Особенности развития государства на территории Казахстана в VI—XII вв.

Урок по истории Казахстана "Особенности развития государства на территории Казахстана в VI-XII вв."

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Особенности развития государства на территории Казахстана в VIXII вв.


Цель: рассказать об особенностях развития государства на территории Казахстана в VIXII вв.

Задачи:

Дидактические:

-рассказать об особенностях формирования системы удельно-племенного правления в кочевом государстве;

-охарактеризовать иерархию правящей верхушки средневековых госу­дарств;

-показать какую роль в системе власти играли аристократические груп­пировки;

-познакомить с системой налогообложения и экономической основой кочевых государств.



Развивающие:

-развивать умение работать с текстом учебника: анализировать, находить и выделять главное;

-способствовать развитию навыков логического мышления учащихся;

-развивать умение аргументировать свой ответ;

-развивать у учащихся навыки культуры речи;

-способствовать развитию познавательного интереса учащихся;

-развивать умение слушать друг друга.



Воспитательные:

-воспитание интереса к учебе, предмету;

-воспитание самостоятельности, аккуратности, вежливости, трудолюбия, работоспособности, внимания, патриотизма;

-воспитание ответственности за учёбу.



Межпредметная связь: география, экономика, политология

Тип урока: комбинированный

Метод: поисковый, лекция, рассказ, беседа

Оборудование: календарно-тематическое планирование, план урока, доска, учебник «История Казахстана», А.Т. Толеубаев. Мектеп: 2014. с.143-147 § 26





ХОД УРОКА

1.Орг.момент: проверка готовности учащихся к уроку, приветственное слово, сообщение темы и целей урока, настрой учащихся на работу.










2. Проверка дом.задания


Найди пару:

1. Кимакский каганат

А) было образовано в 630 г.


2. Западнотюркский каганат

Б) так кыпчаков называли в русских летописях XI в.


3. Карлукское государство

В) степь кыпчаков


4. «Кюйше»

Г) «отец истории»


5. Государство Сир, или Кыпчакия

Д) «держава»


6. Половцы

Е) этот этноним впервые появился в китайских летописях в 542 г.


7. Дешт-и-Кыпчак

Ж) древнекитайское название кыпчаков


8. Геродот

З) между Монгольским Алтаем и оз. Балхаш


9. imperium (лат.)

И) территория нынешнего Жетысу и Южного Казахстана


10. «Тюрк»

К) Северный, Восточный, Центральный Казахстан






Верно, или неверно?

1. Кимакский каганат, образованный в конце X в., занимал территорию Северного, Восточного и Центрального Казахстана.

2. Название кыпчаки встречается в китайских летописях III в. до н.э., на древнекитайском языке их называли «кюйше».

3. О том, что в раннем средневековье существовало Кыпчакское госу­дарство, можно прочитать в надписи на Мойыншорском памятнике, выбитой в 759 г. орхонской клинописью: «Тюрки кыпчаки правили 500 лет».

4. В 530 г. кыпчаки создают в Отекене своё кыпчакское государство Сир, или Кыпчакию.

5. О кыпчаках упоминается в записях европейского путешественника Ибн Хордадбеха, в которых он приводит список тюркских племен VIII в.

6. В VIII в. кыпчаки основательно закрепляются на территории Центрального Казахстана, по сведениям Худуд аль-Алама, этот регион назывался «Степь кыпчаков».

7. В русских летописях XII в. кыпчаки упоминаются как половцы.

8. В XII в. Великая Евразийская степь от Алтая и Иртыша на востоке до Карпат и Дуная на западе была территорией кыпчаков.

9. С персидского языка Дешт-и-Кыпчак означает «поле кыпчаков».

10. В этнический состав древних кыпчаков вошли племена се и яньто.

11. С образованием сильного государства кыпчаков (XI в.) в этническом составе Восточного Дешт-и-Кыпчака находилось до 16 племён.

12. Кыпчаки вошли в состав казахского народа как одно из главных его племён, к тому же кыпчаки входят в состав и других тюркоязычных народов: узбеков, каракалпаков, татар, башкир, туркменов.




3. Изучение нового материала

План:

1.Социально-политическая и экономическая структура Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского, Огузского и Кимакского каганатов.

2.Характер кочевых государств.


Тема разбирается учащимися самостоятельно в результате операции «Поиск». Затем совместное обсуждение изученного материала.


Операция «Поиск»:

1.Как борьба с соседними племенами способствовала образованию государства у кочевников?

2.Почему в кочевых государствах установилась военная демократия с неограниченным влиянием аристократов?

3.В ранних средневековых государствах сохранялась традиционная родоплеменная организация. Что это значит?

4.Что можно сказать о передаче высшей власти в средневековых государствах?

5.Почему у кочевников центром государственного и администра­тивного управления являлась ставка верховного прави­теля?

6.Какие вопросы решал верховный правитель в кочевом государстве?

7.Кому принадлежала вся земля в кочевых государствах?

8.Опишите систему налогообложения кочевых государств?

9. Кто составлял экономическую основу древних государств?


Итоги, оценки.

Дом.задание: подготовиться к проверочной работе.







































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее