Информацию, полученную от родителей, мы анализируем
по следующим направлениям:
• преобладающий тип регуляции поведения дома («полевой», на основе выработанных
стереотипов, гибкая адаптация к ситуации);
• уровень психической активности (низкий, высокий, адекватный; колебания уровня
психической активности в течение дня, истощаемость) и общий фон настроения;
• характер самостоятельной игры и деятельности ребенка дома (например: прыгает на диване,
расставляет машинки в ряд, бесконечно играет с пультом от телевизора, предпочитает всякие
«хулиганские выходки», тем самым постоянно выводя родителей из себя и провоцируя их на
сильные эмоциональные реакции);
• коммуникативные возможности дома: сведения о речевой активности и ее формах, о других
способах коммуникации (жесты и пр.);
• степень сформированности основных бытовых навыков (еда, туалет, одевание);
• наличие или отсутствие поведенческих проблем дома (агрессия, страхи,
гиперчувствительность к тем или иным воздействиям).
Реакция на стресс у детей с РАС (Б. Нейсон)
• «Уходы в себя»:
- когда нарастает перегрузка стимулами, нервная система
закрывается для восстановления;
- ребенок может стать сонливым, вялым, смотреть в
пространство, закрывать глаза, не отзываться.
• Эмоциональные срывы:
- бьет, пинается, толкается, швыряет, мечется, кусает себя,
бьется головой и т.д. Все это обеспечивает
проприорецептивную стимуляцию, понижающую уровень
стрессорных агентов.
Правила проведения первичной психолого-педагогической диагностики
детей с РАС (Мамайчук И.И., Моржина Е.В., Захарова И.Ю.)
• необходимо исключить прямой принудительный подход к ребенку;
• перед обследованием необходимо предупредить родителей о недопустимости
принудительного контакта;
• в присутствии ребенка не следует собирать анамнез, так как дети очень
чувствительны в отношении реакций матери при опросах;
• заблаговременно из зоны досягаемости для ребенка должны быть исключены
бьющиеся или острые предметы, вода, еда и пр.;
• из-за гиперчувствительности дети с аутизмом тонко реагируют на посторонние
шумы, зрительные стимулы. Поэтому в кабинете должно быть мягкое
освещение, тишина, отсутствие резких запахов;
• если ребенок проявляет выраженный негативизм или страх,
рекомендуется предложить выбрать игрушку (игрушки заранее
подготовлены и лежат в определенном месте). Не стоит делать ему
замечание, если он вышел из-за стола, ходит по кабинету и пр.;
• снижение психического тонуса у детей с РАС проявляется в том, что
ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро
истощается. Поэтому рекомендуется дать ребенку отдохнуть от
выполнения заданий или, наоборот, предъявлять их в ускоренном
темпе, если ребенок успешно с ними справляется;
• если ребенок возбужден, не слышит или не хочет слышать
взрослого, лучше перейти на шепотную речь;
• в случае если ребенок демонстрирует выраженный негативизм в
ответ на просьбы и задания, можно попробовать подключить,
например куклу из набора кукольного театра, и обращаться с
просьбами к кукле, поощрять ее выполнять задания.