В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в школьном возрасте приводит к дисграфии – нарушению письма.
На втором году жизни у детей формируется грамматический строй речи. Ребенок от употребления отдельных слов переходит к фразовой речи. Именно в связи с этим у него и возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой-то законченной мысли.
Первые предложения детей очень несовершенны, слова в них еще не согласуются друг с другом, а как бы нанизываются одно на другое. Это так называемые детские аграмматизмы, при которых слова связываются между собой вопреки законам грамматики. Такие аграмматизмы свойственны всем без исключения детям и при нормальном ходе речевого развития, исчезают не позднее четырехлетнего возраста без всякой специальной помощи. К этому времени ребенок овладевает правилами изменениями слов и связи их в предложении.
Дети не сразу овладевают правильным образованием множественного числа имен существительных. Ребенок в этих случаях обычно старается полностью сохранить основу слова, откуда и появляются следующие ошибки: (ухо-ухи, лоб-лбы).
Примерно то же самое происходит в случаях образования различных форм глагола. Ребенок говорит о себе: «Я рисоваю».
Ребенок не сразу овладевает правильным употреблением окончаний имен существительных при согласовании с числительными. Например, он говорит: «пять цыпленков» или «пять розов».
Характерны для детей и трудности согласования прилагательных с существительными, особенно в роде. В первую очередь это относится к среднему роду (большая стул, зеленая поле). Встречаются ошибки и в согласовании мужского и женского рода (соленая огурец). Во многом это связано с тем, что ребенок поздно усвоил род имен существительных
(в норме к трем годам).
Особую сложность представляет у детей усвоение предлогов. До возраста 2-2,5 лет ребенок в речи может пропускать предлоги, хотя падежные окончания существительных при этом употребляются правильно. (Книга лежит столе. Мяч лежит корзине). Сложных предлогов «из-за», «из-под» формируются у ребенка позднее.
В целом правилами образования слов ребенок овладевает позже, чем правилами их изменения, но к школьному возрасту все эти трудности обычно преодолеваются без специальной помощи.
Так происходит овладение грамматическим строем речи при нормальном речевом развитии.
Отклонения в усвоении грамматического строя речи чаще всего наблюдаются в случаях задержки речевого развития у детей, когда переход к фразовой речи заметно запаздывает. Некоторые дети начинают овладевать фразовой речью лишь после 2-3-х лет, и аграмматизмы в их речи задерживаются до 6, 10 и более лет. Внешне эти аграмматизмы в большинстве случаев похожи на возрастные. Они также выражаются в трудностях образования множественного числа существительных, в трудностях согласования прилагательных с существительными, в неправильном употреблении предлогов, в неусвоении правил словообразования.
Но в этих случаях аграмматизмы явно не соответствуют возрасту ребенка, что и отличает их от возрастных своеобразий детской речи.
Когда ребенок 5-6 летнего возраста говорит «домы» вместо «дома», «ухи» вместо «уши», «цыпленки» вместо «цыплята» или «горький соль», 7 гусев, «около стулу», - то здесь уже не приходится говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы, вызванные какими-то особыми причинами и требующие для своего устранения специальной помощи. Такие аграмматизмы устной речи отражаются и на письме.
В тех случаях, когда возрастные аграмматизмы детской речи не исчезают к положенному сроку, необходима целенаправленная, систематическая и настойчивая работа по их преодолению.
Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлинится период коррекционного обучения.
И воспитатели, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.