны помнить? - Чему мы должны научиться, чтобы с нами не происходили такие ситуации? -Чем мы сегодня будем заниматься на занятии? Какова цель занятия? -Будем учиться применять правила дорожного движения в нашей жизни. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: прогнозирование. |
4. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия (Деятельность: игровая, познавательная; конструирование, моделирование, соревнование)
| Слушают учителя
Работают в группах. Каждая команда получает набор дорожных знаков и 2 загадки. Обсуждение в группе. Представление группами дорожных знаков.
Работают в группах. Каждая команда должна выбрать правила дорожного движения для каждой категории участников дорожного движения. Выполнение задания в группе. Представление группами правил дорожного движения.
Участвуют в эстафетах.
| - Я предлагаю вам сегодня погулять по городу Правил дорожного движения. 1) -Первая улица, которую мы посетим – это улица «Дорожных знаков». -Каждая команда получает набор дорожных знаков и 2 загадки. -Отгадайте загадки, найдите нужные дорожные знаки и вспомните, к какой группе дорожных знаков они относятся. 1группа – запрещающие знаки Шли из школы мы домой. (Движение на велосипедах запрещено) Если ты поставил ногу ( Движение пешеходов запрещено).
2 группа – предупреждающие знаки Я хочу спросить про знак. (Дети) Знак повесили с рассветом, Чтобы каждый знал об этом. Здесь ремонт идет дороги – Берегите свои ноги! (Дорожные работы)
3 группа – информационные знаки Это очень интересно – Над дорогой переход. Рассмотреть машины сверху Может каждый пешеход! ( Надземный пешеходный переход) На дороге пешеходам Стало проще с переходом. Под землёю даже площадь Перейти гораздо проще. ( Подземный пешеходный переход)
4 группа – знаки особых предписаний На пути ребят – дорога, Транспорт ездит быстро, много. Светофора рядом нет, Знак дорожный даст совет. Надо, чуть вперед пройти, Там, где «Зебра» на пути. (Пешеходный переход) В этом месте пешеход (Место остановки автобуса) - Приклейте найденные дорожные знаки на плакат. 2) -Теперь движемся по улице «Участников дорожного движения». - Кто является участником дорожного движения? (водитель, пассажир, пешеход) -Вы можете сейчас стать водителем? Чем вы можете управлять? (велосипедом) -Мы живем в городе, где очень много людей, а по дорогам движется много легковых и грузовых автомашин, едут маршрутные такси, автобусы, велосипедисты. Но никто никому не мешает. - Ребята, а почему так происходит? (Это потому, что существуют четкие и строгие правила для водителей и пешеходов) - Сейчас вы должны найти правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров и велосипедистов. Для каждой команды подготовлен конверт. (приложение) Правила для пешеходов – 1, 2 группа Правила для пассажиров – 3 группа Правила для велосипедистов – 4 группа 3) -Движемся дальше и попадаем на улицу «Эстафетную». -Я предлагаю вам принять участие в эстафетах, в которых вы сможете использовать свои знания правил дорожного движения. Приглашаю команды на эстафетные дорожки. 1 эстафета «Светофор» - Какие бывают светофоры? (транспортные, пешеходные) - Как они отличаются? - В нашей первой эстафете вы должны собрать транспортный светофор. - В эстафете участвуют 3 человека. Первый участник добегает до шариков, огибая препятствия, берет один шарик, возвращается в команду. Бегут и приносят шарики второй и третий участники. Когда все три цвета принесены, участники собирают транспортный светофор. -Выберите троих участников. - Какой шарик нужно убрать, чтобы получился пешеходный светофор? -Сложите пешеходный светофор. -- Как правильно переходить дорогу по этому светофору? 2 эстафета «Пешеходный переход» - Как перейти дорогу, если нет светофора? - Один из участников - это пешеход. Вы сейчас сказали, что пешеход может перейти только по пешеходному переходу. Четверо участников проложат для него пешеходный переход. Вы будете перекладывать полоски «зебры». Задние полоски перекладываем вперед и кладем перед пешеходом, чтобы пешеход мог идти. 3 эстафета «Дорожные знаки» -На стульях для вас приготовлены части дорожных знаком. Каждый участник команды добегает до стула, огибая препятствия, берет одну деталь и возвращается назад. Когда все детали окажутся на столе, каждая команда собирает 2 дорожных знака. | Личностные: осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;
Регулятивные: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; осуществлять взаимный контроль;
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество в поиске решения поставленной проблемы. |
5.Этап систематизации знаний. | Работают в группах. Каждая команда должна выполнить плакат о правилах дорожного движения.
| - Последняя улица – «Рекламная» - Вы сегодня молодцы! Показали хорошие знания правил дорожного движения. -Я хочу, чтобы вы поделились своими знаниями и с другими ребятами нашего лицея. Я предлагаю вам создать плакаты, которые будут рассказывать о правилах дорожного движения. - Каждая команда получает конверт, в котором есть все необходимое для создания плаката. - Команды назовите темы ваших плакатов.
1 группа «Светофор» 2 группа « Пешеходный переход» 3 группа «Велосипедист» 4 группа «Не играй на дороге!»
| Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные: -умение структурировать знания -оценка процессов и результатов деятельности -осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит к усвоению |
6.Рефлексия деятельности. | Отвечают на вопросы. У детей кружки желтого, красного, зеленого цвета. Они должны оценить свои знания правил дорожного движения и прикрепить соответствующий кружок на Светофор.
| -Ребята, о чём мы говорили сегодня на нашем занятии? - Чему учились на занятии? -Какие из предложенных заданий вам понравились больше всего? - Оцените свою работу. Используя один из кружков, зажгите сигналы на светофоре: «Зеленый» - знаю правила дорожного движения для пешеходов и дорожные знаки, у меня все получалось. «Желтый» - знаю, но сомневаюсь, были затруднения. «Красный» - думаю, что надо еще закреплять изученное. - В заключение нашего занятия хотелось бы сказать следующие слова: «Каждое утро встает солнышко, рассеиваются облака, просыпается от ночного сна природа. Звенят будильники в домах, и с каждой минутой становится всё оживлённее дорога. Дорога – это место, полное неожиданностей. Она может принести в нашу жизнь много нового, может открыть что- то неизведанное, а может стать местом происшествия. Хочется пожелать, чтобы ваша дорога была всегда «Дорога без опасности»» - Наше занятие закончено. Спасибо за работу! | Личностные: смыслообразование
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка.
. |