Особенности развития моторики у детей с церебральным параличем

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ магистрант 2 курса Корчмарь Елена Валерьевна Заочной формы обучения Факультета: «Психолого-педагогического и специального образования» Группа № 262 направление: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Специальная психология»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ

магистрант 2 курса

Корчмарь Елена Валерьевна

Заочной формы обучения

Факультета: «Психолого-педагогического и специального образования»

Группа № 262

направление: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

профиль: «Специальная психология»

Определение

Определение

  • Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. 
  • Опорно-двигательный аппарат (ОДА) – это сочетание костей, мышц, сосудов и нервов.
Определение

Определение

  • Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Факторы, связанные со спецификой заболевания

Факторы, связанные со спецификой заболевания

  • 1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Любой двигательный акт сопровождается мышечный тонус. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса - спастичность, когда мышцы напряжены (характерно нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение, особенно при вертикальном положении тела). 
ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ

  • 2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей, называется центральным параличом
ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ

  • З. Наличие насильственных движений характерны для многих форм ДЦП. Они могут проявляться в виде гиперкинезов (непроизвольных насильственных движений, обусловленных переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз) и тремора (дрожание пальцев рук и языка). 
ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ

  • 4. Нарушение равновесия и координации движений (атаксия). Туловищная атаксия проявляется в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону.
ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ

  • 5. Нарушение ощущений движений (кинестезий). Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется при помощи специальных чувствительных клеток, которые дают информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц
ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ

  • 6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов). Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики, при их недоразвитии ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище.
ФАКТОРЫ

ФАКТОРЫ

  • 7. Синкинезии - это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются). 
Степень выраженности двигательных нарушений

Степень выраженности двигательных нарушений

  • При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью.
  • При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений.
  • При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами.

У детей с ДЦП наблюдается: 

1. Нарушение координации движения глаз и рук. 

2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами. 

3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений. 

4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь. 

5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения. 

6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки. 

7. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца). 

8. Трудности в воспроизведении движений по образцу. 

9. Нарушается темп выполнения и воспроизведения. 

10. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. 

11. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие. 

ВЫВОДЫ Руки – это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. 

ВЫВОДЫ

Руки – это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее