«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Особенности диагностики учащихся с РАС"

Формирование первичного контакта с ребенком с РАС v • снижение активности специалиста на начальном этапе взаимодействия; • следование интересам ребенка; • дозирование положительных эмоций; • тестирование интересов ребенка, расширение сферы интересов; • определение особенностей коммуникации, использование доступных ребенку средств коммуникации • на первичном приеме лучше, если в контакт с ребенком первоначально вступает один специалист, а другие наблюдают и беседуют с родителями.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Информацию, полученную от родителей, мы анализируем

по следующим направлениям:

• преобладающий тип регуляции поведения дома («полевой», на основе выработанных

стереотипов, гибкая адаптация к ситуации);

• уровень психической активности (низкий, высокий, адекватный; колебания уровня

психической активности в течение дня, истощаемость) и общий фон настроения;

• характер самостоятельной игры и деятельности ребенка дома (например: прыгает на диване,

расставляет машинки в ряд, бесконечно играет с пультом от телевизора, предпочитает всякие

«хулиганские выходки», тем самым постоянно выводя родителей из себя и провоцируя их на

сильные эмоциональные реакции);

• коммуникативные возможности дома: сведения о речевой активности и ее формах, о других

способах коммуникации (жесты и пр.);

• степень сформированности основных бытовых навыков (еда, туалет, одевание);

• наличие или отсутствие поведенческих проблем дома (агрессия, страхи,

гиперчувствительность к тем или иным воздействиям).

Реакция на стресс у детей с РАС (Б. Нейсон)

• «Уходы в себя»:

- когда нарастает перегрузка стимулами, нервная система

закрывается для восстановления;

- ребенок может стать сонливым, вялым, смотреть в

пространство, закрывать глаза, не отзываться.

• Эмоциональные срывы:

- бьет, пинается, толкается, швыряет, мечется, кусает себя,

бьется головой и т.д. Все это обеспечивает

проприорецептивную стимуляцию, понижающую уровень

стрессорных агентов.

Правила проведения первичной психолого-педагогической диагностики

детей с РАС (Мамайчук И.И., Моржина Е.В., Захарова И.Ю.)

• необходимо исключить прямой принудительный подход к ребенку;

• перед обследованием необходимо предупредить родителей о недопустимости

принудительного контакта;

• в присутствии ребенка не следует собирать анамнез, так как дети очень

чувствительны в отношении реакций матери при опросах;

• заблаговременно из зоны досягаемости для ребенка должны быть исключены

бьющиеся или острые предметы, вода, еда и пр.;

• из-за гиперчувствительности дети с аутизмом тонко реагируют на посторонние

шумы, зрительные стимулы. Поэтому в кабинете должно быть мягкое

освещение, тишина, отсутствие резких запахов;

• если ребенок проявляет выраженный негативизм или страх,

рекомендуется предложить выбрать игрушку (игрушки заранее

подготовлены и лежат в определенном месте). Не стоит делать ему

замечание, если он вышел из-за стола, ходит по кабинету и пр.;

• снижение психического тонуса у детей с РАС проявляется в том, что

ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро

истощается. Поэтому рекомендуется дать ребенку отдохнуть от

выполнения заданий или, наоборот, предъявлять их в ускоренном

темпе, если ребенок успешно с ними справляется;

• если ребенок возбужден, не слышит или не хочет слышать

взрослого, лучше перейти на шепотную речь;

• в случае если ребенок демонстрирует выраженный негативизм в

ответ на просьбы и задания, можно попробовать подключить,

например куклу из набора кукольного театра, и обращаться с

просьбами к кукле, поощрять ее выполнять задания.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее