Тема урока: Особенности развития государства на территории Казахстана в VI—XII вв.
Цель: рассказать об особенностях развития государства на территории Казахстана в VI—XII вв.
Задачи:
Дидактические:
-рассказать об особенностях формирования системы удельно-племенного правления в кочевом государстве;
-охарактеризовать иерархию правящей верхушки средневековых государств;
-показать какую роль в системе власти играли аристократические группировки;
-познакомить с системой налогообложения и экономической основой кочевых государств.
Развивающие:
-развивать умение работать с текстом учебника: анализировать, находить и выделять главное;
-способствовать развитию навыков логического мышления учащихся;
-развивать умение аргументировать свой ответ;
-развивать у учащихся навыки культуры речи;
-способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
-развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные:
-воспитание интереса к учебе, предмету;
-воспитание самостоятельности, аккуратности, вежливости, трудолюбия, работоспособности, внимания, патриотизма;
-воспитание ответственности за учёбу.
Межпредметная связь: география, экономика, политология
Тип урока: комбинированный
Метод: поисковый, лекция, рассказ, беседа
Оборудование: календарно-тематическое планирование, план урока, доска, учебник «История Казахстана», А.Т. Толеубаев. Мектеп: 2014. с.143-147 § 26
ХОД УРОКА
1.Орг.момент: проверка готовности учащихся к уроку, приветственное слово, сообщение темы и целей урока, настрой учащихся на работу.
2. Проверка дом.задания
Найди пару:
1. Кимакский каганат | А) было образовано в 630 г.
|
2. Западнотюркский каганат | Б) так кыпчаков называли в русских летописях XI в.
|
3. Карлукское государство | В) степь кыпчаков
|
4. «Кюйше» | Г) «отец истории»
|
5. Государство Сир, или Кыпчакия | Д) «держава»
|
6. Половцы | Е) этот этноним впервые появился в китайских летописях в 542 г.
|
7. Дешт-и-Кыпчак | Ж) древнекитайское название кыпчаков
|
8. Геродот | З) между Монгольским Алтаем и оз. Балхаш
|
9. imperium (лат.) | И) территория нынешнего Жетысу и Южного Казахстана
|
10. «Тюрк» | К) Северный, Восточный, Центральный Казахстан
|
Верно, или неверно?
1. Кимакский каганат, образованный в конце X в., занимал территорию Северного, Восточного и Центрального Казахстана.
2. Название кыпчаки встречается в китайских летописях III в. до н.э., на древнекитайском языке их называли «кюйше».
3. О том, что в раннем средневековье существовало Кыпчакское государство, можно прочитать в надписи на Мойыншорском памятнике, выбитой в 759 г. орхонской клинописью: «Тюрки кыпчаки правили 500 лет».
4. В 530 г. кыпчаки создают в Отекене своё кыпчакское государство Сир, или Кыпчакию.
5. О кыпчаках упоминается в записях европейского путешественника Ибн Хордадбеха, в которых он приводит список тюркских племен VIII в.
6. В VIII в. кыпчаки основательно закрепляются на территории Центрального Казахстана, по сведениям Худуд аль-Алама, этот регион назывался «Степь кыпчаков».
7. В русских летописях XII в. кыпчаки упоминаются как половцы.
8. В XII в. Великая Евразийская степь от Алтая и Иртыша на востоке до Карпат и Дуная на западе была территорией кыпчаков.
9. С персидского языка Дешт-и-Кыпчак означает «поле кыпчаков».
10. В этнический состав древних кыпчаков вошли племена се и яньто.
11. С образованием сильного государства кыпчаков (XI в.) в этническом составе Восточного Дешт-и-Кыпчака находилось до 16 племён.
12. Кыпчаки вошли в состав казахского народа как одно из главных его племён, к тому же кыпчаки входят в состав и других тюркоязычных народов: узбеков, каракалпаков, татар, башкир, туркменов.
3. Изучение нового материала
План:
1.Социально-политическая и экономическая структура Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского, Огузского и Кимакского каганатов.
2.Характер кочевых государств.
Тема разбирается учащимися самостоятельно в результате операции «Поиск». Затем совместное обсуждение изученного материала.
Операция «Поиск»:
1.Как борьба с соседними племенами способствовала образованию государства у кочевников?
2.Почему в кочевых государствах установилась военная демократия с неограниченным влиянием аристократов?
3.В ранних средневековых государствах сохранялась традиционная родоплеменная организация. Что это значит?
4.Что можно сказать о передаче высшей власти в средневековых государствах?
5.Почему у кочевников центром государственного и административного управления являлась ставка верховного правителя?
6.Какие вопросы решал верховный правитель в кочевом государстве?
7.Кому принадлежала вся земля в кочевых государствах?
8.Опишите систему налогообложения кочевых государств?
9. Кто составлял экономическую основу древних государств?
Итоги, оценки.
Дом.задание: подготовиться к проверочной работе.