Особенности обучения «Технологии» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Теременцев Сергей Анатольевич (teremsa@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 (МОБУ СОШ № 23),г. Таганрог
Аннотация
Обратить интерес ребёнка в нужное русло, используя ресурсы информационно-коммуникационных технологий, которое бы способствовало его саморазвитию и самопознанию, является первостепенной задачей каждого учителя-предметника. Для более качественного доведения сути учебного материала до школьников и развития их умственных способностей, изобретательности, совершенно необходимы современные, доступные, наглядные информационно-коммуникационные технологии.
Литература:
Нет
Двадцать первый век – век информационных технологий. Время, когда умение работать с большими объёмами, умение выделять главное в море предлагаемой разнообразной Интернетом информации является особенно важным. Часто школьник не вдумывается в суть, подходит поверхностно, к восприятию какой либо информации. Не вчитывается в текст, не вдумывается в смысл написанного, сказанного или услышанного. Задача учителя подвигнуть ребёнка думать над полученными знаниями и анализировать их.
Предмет «Технология» тесно связан с повседневной жизнью. Практические навыки и теоретические знания, которые школьники получают на уроках «Технологии», безусловно, пригодятся им в будущем. Но как часто ошибаются те педагоги, которые считают, что только практическая часть данного предмета является приоритетной в приобретении умений и навыков. Известно, что зрительная форма получения информации является основной в физиологии человека (90%). Канули в Лету времена, когда наглядность на уроке «Технологии» выглядела как простая демонстрация, образцов разнообразных конструкционных материалов и изделий из них. В настоящее время, используя видеопроектор, демонстрирующий различные учебные материалы, объём преподаваемой информации увеличивается в разы. Увеличивается так же и качество преподаваемого материала. Принципы наглядности на уроках «Технологии» могут быть реализованы с использованием информационно-коммуникационных технологий, что позволяет визуализировать процессы познания и вызывает больший интерес и мотивацию школьников к учению по сравнению с традиционными методами обучения. При этом важно опираясь на имеющуюся составляющую школьной программы, показать учащимся пути поиска и принцип работы с Интернет ресурсами.
В прошлое уходят примитивные виды обработки конструкционных материалов. А в повседневной жизни наши дети сталкиваются с высокотехнологичными изделиями, которыми наполнен современный рынок. Необязательно иметь трудовые знания и навыки, чтобы осознать принцип действия тех или иных устройств и гаджетов. А уроки технологии готовят их к реалиям современной жизни. Большое количество видеороликов представляет разнообразные, совершенно новые и необычные взгляды на методы работы с различными конструкционными материалами, а так же в областях электротехники и электроники. Важно, чтобы в этом океане, часто поверхностных и неглубоких представлений об окружающем мире, учащиеся могли найти те инструменты, которые помогут более точно понять не только содержание школьной программы, но и, сделав для себя выводы, найти свой самостоятельный путь познания окружающей действительности.
Очевидно, что жизнь человека немыслима без информационно-коммуникационных технологий, но, увы, часто дети, начиная с младшего школьного возраста, приобретают навыки общения с компьютером быстрее и прочнее, чем учатся писать. При этом хромает графическая грамотность учащихся; создать полноценный чертёж на бумаге становится практически не выполнимой задачей. Здесь в помощь учителю приходят возможности целого спектра графических редакторов, различной сложности, которые позволяют школьникам быстро и качественно выполнять графические работы. При этом экономится учебное время, что положительно сказывается на организации урока.
В стремительно развивающемся современном мире, ежедневной необходимостью является сформированность у человека ключевых компетенций. Часто родители и педагоги сетуют на то, что дети проводят много времени в социальных сетях, при этом общаясь и обсуждая совершенно пустые темы. Обратить интерес ребёнка в нужное русло, используя ресурсы информационно-коммуникационных технологий, которое бы способствовало его саморазвитию и самопознанию, является первостепенной задачей каждого учителя-предметника.
Следуя этим принципам, организую домашнюю работу так:
предлагаю учащимся ссылку на видеоролик о производстве какого-либо устройства или оборудования;
даю задание составить краткий план хода работы над созданием данного изделия;
поощряю собственные предложения школьников по оптимизации производства, рационализаторским предложениям и идеям.
При выполнении домашнего задания, ребята активно обсуждают увиденное в социальных сетях, а желание повысить оценку, вызывает дух соревнования, который неизбежно возникает при таком общении детей, где они делятся своими хитростями и «лайфхаками», позволяет использовать этот здоровый азарт в познании всего нового и неизведанного. Кроме того в рамках такой работы, ребёнок является свидетелем межпредметных связей, так как процессы происходящие при обработке конструкционных материалов и электротехнических работ тесно перекликаются с такими предметами как «Физика», «Химия», «Математика».
Не нужно быть ретроградом и полностью отметать новые методы работы с учащимися. Практическая часть в преподавании предмета «Технология» необходима. Но для более качественного доведения сути учебного материала до школьников и развития их умственных способностей, изобретательности, совершенно необходимы современные, доступные, наглядные информационно-коммуникационные технологии.