«Осенний фестиваль знаний 2024»

Открытое воспитательное занятие по профориентации "Выбор профессии - выбор будущего"

Разработка воспитательного занятия по профориентации. Разработна для коррекционных школ старших классов.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Выбор профессии – выбор будущего»

Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям и возможностям каждой личности.

Задачи:

Образовательные — расширить кругозор обучающихся о мире профессий, познакомить с терминологией мира профессий, повысить учебную мотивацию обучающихся; расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Воспитательные — воспитание сплоченности, чувства коллективизма, раскрыть творческий потенциал обучающихся; воспитывать позитивное отношение к труду.

Коррекционно-развивающие — развитие коммуникативных умений и навыков, развитие стремления к познанию нового о мире профессий, развитие умения работать в команде.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Эмоциональный настрой.

  1. Основная часть.

  1. КРУ

- Начнем мы сегодняшнее наше занятие с разгадывания филворда. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Среди хаотично написанных букв «спрятались» два слова, связанные с темой нашего занятия. Ваша задача – внимательно посмотреть и найти эти слова. Хочу сделать вам подсказку: одно слово написано по вертикали, другое - по горизонтали.

слова: выбор профессии

- Ну а полностью тема нашего занятия звучит так: «Выбор профессии – выбор будущего».

- Ребята, а как вы думаете, почему именно эту тему я выбрал для сегодняшнего нашего занятия?

Ответы учащихся

- Совершенно верно. Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни. Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются все старшеклассники - это выбор будущей профессии. Вопрос « Кем я буду?» - задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, требованиям, которые предъявляют профессии к личностям кандидата.

- Известный русский литературный критик, Виссарион Григорьевич Белинский, сказал: «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой»

  1. Беседа

- Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду. В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.

- С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие, затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась и деятельность людей.

- Послушайте легенду.

«Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

- Почему? 

ответы учащихся

- В ответах каждого рабочего прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
ответы учащихся

- Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.

- О выборе профессии вы уже говорили и на классных часах, на воспитательных занятиях. Обсуждали эту тему с социальным педагогом, педагогом – психологом. Неоднократно посещали различные учебные заведения, в которых вы можете продолжить свое образование. Да и дома с родителями неоднократно, наверное, обсуждали эту тему. И сегодня на занятии мы обобщим наши знания.

- Ведь пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

- А что вы понимаете под словом профессия?

ответы учащихся

Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

- Так же есть такое понятие как специальность. А что вы понимаете под этим словом?

ответы учащихся

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

- Понятно? Приведите примеры профессия-специальность

ответы учащихся

  1. Проблемная ситуация.

- Я знаю, что вы уже все определились с выбором профессии

- Чем вы руководствовались при выборе профессии?

- Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: 1 условие «Хочу»

- Что вы понимаете под ним?

«хочу» профессия должна приносить радость и доход

- 2 условие «Могу»

- Что понимается под этим условием?

«могу» у человека должны быть способности и возможности

- 3 условие «Надо»

- Как вы думаете, что скрывается под этим условием?

«надо, профессия должна быть нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда

- Итог, рассказать о единстве 3 составляющих оптимального выбора.

- А сейчас я предлагаю вам рассказать о выбранной вами профессии, опираясь на эти 3 условия.

- Пожалуйста, кто начнёт?

учащиеся рассказывают о профессии портной, садовод, каменщик, парикмахер

- Спасибо, ребята. А сейчас я попрошу вас составить рассказ об одном типичном дне из жизни какого-либо работника, используя только имена существительные.

- Например, день жизни учителя: будильник-подъём-дорога-школа-звонок-журнал-вопрос-ответ-оценка-перемена-методкабинет-завуч-звонок-тетради-дом-готовка-ужин и т.д.

- Чтобы вам было легче, работать будем в командах: команда справа и команда слева от меня.

  1. Микроитог.

- Молодцы, справились с заданием. Работать не одному, а в команде, наверное, проще, не правда ли? Почему?

оценка деятельности в коллективе

  1. «Рука судьбы».

- Но в жизни иногда бывает и так, что не всегда, получается, устроиться на работу по полученной профессии. Давайте представим, что вы вынуждены заниматься другим делом.

- У меня в мешочке лежат листочки с названиями разных профессий. Вы вытаскиваете листочек, называете профессию и объясняете, могли бы вы заниматься этой деятельностью.

- Если не можете заниматься этим делом, то какие действия вы можете предпринять, чтобы работать по этой профессии?

- Верно. Ведь можно овладеть несколькими профессиями. Даже обучаясь по основному профилю, который выбрали в училище или техникуме, вы можете параллельно получать вторую профессию. А после окончания учебного заведения вы также можете постоянно повышать свою квалификацию, свой профессиональный уровень, а иногда даже овладеть новой профессией. Как вы знаете, учиться никогда не поздно.

  1. Физминутка.

- проведем игру - разминку «кем станут девочки, кем станут мальчики».

встаньте из-за парт. Если названную мной профессию могут выбрать девочки, то поднимите руки вверх, если мальчики – присядьте, а если и те и другие – хлопните в ладоши.

(пожарный, врач, слесарь, столяр, учитель, няня, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель, пекарь, шофер, парикмахер)

  1. Работа по профилям.

- В нашей стране есть множество разных профессий: юристы, экономисты, логисты, программисты, дизайнеры, финансисты и много других. Но самыми востребованными являются рабочие профессии. Перечислите те, которые есть у нас в школе.

(дворник, рабочий по обслуживанию зданий, прачка, техничка, повар, электрик)

- Как вы знаете, в нашем классе вы обучаетесь по двум профилям труда: это швейное дело и сельскохозяйственный труд.

- А знаете ли вы, какие профессии есть в этих направлениях? Я предлагаю нашим командам посовещаться и написать на листочке, какие есть профессии в швейном деле и сельском хозяйстве.

- Молодцы, вы хорошо знаете, какие профессии есть в вашем профиле обучения и каждая из них очень нужна и важна.

- Давайте послушаем маленькую историю:

читает учащийся

 «Из подъезда вышел директор магазина Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".

- Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны так называемых "престижных" профессий?

- Великий писатель Лев Николаевич Толстой сказал: «Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем».

  1. Упражнение «Трудоустройство»

- Давайте представим, что вы уже отучились, получили диплом, что же вы будете делать дальше? Порядок ваших действий?

- Вы должны будете устроиться на работу. И здесь вы сталкиваетесь с таким понятиями как: вакансия, соискатель, работодатель, трудовой договор. Знакомы ли вам эти слова?

- Кто такой соискатель? Вакансия? Работодатель? Трудовой договор?

- А где можно узнать про вакансии, где вы будете искать их?

- После того, как вы нашли вакансию, что вы делаете? (звоните работодателю)

- А давайте с вами попробуем проиграть это действие, кто из вас желает?

- А после этого? (проходит собеседование, если успешно, то заключается трудовой договор)

- Ребята, как вы думаете, какой нормативно – правовой документ регулирует трудовые отношения, т. е. на какой документ опираются при составлении трудового договора?

Трудовой кодекс РФ

- Как вы думаете, легко ли пройти собеседования для устройства на работу?

ответы детей

- А сейчас я предлагаю вам пройти собеседование для устройства на работу. Давайте представим, что я являюсь работодателем, а кто-то из вас соискатель. И вы пришли ко мне на собеседование. Кто из вас желает попробовать? Я буду задавать вопросы, а он должен отвечать на них, а остальные тоже могут ему помочь в ответе.

Что вы можете рассказать о себе?

Что вы можете рассказать о своих слабых и сильных сторонах?

У вас есть опыт работы в данной сфере профессии?

Чем именно вызвала у вас интерес наша компания?

Какую заработную плату вы хотели бы иметь на данной должности?

По каким критериям вы выбираете работу?

Почему мы должны взять вас на эту должность?

Возникли ли у вас ко мне вопросы?

  1. Итог.

  1. Обобщение по теме.

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.

  1. Оценка деятельности учащихся.

  2. Рефлексия.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее