МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово |
Ассоциация «Юные кемеровчане Ленинского района» |
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ |
Сукалова Ольга Николаевна 17.10.2019
|
МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Педагог: Сукалова Ольга Николаевна
Дата проведения: 17.10.19
Место проведения: кабинет 25
Тема занятия: «Команда от «А» до «Я». Путь лидера»
Цель занятия: Получение позитивных навыков взаимодействия в команде, улучшение взаимоотношений, улучшение коммуникации внутри команды.
Задачи занятия:
Развивающие: расширить представление детей о значении эмоций в жизни, развитие коммуникативных качеств, выявление и закрепление лидерских качеств, развить навыки анализировать и изменять свое эмоциональное состояние
Образовательные: познакомить с понятием «команда», «лидер», «эмоциональный интеллект». Помочь осознать значимость командной работы для повышения эффективности как в рамках индивидуальной, так и командной деятельности.
Воспитательные: сформировать положительный опыт работы в команде, закрепить навыки командного общения.
Тип занятия: закрепление и обобщение знаний.
Формы занятия: беседа, практическая работа в группах, тренинг.
Оборудование и материал: Компьютер, телевизор, флипчат, раздаточный материал, фломастеры.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на открытом занятии Ассоциации «Юные кемеровчане Ленинского района».
II. Сообщение темы, цели и задач занятия. Актуализация.
Беседа. Дорогие ребята, лидеры и активисты сегодня наше занятие посвящено такому явлению как команда. Мы рассмотрим понятие команда, узнаем об особенностях работы в команде, вспомним основные роли в команде. Кроме этого, проведем несколько упражнений - тренингов, рассмотрим понятие и виды лидеров в команде. Определим, к какому типу лидеров относится каждый из вас.
III. Основной этап
Упражнение «Приветствие»
Прежде чем мы начнем, предлагаю тепло и дружно поприветствовать друг друга. (Образуем два круга, лицом к лицу. Приветствуем, повторяем слова и движения. "Здравствуй, друг!" - пожимают друг другу руки. "Как ты тут?" - кладут руку на плечо партнера. "Где ты был?" - берут партнера за ухо. "Я скучал" - прижимают руку к сердцу. "Ты пришел" - разводят руки в стороны. "Хорошо!" - обнимаются.) Отлично, спасибо ребята, теперь мы готовы работать.
Беседа. Сначала мы с вами, совместно, попробуем сравнить 2 понятия: «Круппа» и «Команда»:
Практическая работа в группах. Сравнение и анализ понятий «Группа» и «Команда». Обучающиеся дают свои определения понятий «группа», «команда», совместно с педагогом формулируют полные определения, отражающую суть понятий. Полученный результат записывают обучающиеся записывают на доске.
Хорошо, молодцы, теперь мы имеем представление об этих 2х определениях, но что бы подробно разобраться в чем же отличие мы сейчас с вами сформируем основные признаки этих 2х явлений. Предлагаю команду первого ряда пройти к флипчату «ГРУППА» и команду второго ряда ко своему флипчату «КОМАНДА» (2 команды по очереди называют отличия).
Каждый работает независимо друг от друга | Взаимная поддержка, осознают взаимозависимость |
Сосредоточены на себе, не вовлечены в проблемы группы. | Сами определяют цель и задачи, преданы своим целям |
Заранее определены методы решения задачи для каждого | Каждый вносит свой вклад в достижение общей цели. |
Конфликты сеют раздоры, разногласия | Конфликт способ открыть новые. В споре рождается истина. |
Заговоры, конкуренция, борьба. | Открытое честное общение |
Конформизм | Работают на результат |
Практическое упражнение «Печа-куча»
Сейчас я вам предлагаю небольшой тренинг, который поможет вам активизировать свой творческий потенциал, фантазию и воображение. У меня в коробке предметы, ваша задача по очереди доставать предметы и ответить, чем эти предметы похожи на команду, какие у них схожие свойства. (В коробке представлены предметы: карандаш, красный маркёр, скрепка, точилка, магнит. Обучающие дают свои ответы, по примеру педагога: магнит похож на команду, потому что имеет полюса и может притягивать к себе людей или определённые события)
Беседа. Отлично, теперь мы закрепили важные признаки команды. Теперь смело можно переходить к ролям, которые выполняют участники любой команды. Назовите мне пожалуйста основные роли, которые вы уже знаете. А теперь их характеристику (ответы детей).
Ситуационная игра «Роли в команде»
Сейчас мы с вами разыграем ситуационную задачу, в которой научимся определять, кто какую роль выполняет в нашей команде. Для этого я прошу выйти 6 добровольцев. Отлично, эти ребята, по очереди вытянут себе роли. Наша задача, внимательно следить за игроками, и отмечать основные признаки тех ролей, которые мы сейчас назвали.
Ребята согласно «роли», должны решить вопрос о том, как распорядиться 50 000 рублями, выигранными через грант. За 5 минут дискуссии между ними, остальные ребята должны угадать, кто играл какие роли. (приложение 1. – ситуационные задачи)
Спасибо большое ребята, за вашу импровизацию. Все справились с поставленной задачей.
Беседа. Главным звеном команды является лидер. Является ли его наличие лидера непременным атрибутом команды? Для того чтобы убедиться в необходимости лидера, рассмотрим это понятие. Кто же такой лидер (ответы обучающихся). Лидер — это человек, способный собственным примером вести за собой людей. Теперь попробуем составить качества лидера, которые запишем на доске. (Кто из ребят предлагает качество лидера, тот и выходит к доске и пишет его)
Скажите, сложно ли следовать за человеком, который не умеет контролировать свои эмоции?! Этот навык называется эмоциональным интеллектом. Именно с помощью эмоционального интеллекта, человек распознает чужие, и управляет своими эмоциями. Зачем нужны эмоции? Зачем уметь управлять эмоциями? Предлагаю вам небольшое исследование. Для этого мы разделимся на 6 групп (по 2 человека) и разберем для чего нам нужна та или иная эмоция).
Работа в группах с раздаточным материалом.
Задание: Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с данной Вам эмоцией. Время работы 2 мин.
Эмоция Её польза Её вред. Обсуждение ответов.
Спасибо, ребята. Вы отлично справились. Теперь мы знаем об эмоциях намного больше. Очень важно, что вы определили, для чего нужны эмоции и управление ими. Для лидера это безусловно необходимый навык.
Последнее что мы сегодня рассмотрим, это какие все-таки бывают лидеры. Ваши предположения? (ответы детей). Да действительно, лидеры бывают формальные/неформальные. Кроме этого, существуют и ситуативные лидеры. Лидер ситуации — человек, взявший на себя инициативу в конкретном времени и задании.
Прежде чем мы познакомимся какими бывают ситуационные лидеры, мы с вами пройдем небольшой тест, на основе которого вы можете определить к какому типу лидера вы относитесь. (приложение 2 – тест)
Обучающиеся проходят тест, подсчитывают свои ответы. На основании получившихся ответов, разбирают вместе с педагогом характеристики лидеров.
Лидер - «творческий дух».
Основные черты:
богатое воображение, склонность видеть всю картину целиком;
фокусирование на идее, отличающейся направленностью в будущее;
четкое осознание своего предназначения и цели;
склонность к познанию, к экспериментам;
возможная потеря концентрации над задачей и ее невыполнение;
Лидер – «плодородие»
Основные черты:
доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности;
предоставление другим возможность почувствовать свою важность в определении происходящего;
постановка в центр морально-этических ценностей во всех;
вопросах личной и профессиональной жизни; использование личных отношений, связей для выполнения задач; стремление оказывать поддержку, эмоциональность, чувствительность;
Лидер - «чаша», где все хранится, варится и смешивается.
Основные черты:
взвешивание всех «за» и «против»;
анализ данных и логика;
восприятие состояния как скрупулезная практика при выполнении своей работы;
склонность к самоанализу;
Лидер - «воин», открытый к борьбе, решительный.
Основные черты:
уверенность, активность;
умение управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий;
быстрое реагирование, подталкивание других к решительным действиям;
отсутствие боязни сталкивания с «трудными» людьми;
Какой тип лидеров, вы чаще всего встречаете?! Почему? Какой тип лидера ближе вам?
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Отлично. Теперь давайте подведем итоги и сформулируем итоговое определение команды. Команда — социальная группа, члены которой доверяют своему лидеру. Позволяет ли данное определение измерять степень «командности» исследуемой группы? Позволяет. Так как чётко формулирует основные (и единственные!) факторы, наличие которых и определяет команду. Это лидерство и доверие. Измеряя эти два параметра, можем чётко определить и «командность» данной группы. В любой команде существуют «роли», давайте перечислим их. Отлично и самое важное определение лидер. Лидер — это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Лидер ситуации — человек, взявший на себя инициативу во имя сохранения группы. Формальный лидер - избран народом, выдвинут начальством, обладает полномочиями.
Упражнение «Благодарность».
До свидания!
5