«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Основы создания школьной газеты

Это научно-исследовательская работа ученицы МБОУ УСОШ Филипповой Октябрины "Основы создания школьной газеты". Данная разработка может пригодится руководителям кружков по журналистике.

Людям издавна интересно происходящее вокруг. Для этого пишут новости, создают газеты. Школьная газета занимает не самое первое место, но ее роль не менее важна в сборе и передаче информации. Кому интересно, что происходит в школе? Ответ очевиден — всем: и родителям, и учителям, и школьникам. Поэтому мы начали выпускать свой школьный ежемесячник. Об этом и пойдет речь - о создании школьной газеты.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное казённое учреждение «Муниципальный орган управления образования»

МБОУ «Устьинская средняя общеобразовательная школа»



















Основы создания школьной газеты











Выполнила: Филиппова Октябрина,

ученица 8 класса МБОУ «Устьинская СОШ»

Руководитель: Трофимова М.А.,

руководитель кружка «Журналистика»

МБОУ «Устьинская СОШ».









Устье, 2018

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты создания школьной газеты

4

    1. Место школьной газеты в системе печатных изданий

4

    1. Из истории детской прессы

6

Глава 2. Этапы создания школьной газеты

7

2.1. Выявление потребностей читателей

7

2.2. Подготовительный этап

9

2.3. Практический этап

10

2.4. Редакционный этап и выпуск номера

11

2.5. Опрос читателей на предмет заинтересованности

11

2.6. Определение стоимости газеты и целей продаж

13

Заключение

15

Использованная литература

16







































Введение

Актуальность исследования. Людям издавна интересно происходящее вокруг. Для этого пишут новости, создают газеты. Школьная газета занимает не самое первое место, но ее роль не менее важна в сборе и передаче информации.

Кому интересно, что происходит в школе? Ответ очевиден – всем: и родителям, и учителям, и, конечно, самим школьникам.

Поэтому мы начали выпускать свой школьный ежемесячник с прошлого года.

Цель исследования – улучшить свой ежемесячник и начать его продавать.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить исследования по основам создания школьной газеты.

2. Выпустить газету по новому макету.

3. Определить цену школьной газеты.

4. Выявить цели продаж школьной газеты.

5. Сделать выводы.

На основе задач была составлена гипотеза исследования о том, что если продажа газеты будет иметь цель, то продавать ее будет эффективнее.

Объект исследования – школьная газета.

Предмет исследования – выпуск школьной газеты.

Методы исследования:

  1. Теоретические (изучение литературы).

  2. Практические (беседа, опрос, метод мозгового штурма).

Результаты исследования можно использовать как дополнительный материал для организации кружков журналистики.













Глава 1. Теоретические аспекты создания школьной газеты

    1. Место школьной газеты в системе печатных изданий

Газеты классифицируют по содержанию и назначению (рис. 1).

Рис. 1. Типы газет по содержанию.

Так, по содержанию выделяют:

  • Деловые, где пишут о бизнесе, предпринимательстве и экономике.

  • Новостные – события недели, месяца, года («Кыым», «Аргументы и факты»).

  • Спортивные – новости спорта, спортивные мероприятия, жизнь и достижения спортсменов («Спорт Якутии»).

  • Развлекательные – для семейного досуга.

  • Детские – особая категория газет. Здесь пишут то, что интересно детям («Кэскил», «Бэлэм буол+»).

Особое место занимает категория детской газеты. Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников, младших, подростков, старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем [5].

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности – науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и тд.

В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни [5].

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:

  • информационно-публицистические, цель которых – сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор.

  • издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению;

  • развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке[5].

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и мат, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая – поучать». В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Специфической чертой современной детской журналистики является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы. Юнкоровские издания – самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы[1].

Каково место школьной газеты в этой системе? Школьная газета освещает о жизни школы и достижения учащихся. Естественно, оно относится к категории детских газет, а именно к юнкоровской. Самое главное отличие – это то, что школьная газета не преследует коммерческие цели. Ее могут читать учащиеся, учителя, родители.



    1. Из истории детской прессы

До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского (рис. 2.). Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок»(1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало выходить в России в Москве [3].

Наша отечественная литература для детей многим обязана первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей — научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения [5].

В 20—30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития — формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости[6].

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов, иные не предусматривались[6].

В это время появляется первая республиканская детская газета «Бэлэм буол», которая сейчас называется «Кэскил». Создатели журналов смотрели на ребенка, прежде всего, как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки.


Глава 2. Этапы создания газеты

В ходе работы нами выделено 4 этапа: подготовительный, практический, редакционный, выпуск номера. Но перед этим нужно выявить потребности потенциальной аудитории.


    1. Выявление потребностей читателей

Сейчас в нашей республике есть немалый выбор перед юными читателями. Для создания газет нужно знать предпочтения своей потенциальной аудитории. Поэтому нами был проведен мини-опрос, чтобы определить, какие газеты они читают (рис. 3).




Рис. 3. Результаты опроса «Какая ваша любимая газета?»

Так, в начале 2017-18 учебного года самым читаемым изданием является наша школьная газета «Всезнайка». Нашими читателями, в основном, являются учащиеся 5-11 классов. Начальные классы пока мало читают. Возможно, из-за сложности статей.

Второе место занимает газета «Чуораанчык» - 15%, «Кэскил» - 10%, «Бэлэм буол», «Хатан», «Юность Севера» - по 5 %.

В прошлом году среди опрошенных 20% заявляли, что они не читают газеты. В этом году такого ответа не было. Возможно, наша газета содействовала к привитию чтения у детей.

Прошлогодний опрос показал, что учащимся удобно читать на русском языке. Многие интересуются такими рубриками, как спорт, досуг, наука, новости, гость номера, рецепты, опросники. Поэтому наша газета выпускается на русском языке.

Для создания нового макета газеты мы опирались на пожелания наших читателей (рис. 5). Естественно, он более обширный, чем старый макет (рис.4).

Опираясь на их ответы мы воспроизвели макет газеты (рис.4) и поняли, что газета должна быть русскоязычной.








Рис. 4. Старый макет школьной газеты «Всезнайка»



Рис. 5. Новый макет школьной газеты «Всезнайка».



    1. Подготовительный этап

Редколлегия школьной газеты «Всезнайка» включает 6 человек. Редактор – Трофимова Марианна Анатольевна, руководитель кружка журналистики. Корреспонденты – Филиппова Октя, Иванова Шура, Докторова Алена, Степанова Сандра, Малышева Василина.

Подготовительный этап включает разбор полос или рубрик. Для этого у каждого участника есть таблица полос, где указано, кто за какую полосу отвечает (таблица 1).

Таблица 1

Таблица полос

Полоса 1

Обложка



Марианна Анатольевна

Полоса 2

Гость номера



Иванова Шура

Полоса 3

Новости



Филиппова Октя

Полоса 4

Новости



Степанова Сандра

Полоса 5

Спорт



Иванова Шура

Полоса 6

Технологии



Докторова Алена

Полоса 7

Опрос



Филиппова Октя

Полоса 8

Рецепты



Степанова Сандра

Полоса 9

Досуг



Малышева Василина



Получив тему, готовишь вопросы для интервью или опроса.



    1. Практический этап

Практический этап предполагает встречу с интервьюируемым или посещение мероприятия. Для первого выпуска ежемесячника мы посетили ряд школьных мероприятий (таблица 2).





Таблица 2

Школьные мероприятия за октябрь, 2017

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Ответственный юнкор

День учителя

7 октября

Классные руководители

Филиппова Октя, Иванова Шура

Семинар учителей истории и обществознания

11 октября

Алексеева А.И.

Иванова Шура

День самоуправления

7 октября

Алексеева А.И.

Филиппова Октя

День матери

16-21 октября

Алексеева А.И.

Степанова Сандра



    1. Редакционный этап и выпуск газеты

Редакционный этап включает корректировку текста и оформление газеты. Ответственным за этот этап, безусловно, является редактор. Текст должен быть понятен для детей, но в то же время красивым, чтобы обогатить не только знания, но и речь читателей.

Самый первый номер ежемесячника мы выпустили 21 октября 2016 года. Так как это был наш первый опыт, то естественно, были минусы.

Сейчас, как правило, мы выпускаем газету последний четверг месяца. Дедлайн сдачи материалов на верстку — последняя среда месяца.

    1. Опрос читателей на предмет заинтересованности

С целью выявления степени заинтересованности читателей нами в 2016-17 учебном году был проведен опрос, включающий следующие вопросы:

  1. Понравился ли первый выпуск?

  2. Что понравилось?

  3. Что не понравилось?

  4. Что нового можно добавить?

  5. Вы бы хотели, чтобы о Вас было написано в газете?

  6. Если да, то в какой рубрике Вы бы хотели быть напечатанными?



Всего в опросе приняло участие 30 человек. Ответы представлены в процентном соотношении (рис. 6)

Рис. 6. Результаты опроса



Опрос показал, что большинству первый выпуск ежемесячника «Всезнайка» понравился. 60% понравились событийные новости. При этом 3 человека отметили, что им понравилось быть частью этих новостей.

20% опрошенных понравилась рубрика «Рецепты». 20% понравился досуг, в данном случае это страшная история для создания атмосферы Хэллоуин.

Как ожидалось, читателям не понравилось слишком малое количество развлечений. 30% опрошенных отметили нехватку иллюстраций.

На вопрос «что можно добавить?» все опрошенные с удовольствием ответили. Так, 20 % сказали, что нужно добавить спорт, который мы в макете представили, однако, не смогли подготовить материал. Еще 20% сказали, что было бы хорошо, если добавить рубрику «Технологии», который мы также запланировали, но не смогли подготовить.

50% читателей хотят увеличить количество досуга, который необходим для разрядки во время перемены или после уроков.

10% читателей предположили, что можно добавить учительскую страничку. Это говорит о том, что нашей газетой интересуются не только дети, но и учителя.

На вопрос «Вы бы хотели, чтобы о Вас написали в газете?» 66% опрошенных ответили положительно, 17% отрицательно и 17% затруднились ответить.

Последний вопрос касался только тех, кто ответил утвердительно на предыдущий вопрос. Так, 50% хотят быть опубликованными в рубрике «Спорт», 10% в новостях, 10% как «Гость номера» и 30% в разных рубриках.

Результаты опроса показали, что интерес к школьной газете высокий. Читатели готовы принять активное участие, например, став гостями номера. Это говорит о том, что интерес к школьной жизни также находится на высоком уровне.



2.6. Определение стоимости газеты и целей продаж

Для определения стоимости газеты в начале мы высчитали себестоимость одного номера.

В себестоимость черно-белой газеты входит стоимость А4, принтер. А4 в магазине «Анна» с. Устье 1 пачка А4 стоит 500 рублей. Принтер школьный — бесплатный.

В среднем, в 1 номере 5 листов (10 страниц). В 1 пачке А4 — 500 листов. Получается, 1 лист стоит 1 рубль. Итого, себестоимость 1 черно-белой газеты — 5 рублей.

Теперь посмотрим, какая себестоимость у цветной газеты. В себестоимость цветной газеты входит стоимость распечатки в «ZOOM» - 1 стр. 10 рублей. Получается себестоимость 1 цветной газеты — 100 рублей.

Как и ожидалось, цветная газета стоит намного дороже, чем черно-белая. Поэтому мы решили выпускать черно-белую газеты тиражом 10. 1 номер решили продавать за 10 рублей. Максимальная ежемесячная прибыль — 100 рублей.

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что школьная газета не является коммерческой. Поэтому если продавать газету, то с определенной целью.

Так, для этого было выделено 2 варианта. I вариант — благотворительность: помощь нуждающимся, оказание помощи школьной библиотеке на приобретение книг, оказание финансовой поддержки юнкоров.

II вариант — организация ежегодной премии от имени школьной газеты талантливому выпускнику, который хорошо пишет стихи или рассказы. Такая премия повысит престиж нашей школьной газеты среди общественности с. Устье.

Опрос учителей и членов школьного ученического самоуправления выявил, что большинство поддерживают организацию премии. Поэтому мы решили в мае на последнем звонке вручит первую премию от имени нашей газеты.





















Заключение

В результате работы мы пришли к следующим выводам:

1. Для улучшения своей газеты были изучены школьные газеты других улусов.

2. Новый макет школьной газеты более обширен и интересен читателям.

3. Выгоднее продавать школьную газету черно-белого варианта, так как затрат меньше, благодаря содействию руководителя кружка.

4. Цель продаж газеты — это поддержка талантливого выпускника в виде премии от имени школьной газеты «Всезнайка».

5. Планы на будущее — продолжить исследование и начать сотрудничество с другими школами и газетами разных уровней.







































Использованная литература

  1. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг. - М.: Университет, 1982. - 66 с.

  2. «Бэлэм буол+» алын уонна орто оскуола уерэнээччилэригэр аналлаах хаьыат

  3. Выпуск школьной газеты: методические и практические рекомендации / под общей редакцией Л.Н. Павловой. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2017. - 96 с.

  4. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов О детской литературе. - М., 1954.- с. 325.

  5. «Кэскил» о5о хаьыата.

  6. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Университет, 2000. - 217 с.

  7. Холмов М. Становление советской журналистики для детей. - Ленинград: ЛГУ им. Жданова, 1983 — 127 с.

  8. «Хатан» сурунаал.

  9. Школьный журнал «Лингва» Вилюйской гимназии им. Кондакова

  10. Школьная газета «Переменка» Жатайской СОШ №2

  11. Школьная газета «Охлопков News» Намской гимназии им. Ф. Охлопкова

  12. Школьная газета “ДыгдаленокОспехской СОШ Усть-Алданского улуса

  13. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - Москва, 1999. - 214 с.

  14. «Чуораанчык» о5о хаьыата.

  15. «Юность Севера» детская газета.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее